Контрольная работа по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:54, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?

Вложенные файлы: 1 файл

политология.контр.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

 

 

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии

 

Ответ: Основными функциями политологии являются:

Познавательная (описательная). Изучающий получает новую социальную информацию, познает законы общественного развития, роль государства, политическую систему общества и т.д.

Экспертная. Помогает оценить политическую действительность, действия политиков.

Прогностическая функция. Политология призвана дать ответ на вопрос, как в будущем будет выглядеть реальность в случае осуществления тех или иных процессов. Футурология политики стремится придать поставленным вопросам наиболее контролируемую форму и излагает свои выводы научно обоснованно. А это возможно лишь на основе анализа достоверной и полной информации. Научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей – важнейшая задача политологии.

Критически-мировоззренческая, воспитательная функция. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, помогает оценивать общественные явления и отстаивать нравственные и политические ценности.

Нормативно-инструментальная-обоснование политического действия, его средств и методов.

Идеологическая функция входит в структуру политического сознания общества как ее основополагающий теоретический элемент, выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, тем самым, пусть косвенно, а не непосредственно, является интегрирующим фактором в обществе, т. е. сплачивает общество в единое целое.

 

 

ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?

 

Ответ: Различают два вида политических прогнозов:

1 поисковый прогноз, когда возможные состояния того или иного политического объекта, процесса или явления определяются путем переноса наблюдаемых тенденций в будущее. Например, анализ ценностных ориентаций и предпочтений населения показал, что в течение последних десяти лет наблюдается устойчивый рост числа тех людей, которые отдают предпочтение либеральным ценностям. Следовательно, можно предположить, что на  будущих выборах  избиратели активнее будут поддерживать либерально ориентированных кандидатов. Поисковый прогноз составляется при условном абстрагировании от факторов, способных видоизменять выявленные тенденции.

2 нормативный прогноз предполагает определение возможного развития событий в случае принятия какого-либо  решения или изменения обстоятельств. Например, предполагается изменение цен на нефть на мировом рынке, и правительство разрабатывает несколько сценариев своей социальной политики в зависимости от прогнозируемого уровня этих цен. Другой пример: предполагается принятие закона об изменении избирательной системы. Зная основные параметры новой избирательной системы, можно составить прогноз, как повлияет этот законопроект на расстановку политических сил в обществе, на партийную борьбу и т.д. Нормативный прогноз ориентирует на достижение предпочтительных состояний на основе заданных параметров, целей, норм.

 

 

ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.

 

Ответ: В истории политических учений прослеживаются следующие основные этапы:

Первый этап — античная политическая мысль. Она начала складываться в Древней Греции. Для нее был  характерен переход от мифологического  к философскому объяснению политики, стремление понять сущность государства, его роли и места в обществе.

Второй этап — политическая мысль Средневековья. Главным отличием этого этапа является сильное  влияние христианства на политическую мысль, идея о том, что государственная  власть происходит от бога.

Третий этап - политические теории Возрождения и Нового времени (XV— XVIII вв.) отличались от учений Средневековья прежде всего светским характером. Мыслителей этого времени волновали прежде всего проблемы происхождения государства, взаимоотношения правителей и народа, гражданских прав и свобод.

В конце XIX — начале XX в. на развитие политической мысли оказывают сильное воздействие социологические теории. Значение социологии для современной политической науки состоит прежде всего в разработке особого методологического инструментария, который должен был «приземлить» знание о политике, сделать его более конкретным, доступным для практических выводов.

 

 

ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?ъ

 

Ответ: Мотивация подчинения  может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти. Сила власти, основанная на страхе, имеет тенденцию к ослаблению.

Сравнительно безболезненно  принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться. Она была присуща государству в традиционных обществах. Она - надёжный фактор стабильности власти пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и идентификации. Такое подчинение связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоёв сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради высоких целей - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется  на базе общей заинтересованности объекта  и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без угрозы санкций или убеждения.

 

 

ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.

