Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Понятие “политический режим” - одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства, поскольку в пределах одной формы правления на разных этапах ее развития политическая жизнь может существенно видоизменяться. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикалами, теократическими и др.

Содержание

Вопрос 1. Понятие, основные характеристики политического режима……..3
Вопрос 2. Понятие, признаки и истоки тоталитаризма……………………….5
Вопрос 3. Основные разновидности тоталитарных режимов………...……..10
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа по политологии 5 курс.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

Вопрос 1. Понятие, основные характеристики политического режима……..3

Вопрос 2. Понятие, признаки и истоки тоталитаризма……………………….5

Вопрос 3. Основные разновидности  тоталитарных режимов………...……..10

Список литературы………………………………………………...…………11

 

 

Вопрос 1. Понятие, основные характеристики политического  режима

Понятие “политический режим” - одно из общепринятых в современной  политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств  и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства, поскольку в пределах одной формы  правления на разных этапах ее развития политическая жизнь может существенно  видоизменяться. Общество и государство  могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и  авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикалами, теократическими  и др.

Сегодня нет четкого определения  понятия "политического режима", однако можно выделить ряд основных толкований:

- система средств и  методов осуществления политической  власти;

- модель, форма взаимодействия  государственно-властных структур  и населения;

- совокупность характерных  для определенного типа государства  политических отношений, средств  и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной  властью и обществом, господствующих  форм идеологии, социальных и  классовых взаимоотношений, состояния  политической культуры общества.

Любой политический режим  определяется тремя основными факторами:

- процедурами и способами  организации властных институтов  и непосредственным осуществлением  власти;

- стилем принятия общественно-политических  решений;

- отношениями между политической  властью и гражданами.

Кроме этого понятия “политический  режим” охватывает:

- порядок формирования  представительских учреждений;

- положение и условия  деятельности политических партий  и общественных организаций;

- правовой статус личности, права и обязанности граждан;

- уровень экономико-хозяйственного  развития;

- порядок функционирования  карательных и правоохранительных  органов;

- соотношение и регламентацию  разрешенного и запрещенного.

 

Политический режим зависит  от:

- соотношение политических  сил в общественном организме;

- уровня политической  стабильности общества;

- установленной правовой  системой, ее особенностями и  характером;

- личности общенационального  лидера и особенностей правящей  элиты;

- исторических и социокультурных традиций, обычаев народа;

- политической культуры  населения.

Политический режим формируется  спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического  процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций  политических режимов. Любая классификация  является условной, потому как “чистых” и завершенных политических режимов  в политической практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале XX ст., но до 60-х годов XX ст. чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский, использовав выводы Р. Даля о многополярности власти и о том, что ни одно государство не достигло демократии, выделил тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран, доведя, что в большинстве из них функционировали авторитарные политические режимы. Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.

Самой распространенной является трехчленная классификация режимов  на:

- тоталитарные;

- авторитарные;

- демократические.

 

Вопрос 2. Понятие, признаки и истоки тоталитаризма.

Тоталитарный режим - это  политический режим, стремящийся к  установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами  жизни каждого человека и всего  общества в целом.

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Первое, что следует отметить - тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Другим ключом к пониманию его природы может служить изучение происхождения тоталитаризма. В отличие от авторитаризма и демократии, тоталитаризм появляется не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса. Важнейшее измерение этого кризиса», - международное. "Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции» - справедливо писал в свое время немецкий историк Ф. Боркенау», - точно также мировой экономический кризис стал тем международным фактором, без которого не было бы немецкой революции". Добавим, что и нефтяной кризис середины 1970-х, несомненно, подтолкнул революционный сценарий в шахском Иране.

Результатом такого всеохватного общественного кризиса оказывается  массовая мобилизация населения  вокруг политических сил экстремистской ориентации, призывающих к скорому  и радикальному разрешению накопившихся в обществе противоречий. Такая мобилизация, в конечном счете, становится одним из решающих факторов прихода - чаще всего в результате революции (Россия, Иран) - этих сил к власти. Более того, груз накопившихся противоречий оказывается настолько велик, что архетипом дальнейшей эволюции общества может стать его ускоренная модернизация, осуществляемая на волне массового энтузиазма и героического самопожертвования во имя "светлого будущего".

Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки, к которым  относятся утопические мечты  трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию - закономерный этап в развитии человечества.

