Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:43, контрольная работа
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий». Смысл данного слова отражает предназначение такого человека и его функции. Формирование и развитие сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера. Лидеры ведут за собой различные социальные общности, они объединяют и координируют индивидуальные усилия людей.
С понятием «лидер» связано понятие «лидерство». В качестве центрального звена оно включает механизм взаимодействия лидера и его последователей.
Введение.
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий». Смысл данного слова отражает предназначение такого человека и его функции. Формирование и развитие сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера. Лидеры ведут за собой различные социальные общности, они объединяют и координируют индивидуальные усилия людей.
С понятием «лидер» связано понятие «лидерство». В качестве центрального звена оно включает механизм взаимодействия лидера и его последователей.
Среди различных форм лидерства политическое занимает особое
положение в силу того, что в общественной жизни оно наиболее зримо.
1. Специфика политического лидерства, его типы и функции.
Одни исследователи определяют политическое
лидерство - как "влияние", другие
- как "управление", третьи - как "принятие
решений", а четвертые признают лидерами
только "новаторов", тех, кто "ведет
вперед", а руководителей, управляющих
продолжают называть чиновниками, бюрократами.
Но проблему политического
лидерства нельзя рассматривать однобоко,
политический лидер должен сочетать в
себе все эти качества.
В политологии начиная с М. Вебера, политических
руководителей делили на три типа: традиционных,
легальных и харизматических в зависимости
от того на чем основываются их претензии
на власть (авторитет).
1. Традиционные лидеры (вожди) -
опираются на вековые традиции ни у кого
не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран)
2. Легальные лидеры - должны получить
власть законным путем. (Буш, Миттеран,
Ельцин)
3. Харизматические лидеры - они
стоят особняком, их власть (скорее - авторитет)
опираются не на внешнюю силу, а на некое
необычное личное качество, которое М.
Вебер называет "Харизмой". Это качество
достаточно для того, чтобы у харизматического
лидера были последователи, желающие вручить
ему политическую власть.
В современной науке, при наличии общности
исходных позиций, лидерство характеризуется
неоднозначно. Можно выделить следующие
основные подходы к его трактовке:
Лидерство – это разновидность
власти, спецификой которой является направленность
сверху вниз, а также то, что ее носителем
выступает не большинство, а один человек
или группа лиц. Политическое лидерство,
пишет
Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая
одним или несколькими индивидами, с тем,
чтобы побудить членов нации к действиям».
Лидерство – это управленческий
статус, социальная позиция, связанная
с принятием решений, это руководящая
должность. Такая интерпретация лидерства
вытекает из структурно-функционального
подхода, предполагающего рассмотрение
общества как сложной, иерархически организованной
системы социальных позиций и ролей. Занятие
в этой системе позиций, связанных с выполнением
управленческих функций (ролей), и дает
человеку статус лидера.
Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство
– это «положение в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего
его лица направлять и организовывать
коллективное поведение некоторых или
всех его членов».
Лидерство – это влияние
на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.)
Однако это не любое влияние, а такое, для
которого характерны четыре особенности:
во-первых, необходимо, чтобы влияние было
постоянным. К политическим лидерам нельзя
причислять людей, оказавших, хотя и большее,
но разовое воздействие на политический
процесс, историю страны. Так, например,
Ли Освальд, официально признанный убийцей
американского президента Джона Кеннеди,
своим поступком оказал существенное
влияние на последующее политическое развитие
Америки, да и мира в целом. Однако было
бы нелепо вследствие этого считать его политическим
лидером.
Во – вторых, руководящее
воздействие лидера должно осуществляться
на всю группу (организацию, общество).
Известно, что внутри любого крупного
объединения существует несколько, и даже
множество центров локального влияния.
Причем постоянному влиянию со стороны
членов группы подвергается и сам лидер.
Особенностью политического лидера является
широта влияния, распространение его на
все общество или крупные группы.
В – третьих, политического
лидера отличает явный приоритет во влиянии.
Отношения лидера и ведомых характеризует
асимметричность, неравенство во взаимодействии,
однозначная направленность воздействия
– от лидера к членам группы.
В – четвертых, влияние
лидера опирается не прямое применение
силы, а на авторитет или хотя бы признание
правомерности руководства. Диктатор,
силой удерживающий группу в подчинении,
- это не лидер, как не является лидером,
например, террорист, захвативший заложников,
или тюремный надзиратель.
