Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:56, контрольная работа
На мой взгляд, данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии………………………………………………………………………………………………….……3
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии…………………………………………………………………………………………………….…9
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Характеристика их сильных и слабых сторон………………………………………………………………………………..…………………………….12
4. Список используемой литературы………………………………………………………………………………………………………18
Содержание:
1. Понятие, сущность и основные
признаки политической демократии……………………………………………………
2. Демократизация как главная
тенденция современного
3. Сравнительный анализ трех
исторических форм
4. Список используемой литературы……………………………………………………
Введение.
На мой взгляд, данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
1. Понятие, сущность
и основные признаки
В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. Перикл в V веке до н.э. так писал о демократии: «называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех». С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человек. Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно, либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Демократический режим – политический режим, основанный на фактическом признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Рассмотрим основные признаки демократического политического режима:
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.
4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода.
Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций.
Социальные и экономические права. Эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.
5.Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.
6.Наличие развитой системы
представительства (
7.Политический плюрализм. Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
8.Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.
Существует многообразие исторических и организационных форм демократии. Вначале остановимся на исторических формах демократии – прямой, плебисцитарной и представительной.
В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решения. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна главным образом в сравнительно небольших коллективах, причем в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. Прямая демократия существовала в Древней Греции, а также в древнем Риме республиканского периода, в средневековых городах, наделённых правами самоуправления. На поздних этапах феодализма начинают складываться принципы представительства и появляются представительные органы - парламенты. Достоинство прямой демократии заключается главным образом в том, что она позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц. В современном мире прямая демократия встречается на уровне местного самоуправления, например, в американских и швейцарских общинах, в трудовых коллективах. К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать в соответствии с наказом и волей избирателей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных проголосовать за кандидата, победившего в соответствующих штатах.
Важным вторым каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса, а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.
Представительные демократии исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосования, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Достаточно точное определение представительной демократии дал немецкий политолог Ральф Дарендорф. «Демократия, - считает он, - не «правление народа», такого на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое; кроме того, демократия - это правительство со своим собственным курсом». При рассматриваемой форме демократии отношение между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона. Представительная демократия необходима тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин невозможно регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные государственные решения, требующие высокой профессиональной компетентности и ответственности.
Индивидуалистическая, плюралис
Общество имеет определенную структуру. В зависимости от того, рассматривается ли народ как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные интересы, или же как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.
Индивидуалистические (либеральные) демократии исходят из признания индивида первичным источником власти, из его автономности как социального субъекта, из необходимости соблюдения прав и свобод человека и их охраны властью закона. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы, том числе свободы самореализации личности в сфере политики. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства. Либеральные демократии стремятся создавать условия, позволяющие обеспечить беспрепятственное осуществление индивидуальных прав и свобод личности, в том числе и путём ограничений полномочий государства в области регулирования частной жизни граждан. Государству отводится роль "ночного сторожа". Одним из первых подобные идеи стал развивать английский философ Т. Гоббс (1588-1679), утверждавший, что суверенитет принадлежит гражданам государства. С Гоббсом был солидарен и Дж. Мэдисон (1751-1836), считавший, что главной целью демократического правительства является защита общественного блага и личных прав индивидов. Но, следует заметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп. Несомненным недостатком либеральной демократии является также игнорирование коллективистской природы человека, его стремления к самореализации в рамках различного рода круга людей.
Плюралистические модели исходя