Признаки тоталитарного  режима:

- государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни,  к всеохватывающей власти;

- общество практически  полностью отчуждено от политической  власти, но оно не осознает  этого; в политическом сознании  формируется представление о  "единстве", "слиянии" власти  и народа; монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами  массовой информации, культурой,  религией, вплоть до личной жизни,  до мотивов поступков людей;

- абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

- государственная власть  формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам,  окружена непроницаемой стеной  и недоступна для контроля  со стороны народа;

- доминирующими методами  управления становятся насилие,  принуждение, террор;

- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального  аппарата с государством, запрет  оппозиционно настроенных сил;

- права и свободы человека  и гражданина носят декларативный,  формальный характер, отсутствуют  веские гарантии их реализации;

- экономической основой  выступает крупная собственность:  государственная, монополистическая,  общинная;

- наличие одной официальной  идеологии, плюрализм фактически  устранен;

- централизация государственной  власти в руках диктатора и  его окружения;

- невозможность контроля  со стороны общества за деятельностью  репрессивных государственных органов;

- государственная власть  осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения  большинства, в противоречии с  демократическими механизмами, нормами  и институтами.

При тоталитаризме в обществе не существует социальных и политических противоречий, нет партий и конкурентной борьбы за победу на выборах, все являются работниками государства, трудятся для укрепления его мощи и равны  в своих доходах и социальных притязаниях. Тем не менее, тоталитарное общество отнюдь не столь благополучно и неуязвимо, как это может  показаться на первый взгляд. Угрозы его  благополучию могут быть разделены на внутренние и внешние.

 

Внутренняя угроза тоталитаризму  связана с постепенной утратой  им экономических и социокультурных основ выживания. Каждое общество обладает относительной свободой существования вне государства и имеющегося режима. Однако тоталитаризм, как никакой другой режим, стремится уничтожить эту свободу и поставить общество под свой контроль.

Представляя собой рационалистическую утопию, тоталитаризм стремится создать "нового человека" -- полную противоположность свободной демократической личности, полностью предсказуемого и повинующегося режиму винтика, "солдата системы".

Здесь и кроется главная  угроза благополучию, а затем и  жизнеспособности тоталитарного режима. Обещая людям скорое пришествие "светлого будущего", режим переводит сам  смысл их существования в идеологическое измерение, всячески препятствуя удовлетворению их растущих материальных потребностей. Тем самым режим эксплуатирует  те людские ресурсы, которые не могут  быть постоянной основой его стабильности, т.е. являются невозобновимыми.

Лучшим примером здесь  является советский режим как  добившийся наиболее впечатляющих результатов  на пути к подчинению общества тотальному контролю и, одновременно, как режим, потерпевший в итоге сокрушительное поражение. Советскому режиму в целом  удалось осуществить в обществе глубокие социально-экономические  перемены, продвинуть его к новым  рубежам материальной цивилизации. Достигнутые при Сталине экономические  результаты нельзя не признать значительными. К такому выводу приходит множество  советских и зарубежных исследований. Более того, по-видимому, именно экономическая  эффективность режима обеспечила ему  столь длительную устойчивость.

Вместе с тем, уже с  самого своего возникновения сталинский режим оказался в двойственном и  потому опасном для себя положении. С одной стороны, функционируя в  обществе, режим был практически  бесконтролен и потому стабилен. В  обществе не было ни одной сколько-нибудь влиятельной социальной силы, обладавшей потенциалом стать базой для  возникновения политической оппозиции. Со времени убийства Кирова режим практически беспрепятственно создавал те политические институты (верховенство коммунистической партии над всеми остальными органами в государстве; уникальная концентрация власти в руках правящей партии; сведение избирательной процедуры и всех советских органов к роли "декоративных"; навязывание определенных социальных ролей СМИ, профсоюзам, церкви и т.д.), которые помогли ему обрести статус структуры самодержавного правления.

Но с другой стороны, как  это не покажется парадоксальным, именно в бесконтрольности и безнаказанности  сталинизма заключалась его внутренняя ущербность и ограниченность. Основная проблема режима видится в невозобновимости задействованных им человеческих ресурсов, в его безоглядной ориентации, во-первых, на трудовой энтузиазм и моральное стимулирование, а во-вторых, на жесткое принуждение. Воспользовавшись слабостью социокультурных связей в обществе, режиму удалось свести к минимуму ту угрозу, которая теоретически могла исходить со стороны осознавших свои экономические и политические интересы социальных слоев. Но возникла непредусмотренная ранее угроза совершенно иного характера - оказалось, что теперь для поддержания экономической эффективности режиму недоставало как раз прочности социокультурных ценностей (лежащих в основе любой, и в том числе, экономической активности и формирующих необходимые для такой активности внутренние стимулы), слабость которых лежала в основе его возвышения и первоначального могущества. Сталинизм исходил из жесткого, линейного представления о повышении производительности труда, не допускавшего никакой "самодеятельности". Пробуждение такой самодеятельности с неизбежностью вело к подрыву мобилизационного и контрольного потенциала правящих верхов, к ослаблению сложившейся модели политической стабильности.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"