Следует отметить,
что не все авторы считают несовместимым
лидерство и постоянное насилие. Отдельные
ученые, например Ж. Блондель, допускают
использование принуждения.
Политическое лидерство
– это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на специфическом рынке,
при котором политические предприниматели
в конкурентной борьбе обменивают свои
программы решения общественных задач
и предполагаемые способы их реализации
на руководящие должности (Дж. Опенгеймер,
Н. Фролих и др.). При этом специфика политического
предпринимательства состоит в персонализации
« политического товара», его
отожествлении с личностью потенциального
лидера, а также в рекламировании этого
«товара» как общего блага. Такая интерпретация политического
лидера вполне возможна. Однако она применима
главным образом лишь к демократическим
организациям: государствам, партиям и
т.п.
Лидер – это символ
общности и образец политического поведения
группы. Он выдвигается снизу, преимущественно
стихийно, и принимается последователями. Политическое
Эта точка зрения
до сих пор достаточно широко распространена
в российском обществоведении и связана
с его длительной оторванностью от мировой
науки и, в частности, с узким, преимущественно
психологически пониманием лидерства
как главенствующего положения личности,
возникающего стихийно в ходе межличностных
отношений в малой группе. Применительно
к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства
нельзя согласится из-за ее односторонности,
неучета объективной, антропологической
и социальной основы этого феномена, недооценки
ведущей роли властного статуса в выполнении
функций политического лидерства , связанного
с воздействием на большие массы людей.
Объективная и субъективная стороны лидерства .
Лидерство основывается на определенных
потребностях сложно организованных систем.
К ним относится, прежде всего, потребность
в самоорганизации, упорядочении поведения
отдельных элементов системы в целях обеспечения
ее жизненной и функциональной способности.
Такая упорядоченность осуществляется
через вертикальное (управление-подчинение)
и горизонтальное
(коррелятивные одноуровневые связи, например
разделение труда и кооперация) распределение
функций и ролей и, прежде всего через
выделение управленческой функции и осуществляющих
ее структур, которые для своей эффективности
требуют, как правило, иерархической, пирамидальной
организации. Вершиной такой управленческой
пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Четкость выделения
лидирующих позиций зависит от типа общности,
составляющей систему, и ее взаимоотношений
с окружающей средой. В системах с низкой
групповой интеграцией и высокой степени
автономии и свободы различных элементов
и уровней организации функции лидера
выражены слабо. По мере же усиления потребности
системы и самих людей в сложно организованных
коллективных действиях и сознания этих
потребностей в форме коллективных целей
– спецификация функций лидера и его структурное,
институциональное обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных
контактах их членов, институциализация
лидирующих позиций может не происходить.
Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные
качества личности, ее способность объединить
и повести за собой группу. В крупных же
объединениях, эффективность коллективных
действий которых требует четкой функционально-
ролевой дифференциации и специализации,
а также оперативности управления и жесткости
подчинения (например, в армии), институциализация
и формализация (официальное закрепление)
лидирующих позиций, придание им сравнительно
больших властных полномочий обязательны.
Именно к такому типу
объединений относится политика. В ней
действуют огромные массы людей, ставящие
перед собой вполне определенные, ясно
осознанные цели и испытывающие непрерывное
противодействие со стороны политических
оппонентов. В силу этого институциализация
лидирующих позиций проявляется в политике
особенно отчетливо.
Институциализация
руководящих функций отражается в понятии
формального лидерства . Оно представляет
собой приоритетное влияние определенного
лица на членов организации, закрепленное
в ее нормах и правилах и основывающее
на положении в общественной иерархии,
месте ролевых структурах, обладании ресурсами
влияния. В противоположность формальному,
неформальное лидерство характеризует
субъективную способность, готовность
и умение выполнять роль лидера, а также
признание за ним права на руководство
со стороны членов группы (общества). Оно
основывается на авторитете, приобретенном
в результате обладания определенными
личными качествами.
Оба этих аспекта
– формальный и неформальный характеризуют политическое
Итак, политическое лидерство
представляет собой постоянное приоритетное
и легитимное влияние одного или нескольких
лиц, занимающих властные позиции, на все
общество, организацию или группу. В структуре лидерства
обычно выделяют три главных компонента:
индивидуальные черты лидера; ресурсы
или инструменты, которыми он располагает;
ситуацию, в которой он действует и которая
оказывает на него влияние. Все эти компоненты
прямо влияют на эффективность лидерства .
