Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:26, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1 Кратко изложите суть концепции разделения властей и определите ее основное назначение. Укажите, чем отличается судебная власть от других ветвей власти. Задание 2 Основные задачи адвокатуры в наше время.
Задача Дежурному РОВД позвонил мужчина, представившийся Ивановым и сообщил, что он только что в собственной квартире из ревности убил свою жену. Прибывшие на место происшествия работники милиции действительно обнаружили труп женщины. Находившийся в квартире мужчина объяснил, что это он звонил в милицию и что он является районным судьей, раскаивается и просит немедленно его арестовать. Как должны поступить в данном случае работники милиции? Каков порядок привлечения судей к уголовной ответственности?

Содержание

1. Задание 1 …………………………………....2 стр.
2. Задание 2…………………………….............5 стр.
3. Задача………………………………………..7 стр.
4. Список использованной литературы……….9 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Вариант 4

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

  1. Задание 1 …………………………………....2 стр.
  2. Задание 2…………………………….............5 стр.
  3. Задача………………………………………..7 стр.

4. Список использованной  литературы……….9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Кратко изложите суть концепции разделения властей  и определите ее основное назначение. Укажите, чем отличается судебная власть от других ветвей власти.

 

Власть как явление - это способность подчинять своей  воле, право или возможность повелевать, распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь.1 Она имеет различные формы проявления. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, называется государственной властью.2

В основу советской концепции  государственной власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые рассматривали государственную власть в качестве "работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы".

Современное правовое государство  призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение.

Разделение властей  выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. С одной стороны, правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования; с другой - правовое государство само есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей - это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности.

Без разделения властей  и соответствующей эффективной  системы сдержек и противовесов не может быть правового государства  и правовых законов. Препятствие  для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

Судебная власть в  механизме разделения властей играет особую роль. Прежде всего в целях максимально возможного разграничения властей предполагается, что судебные органы не занимаются спорами, разрешение которых, согласно конституционным канонам, отнесено к компетенции "политических" ветвей власти - законодательной и исполнительной. В то же время решающее значение Верховного суда в реализации принципа разделения властей, а значит, и в системе сдержек и противовесов определяется его функцией конституционного надзора, т.е. функцией судебного надзора за соответствием законодательных и исполнительных актов Конституции.

Смысл и назначение такого надзора состоят в обеспечении  гарантий защиты от произвола органов  исполнительной власти, от принятия и  исполнения законов, нарушающих конституционные  права и свободы граждан. Именно за Верховным судом закреплена исключительная привилегия толковать в конечной инстанции Конституцию и на этой основе объявлять недействительными действия и акты двух других ветвей власти. Но судебная власть, в том числе судебный надзор, не безгранична.

Так, функциональные пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд (правосубъектность истца, правильность изложения заявленного требования, наличие непосредственной личной заинтересованности в разрешении конфликта, компетентность судебной инстанции, куда подано заявление и др.). Возможности признания Верховным судом закона неконституционным также ограничены: суд принимает дела, связанные с толкованием Конституции, только в случаях "строгой необходимости", "явной ошибки" законодателя; рассматривает дела не вдаваясь в политические мотивы и практические соображения законодателя, исходя из презумпции конституционности применяемого закона, придерживаясь принципа следования ранее созданным прецедентам.3

Одна из важнейших  функций судебной власти - осуществление правосудия, т.е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Осуществление правосудия - исключительная компетенция судебной власти (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ).

Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей  юрисдикции всех уровней. С учетом требований Конституции РФ (ст. 120) контроль над нормотворчеством осуществляется каждым конкретным судом (судьей). При рассмотрении дела суд обязан руководствоваться не только нормой конкретного закона, подлежащего применению на данном уровне закона, но принять решение, основанное на совокупности законодательных актов, регулирующих данную сферу правоотношений, исходя из их установленной иерархии. Констатировав, что подлежащий применению закон не соответствует Конституции РФ или закону, наделенному большей юридической силой, суд обязан при вынесении решения руководствоваться актом, имеющим приоритет с точки зрения иерархии актов законодательства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются также  в форме контроля за законностью  решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении.

 

 

 

Задание 2

Основные задачи адвокатуры в наше время.

 

Каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Ее обеспечение гарантируется ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности, Общим кодексом правил для адвокатов стран Европейского сообщества.

