Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №2. Какова структура политического сознания? Попытайтесь представить его в виде схемы или таблицы?
Вопрос 1 Дайте комментарий положения ст. 13 Конституции Российской Федерации о том, что «в
Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и что «никакая
идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 31.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Вопрос №2. Какова структура политического сознания? Попытайтесь представить его в виде схемы или таблицы?

 

Политическое сознание – важный элемент духовной жизни человеческого общества. Политическое сознание, как правило, не существует в «чистом» виде, а тесно взаимосвязано с другими видами и формами осознания действительности. Так, достаточно часто политическое сознание переплетается с моральными воззрениями, поскольку люди оценивают политику с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. А с правосознанием политическое сознание частично пересекается, поскольку многие политические отношения связаны с правом. Нередко и отношение к праву определяется политическими взглядами.

Таким образом, политическое сознание – это система взглядов, понятий, представлений, установок и чувств, выражающих субъективное отношение человека к действующим или желаемым политике и политическим явлениям.

Из данного  определения можно сделать вывод, во-первых, что политическое сознание системно, поскольку отражает систему  политических явлений (прежде всего  политическую систему), во-вторых, что  это сложное структурное образование.

Структура политического сознания состоит из трех элементов: политическая идеология, политическая психология и поведенческий элемент.

Первый  структурный элемент политического  сознания – политическая идеология. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, политической власти, государстве и др. К политической идеологии можно отнести и рассуждения человека о политике, и сочинения М.Вебера «Национальное государство и народнохозяйственная политика». Правовая идеология – самый мобильный элемент политического сознания.

Вторым  структурным элементом политического  сознания является политическая психология – это чувства, эмоции, настроения (эмоциональный элемент). Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на поведение политического субъекта. В отличие от политической идеологии психология распространяется в обществе, как правило, стихийно, ее информационной базой могут быть слухи, неверно понятые политические явления. Однако, это неотделимый элемент политического сознания.

Третьим структурным элементом политического  сознания является поведенческий элемент – мотивы поведения, установка и готовность действовать. Он совмещает в себе и политическую идеологию и политическую психологию и непосредственно смыкается с волевой позицией человека, с прочными убеждениями, с психологической стороной практической деятельности по достижению поставленной цели. Идеологический и психологический элементы служат своего рода идейно-психологической основой, предпосылкой деятельности, а поведенческий – непосредственным внутренним ее стимулом.


 

Рис. 1. Структура политического сознания

 

Для детального понимания сущности политического  сознания имеет смысл рассмотреть  его разновидности. Так, основанием разделения политического сознания на виды может служить уровень, глубина  и проникновения в суть политики, политической власти. По данному критерию политическое сознание подразделяется на три уровня.

Обыденное политическое сознание свойственно основной массе субъектов общества, формируется в повседневной жизни. Характерные черты такого сознания являются: эмоциональность, импульсивность, гибкость реагирования на изменение политических условий. Для него характерно несистемность, противоречивость, стихийность становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике с точки зрения житейского здравого смысла.

Профессиональное политическое сознание должно быть присуще служащим (чиновникам) государственного аппарата, политикам. Такое сознание отличается систематизированными знаниями о политике государства, демократии; умением руководить и управлять политическими процессами на общефедеральном и региональном уровне.

Научное политическое сознание характерно для исследователей, научных работников, занимающиеся изучением политической жизни общества. Оно формируется на базе глубоких исследований политической деятельности.

Политическое  сознание можно подразделить по субъектам  на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

Индивидуальное  политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации.

Групповое политическое сознание представляет собой политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

Групповое политическое сознание надо отличать от массового, которое характерно для  нестабильных, временных крупных  объединений людей (митинг, демонстрации и т.д.). Массовому политическому  сознанию присуще актуальное политическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на грани того или иного политического действия.

Общественное  политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. На российское политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные и национальные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верования, обряды, и т.д.