Если властные позиции
и роли – объективная основа политического
лидерства – относительно стабильности,
с трудом и достаточно редко подвергаются
радикальным изменениям, то личностный,
персональный состав лидерства более текуч
и подвижен.
Функции политического
Изучая политику как лидерство, американский
исследователь Р. Такер выделил три основные
функции, которые выполняет лидер.
1. Диагностическая функция.
«Постановка диагноза» – период, когда
лидер изучает ситуацию, оценивает ее,
определяя наиболее важные проблемы, вычленяя
негативные тенденции и устанавливает,
что и как должно быть исправлено. Свои
выводы лидер делает на основе полученной
информации от советников, помощников.
Но, учитывая оценки экспертов, лидер,
и только он, ставит «диагноз» ситуации.
Диагностическая функция связана с директивой.
2. Директивная функция.
Она включает в себя определение направления
действий: как и что конкретно надо предпринять
в определенный момент, чтобы решить проблему.
3. Мобилизационная функция.
Но лидерство – это нечто больше, чем анализ
и принятие решений. Это и
«мобилизация» на выполнение решений,
вовлечение в конкретную деятельность
тех, кто нужен для решения задачи и достижения
поставленной цели. Лидерство в политике
выполняет важнейшую мобилизационную
функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы,
социальные слои, нация в целом. Многие
исследователи политического лидерства
считают, что многообразные социальные
интересы только с приходом лидера получают
четкое оформление и переносятся в центр
политической жизни. Лидер способствует
политической самоидентификации индивидов,
социальных групп, слоев. Действуя на людей
в массе, лидеры способны воодушевлять
и повести их за собой на реализацию самых
сложных задач, требующих от граждан и
мужества, и жертвенности, и героизма.
Таким образом, лидер
– это авторитетный член организации
или социальной группы, влияние которого
позволяет ему играть главную роль в принятии
решений в политическом процессе и конкретных
ситуациях. «Идеальное» лидерство есть
сочетание трех основных функций: «постановки
диагноза», определения направления действий
и мобилизации.
Типология лидерства.
В
политологии существуют различные классификации
политических лидеров. Многообразие классификаций
определяется многомерностью самого лидерства
как властеотношения и возможностью применять
разные подходы для выделения типов лидеров.
Довольно часто используется упрощенная
типология, основанная на дихотомии, то
есть на противопоставлении двух типов
лидеров: лидеры «львы» и «лисы» (Н. Макиавелли),
«реальные» лидеры – менеджеры (Р. Такер),
«лидеры- преобразователи» и «лидеры-дельцы»
(Дж. Мак Грегор Бернс). Дихотомический
подход традиционен, но действительность
гораздо сложнее, поэтому применяются
и более сложные типологии лидеров.
Г. Лассуэлл предложил
свою классификацию, в основе которой
– склонность лидеров к определенной
модели поведения. Лассуэлл выделил лидеров-
агитаторов, организаторов и теоретиков.
Лидеры-агитаторы предпочитают воздействовать
силой слова, ораторским искусством, личным
образом, примером поведения. Лидеры-организаторы
отдают предпочтение работе с кадрами,
их привлекает использование возможностей
организации для усиления своего влияния.
Теоретики воздействуют силой интеллекта.
Есть лидеры, у которых четко можно выделить
сферу поведенческого предпочтения, но
есть и такие, где сделать это затруднительно.
Так, В.И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское,
и организаторское, и теоретическое в
лидерстве было выражено одинаково ярко.
Интересной является
классификация, предложенная С. Хуком.
Критерием классификации С. Хук сделал
степень воздействия лидеров на события
и способность ими управлять. На этом основании
он поделил всех лидеров на две неравные
группы. В первую вошли лидеры, способные
прекрасно ориентироваться в ситуации
и использовать ее. Это эвентуальные лидеры,
лидеры, использующие события. И вторая,
небольшая группа лидеров, способных самостоятельно
творить события, делать историю по-своему,
т.е. лидер, делающий событие.
Эти лидеры круто
меняют исторический процесс. В первую
очередь С. Хук называет в этой группе
В.И.Ленина и Наполеона.