 

Ответ: Под легитимностью понимают признание власти обществом, обоснованность

и необходимость данной власти и её носителей. В узком  смысле понятие

легитимности характеризует  законность власти.

Легитимность может  проявляться, например, как в добровольном принятии

большинством конкретной формы правления, власти того или  иного класса, так и

в борьбе за господство определенных политических сил.

Исторически сформировались несколько типов легитимности:

Легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными

правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих

институтов, включая принудительные санкции;

     Основа  – общее понимание норм, установленных  законом;

Идеологический тип  легитимности – признание власти в силу

внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей,

которые провозглашены  властью;

     Основа  – идеологические ценности;

Традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку

она действует в соответствии с традициями и традиционными  ценностями масс;

     Основа  – традиции, традиционное сознание;

Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из

убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих

политические отношения;

     Основа  – специфические политические структуры;

Персональная (харизматическая) легитимность – признание власти

основано на вере масс в особые способности политического  лидера, вождя;

     Основа  – личный авторитет правителя;(Наполеон, Ленин.Сталин)

Политическая  целесообразность–  соглашение или навязывание обществу

власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для

переходных периодов, связанных с формированием новой  политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют

совместно, взаимно дополняя друг друга.

 

 

ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.

 

Ответ:  Основными типами режимов являются: демократический, авторитарный, тоталитарный. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы.

Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

- Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.

-  Правительство рождается  из выборов и на определенный, ограниченный срок.

- Сочетание правления  большинства и защита прав  меньшинства. 

- Равенство прав граждан  на участие в управлении государством: свобода создания политических партий.

 Граждане сами непосредственно  участвуют в подготовке, обсуждении  и принятии решений. Такая система  может иметь практический смысл  только при относительно небольшом  числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов.

Тоталитаризм. Понятие  тоталитаризма происходит от лат. "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной  господствующей идее.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

- существует однопартийность  (единственная  партия с  полувоенной  структурой, концентрирующая в себе  реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера.  Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме).

- доминирует роль идеологии.  Тоталитарный режим - это идеологический  режим, где всегда есть своя " Библия".

- тоталитаризм строится  на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

- при тоталитаризме  существует террористический полицейский  контроль. Полиция существует при  разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Авторитаризм. По своим  характерным чертам он занимает как  бы промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. С  тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

- Автократизм (самовластие)  или ограниченное число носителей  власти.

- Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам,  при этом власть может править  с помощью законов, но их  она принимает по своему усмотрению.

- Опора (реальная или  потенциальная) на силу.

- Монополизация власти  и политики, недопущение политической  оппозиции и конкуренции. При  авторитаризме возможно существование  ограниченного числа партий, профсоюзов  и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

- Отказ от тотального  контроля над обществом, невмешательство  во вне политические сферы  и прежде всего в экономику.  Власть занимается главным образом  вопросами обеспечения собственной  безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой.

- Рекрутирование политической  элиты путем введения в состав  выборного органа новых членов  без проведения дополнительных  выборов. 

 

 

ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?

 

Ответ: Под лоббизмом понимают  институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур  в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения

Виды лоббизма:

законодательный, исполнительный и судебный; в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос".

 в зависимости от того, в  каком управленческом решении  достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных  органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый; в зависимости от характера интереса, который "продавливается

одноразовы  и постоянный;

 в зависимости от того, на  каком уровне власти происходит  лоббирование: федеральный (осуществляется  в системе высших органов государственной  власти и управления) и местный  (осуществляется в республиканских,  краевых, областных органах);

в зависимости от того, в чью  пользу "решается вопрос", говорят  о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных  и экологических движений, предпринимательских  союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме;

в зависимости от взаимоотношений  объекта и субъекта лоббирования:

плюралистический (давление на государственные  органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий).

 

 

ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.

Ответ: Основные типы избирательных систем.

пропорциональная  избирательная система (предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах) - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»