Часть вторая той же статьи Конституции РФ и ряд норм других законодательных актов, закрепляют право пользоваться помощью адвоката (защитника) за каждым задержанным, заключенным под стражу, обвиняемым в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В настоящее время  в стране существует множество юридических фирм, бюро ассоциаций, правовых служб в государственных и негосударственных учреждениях и других организационных форм оказания юридической помощи. Одно из ведущих мест по значимости, объему и содержанию оказываемой помощи занимает разветвленная сеть ассоциаций юристов-адвокатов, осуществляющих защиту и представительство интересов граждан и юридических лиц в конституционном, арбитражном, административном, гражданском и уголовном судопроизводстве.

Адвокатура - это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката. Считается, что наиболее квалифицированные юридические услуги оказываются в адвокатских кабинетах, коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, в которых работают адвокаты, успешно сдавшие соответствующие экзамены и доказавшие свое право на занятие адвокатской деятельностью.

Организация и деятельность адвокатуры основана на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право  осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом  об адвокатской деятельности и адвокатуре. Новый Закон повышает статус адвокатской профессии в РФ - он присваивается от имени государства, адвокат является независимым советником по правовым вопросам (ст. 2).4

Основная задача адвоката (адвокатуры) - оказание юридической помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:

  • консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера;
  • представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • участие в качестве представителя доверителя в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве;
  • участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитражном суде и иных органах разрешения конфликтов;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях как внутри страны, так и в аналогичных органах и организациях иностранных государств;
  • участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
  • оказание иной юридической помощи, не запрещенной федеральным законом.

 

 

Задача

Дежурному РОВД позвонил мужчина, представившийся Ивановым и сообщил, что он только что в  собственной квартире из ревности убил свою жену. Прибывшие на место происшествия работники милиции действительно обнаружили труп женщины. Находившийся в квартире мужчина объяснил, что это он звонил в милицию и что он является районным судьей, раскаивается и просит немедленно его арестовать.

Как должны поступить  в данном случае работники милиции? Каков порядок привлечения судей к уголовной ответственности?

 

Сотрудники  милиции, прибывшие на место происшествия, обязаны выяснить действительно ли данный гражданин является судьей, попросив предоставить документы удостоверяющие статус судьи. Доложить дежурному РОВД о данном факте. Попросить судью пройти в другую комнату. Организовать охрану места происшествия с целью сохранения обстановки, следов, орудий преступления и других вещественных доказательств до прибытия оперативных работников. Установить свидетелей.5

Вопрос о  порядке привлечения судей к  уголовной ответственности регулируется ст. 16 п.3 Закона «О статусе судей в РФ»

Решение по вопросу  о возбуждении уголовного дела в  отношении судьи либо о привлечении  его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении  судьи Конституционного  Суда РФ - Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии  в составе трех судей  Верховного Суда  РФ  о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;

в отношении  судьи  Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, верховного суда  республики, краевого, областного  суда, суда  города федерального  значения, суда автономной области,  суда автономного  округа, окружного  (флотского) военного  суда,   федерального   арбитражного  суда   -   Генеральным прокурором  РФ  на  основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ  о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия  Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

в отношении  судьи иного суда - Генеральным прокурором  РФ на  основании заключения  судебной коллегии  в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда,  суда  города  федерального  значения, суда автономной области, суда  автономного  округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Заключение  судебной  коллегии  о   наличии  в  действиях судьи признаков преступления принимается в 10-дневный срок после поступления  в суд соответствующего  представления Генерального прокурора  РФ с участием уполномоченного им прокурора,  а  также  судьи  и   (или)  его  адвоката  на основании представленных в суд материалов.  

Мотивированное  решение Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии  судей  по вопросу  о даче согласия  на возбуждение уголовного дела в отношении  судьи либо о привлечении  его  в качестве  обвиняемого по  уголовному делу  принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.6 

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 г. (в ред. от 05.04.2005 г.)
  2. Закон «О милиции» от 18.04.1991 г. (в ред. от 09.05.2005 г.)
  3. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (в ред. от 20.12.2004 г.)
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998 г.
  5. Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы. М.: Юристъ, 2004 г.
  6. Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лзарева.- М.: Юристъ, 1999 г.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"