Вариант, предложенный
М.Вебером, базируется на идеальных типах
господства. На этой основе выделятся
и идеальные типы лидерства: традиционный
лидер, лидер харизматический и лидер
рационального типа.
Так старший сын монарха после его смерти
сам становится монархом.
Лидерство рационального типа или бюрократическое
лидерство легитимируется законом. Лидер-чиновник
выступает не как личность, от которой
исходит власть, а как исполнитель определенной
государственной функции, символизирующей
собой рациональное управление. Власть
харизматического лидера легитимирована
в его особый дар, способности решать все
проблемы.
Харизматический
лидер представляет собой интерес для
современного политического анализа.
Харизмой в той или иной степени обладают
многие политические лидеры. Но ХХ век
показал, что лидеры с харизматическими
качествами может превращаться в фюрера,
полубожественного вождя, чей образ вызывает
одновременно страх, любовь и восторг.
Подобный лидер требует беспрекословного
подчинение свой воли и полон внутреннего
убеждения, что он один знает способ решения
поставленных задач.
Современные харизматические
вожди порождаются массовыми движениями
протеста. Они имеют тенденцию к реализации
в условиях плебисцитарной демократии.
В массовых обществах, делал вывод М. Вебер,
цезаристский элемент неистребим. Избранные
всеобщим голосованием народа политические
лидеры общегосударственного масштаба
имеют колоссальное могущество и стоят
как бы над другими ветвями власти, неся
ответственность только перед народом.
Необходимость в харазматическом
лидере обычно проявляется в период социальных
кризисов, когда традиционные властные
институты дают сбой и не в состоянии адекватно
реагировать на изменившиеся условия
и принимать нестандартные решений. К
харизматическому лидерству также тяготеют
политические системы, в которых начинается
процесс модернизации, а стабильные социальные
институты отсутствуют, нет демократических
традиций и развитого правового сознания.
Роль харизматических лидеров усиливает два обстоятельства:
- развитие средств массовой информации дает лидеру возможность напрямую обращаться к миллионам людей и использовать свои качества демагога.
- кризис массовых партий и в целом ослабление
партийного влияния на избирателей.
Плебисцитарные харизматические
лидеры не обязательно диктаторы, но они
напрямую избираются народом, опираются
на его поддержку, отличаются твердостью
и решительностью в проведении политической
линии, что импонирует массам; они знают,
чего хотят и не меняют свою политику под
влиянием ситуации. Для современных плебисцитарных
харизматических лидеров характерно стремление
подняться над партийными и социальными
интересами и играть роль объединяющего
начала нации.
На пути превращения харизматического
лидера в диктатора можно поставить институциональные
и правовые заслоны. Прежде всего, они
не должны обладать абсолютной властью
над силовыми структурами и средствами
массовой информации. Тем самым блокируется
харизматический прорыв в диктаторы и
правит все-таки закон, а не воля. Там же,
где институты демократического контроля
слабы, они быстро ликвидируются харизматическим
лидером, возникает плебисцитарный вождь,
попирающий представительную демократию.
Административные
структура становятся средством укрепления
личной власти, пропагандистско-репрессивный
аппарат начинает работать под полным
контролем лидера-диктатора. Харизматическая
власть нестабильна, так как основана
не на традиции или законе, а на вере в
харизму лидера, в миссию, которую данный
лидер должен выполнить, и способность
к выполнению которой, он вынужден постоянно
доказывать.
Только в условиях развитой либеральной
демократии с традиционно сильным уважением
к демократической процедуре и закону
нет опасности перерастания харизма лидера
в вождизм. Тогда и возникает политический
баланс в системе властных отношений:
лидер – политическая элита – группы
интереса – народ.
2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства.
Суть концепции политического маркетинга состоит в том, чтобы попытаться объяснить политику с позиции «политического рынка»
Политический маркетинг - маркетинг, используемый применительно к целям и задачам политической борьбы. Политический маркетинг характеризует деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания или изменения отношения общественности к конкретным политическим деятелям, партиям или движениям. Политический маркетинг активно используется политическими партиями в период проведения избирательных кампаний.
В начале 80-х один француз определил политический маркетинг как «умонастроение, подвигающее применить к политическому действию методы и способы, которые так хорошо удались применительно к действию коммерческому». Крайне важно не сужать политический маркетинг к одной из функций менеджмента избирательной кампании или государственного управления, не путать с политической рекламой, PR и пропагандой. Передовые представители бизнеса давно забыли такую примитивную трактовку маркетинга, придав ему инкорпорирующую роль. У субъектов же нашего политического рынка все еще доминирует ориентация «на продажи» — «сбыт» своего имиджа избирателям, обществу. Иначе говоря, они слишком далеки от современной концепции маркетинга, провозглашающей залогом достижения целей организации «определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами» (Котлер, 1997). Более того, очевидно, что политический маркетинг имеет еще одну сущностную характеристику — он социально-ответственен по природе, поэтому в данном случае речь должна идти не столько о философии маркетинга как такового, сколько о применении концепции социально-ответственного маркетинга. Напомним определение классика: «Концепция социально- Таким образом, главное не технология, а идеи. На мой взгляд, это хорошо подчеркивает следующее определение П. Линдона: «Политический маркетинг — это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и для одновременного воздействия на поведение граждан…» Субъектам нашего политического рынка пора избавиться от нескольких стереотипов по поводу внедрения маркетинг менеджмента в сферу политики. 1. С точки зрения стратегии
политический маркетинг и 2. Из всех видов маркетинга в некоммерческом секторе (по Ф. Котлеру) наиболее близок к политическому маркетингу не маркетинг организаций, сводимый классиком современного маркетинга к PR (организации общественного мнения), или маркетинг личностей, а маркетинг идей. Следующая его расширительная трактовка также свидетельствует в пользу сближения политического маркетинга с коммерческим: «Идеи тоже можно предлагать в рамках системы маркетинга. В определенном смысле любой вид маркетинга является маркетингом идей, будь то идея чистки зубов, или идея использования зубной пасты Х как наиболее действенного средства предотвращения кариеса, или что-либо другое» (Котлер, 1991). 3. Если сравнить политический
маркетинг с такой 4. Следует избавиться
от иллюзии «купли-продажи», дескать,
можно «купить» голоса и можно
продать любой «политический
товар», завернув его в Итак, сегодня — на пороге информационного общества — партии представляются нам как интеллектуальные корпорации по производству миссий (стратегий, программ) и услуг, которые гармонизируют интересы различных социальных страт и общества. Исходя из этого, теряют смысл патетические споры об «элитах», «олигархах», необходимости государственной идеологии и т. п. Приходя на избирательные участки, люди должны выбирать не из нескольких «зол» (или «котов в мешке»), а отдавать предпочтение той или иной стратегии «продвижения» и «позиционировании» страны в мировой геополитической конфигурации и на международном рынке. Применительно
к институту лидерства 1. Формирование имиджа лидера. Формирование имиджа, или образа, политического лидера – не пустая трата времени и сил. Экономистам известно, что спрос на товар в немалой степени определяется не только его объективными характеристиками, но и субьективным его восприятием, совокупностью свойств, которые привлекают покупателя. Применительно к политическому лидеру можно сказать, что его образ должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных сторонников. В качестве
примера можно привести - «Спаситель отечества»
- такой лидер вступает на - «Отец нации» - это авторитарный
лидер, который строг, но - «Обаятельный лидер» - улыбчив, динамичен, раскован, пытается больше понравиться; - «Свойский мужик» - ничем
не примечательный человек, 2. Сегментирование рынка.
Разнообразные качества 3. Позиционирование. Необходимо
занять позицию в конкретном
сегменте рынка. При 4. Воздействие на выбранную
группу осуществляется через
СМИ, в непосредственных Основное
сходство между традиционным
рынком и политическим 3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Раскройте, на чем основана такая позиция и насколько она, по(вашему, верна. В настоящее время уменьшилась вероятность появления выдающихся политических лидеров, которые оставляли бы такой след в истории, как Петр I, Наполеон, Сталин. В наше время невозможно единолично управлять государством. Даже политический лидер, который стремится лично контролировать все сферы жизни общества, не всегда может обойтись без консультаций с помощниками, чья компетенция в той или иной сфере выше. Механизм
политического лидерства Политический лидер, по мнению российского политолога Р.Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию». Я считаю,
что в современной ситуации, сложившейся
в России есть крупный Путин олицетворяет в себе лидера-пожарного, который ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра. Конечно,
Путина сейчас не сравнить
с Цезарем, но он сделал и
продолжает делать все, чтобы
Россию по величию могли Заключение. демократизация и рынок. |