Вывод: Исходя и вышесказанного можно повести итог, что политическое сознание – это не что иное, как отражение политической жизни в форме знаний, оценок, мнений, эмоций, чувств, духовное образование, складывающееся из знания закономерностей политической жизни (теоретический уровень) и преставлений, настроений, чувств, наблюдений (эмпирический уровень).

Политическое  сознание системно и имеет сложную  структуру. Оно состоит из структурных элементов. Так же политическое сознание имеет разновидности, которые подразделяются по уровню осознания и по субъектам.

 

Политическое сознание




Рис. 2

 

Политическому сознанию присущи исключительная сложность, устойчивость и динамизм. Выделение  и анализ его уровней и видов  позволяют предметно показать его  реальное функционирование, исключают отождествление этих уровней или противопоставление их друг другу. Так, массовое политическое сознание не совпадает с научным, каждое из них имеет стратегию действия и развития.

Уровни  политического сознания взаимопроникают друг в друга, и это взаимопроникновение является характерной чертой современного политического сознания, так как его уровни не могут быть изолированы, оторваны друг от друга.

 

Вопрос 1       Дайте комментарий положения ст. 13 Конституции Российской Федерации о том, что «в

Российской Федерации  признается идеологическое многообразие»  и что «никакая

идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной».

 

  1. Статья 13 устанавливает в качестве одной  из основ конституционного 

строя России принцип идеологического и политического  многообразия, а также 

пределы его осуществления, в которых  оно не вступает в резкое противоречие

с другими  демократическими принципами Конституции  Российской Федерации.

     Принцип идеологического многообразия  может быть правильно понят  исходя 

из точного  понимания обоих образующих это  понятие слов. Идеология обычно определяется

как система  политических, юридических, экономических, этических, экологических,

художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо 

или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система 

направленных  на сохранение, частичное изменение  или коренное преобразование

теми  или иными способами общественного  и государственного строя, как правило,

закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере 

идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно

развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять

и защищать их с помощью всех существующих технических  средств; активно работать

также над  практическим осуществлением своих  идей путем разработки программных 

документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных

и государственных  органов, участия в поддержке  и реализации уже принятых этими 

органами  предложений и т.д.

     Первая часть комментируемой  статьи содержательно связана  с рядом других 

конституционных предписаний. Это ст. 14 и 28, устанавливающие  религиозное 

многообразие  и свободу совести, ст. 29, предоставляющая  каждому свободу мысли 

и слова, поиска, получения, производства и распространения  информации, гарантирующая 

свободу массовой информации, ст. 44, гарантирующая  каждому свободу литературного,

художественного, научного и других видов творчества.

     Установление в Конституции принципа  идеологического плюрализма является 

одним из важных демократических достижений народа России. Еще недавно советские 

конституции, законы и тем более партийно-государственная  практика никакого

плюрализма  в области идеологии и политики не допускали. Конституция СССР 1977

г. прямо  закрепляла господство одной идеологии, которая официально называлась

марксистско-ленинской, хотя фактически была скорее ленинско-сталинской. В 

преамбуле Конституции СССР 1977 г. излагались многие положения этой идеологии,

прославлялось руководство компартии Советского Союза, было подчеркнуто, что 

высшей  целью Советского государства является построение "бесклассового" коммунистического 

общества  и что народ якобы принимает  эту Конституцию, "руководствуясь идеями

научного  коммунизма". Статья 6 этой Конституции  констатировала, что руководящей 

и направляющей силой советского общества, ядром  его политической системы,

государственных и общественных организаций является "вооруженная марксистско-ленинским 

учением" КПСС, определяющая генеральную перспективу  развития общества, линию 

внутренней  и внешней политики СССР и т.д. В ряде статей провозглашалось, например,

что существующая в СССР единая система народного  образования служит, в частности,

"коммунистическому  воспитанию... молодежи" (ст. 25), что  СССР проводит "ленинскую" 

политику  мира (ст. 28), что гражданам гарантируется  свобода научного, технического

и художественного  творчества (ст. 47), а также предоставляется  право объединяться

в общественные организации (ст. 51) только "в соответствии с целями коммунистического 

строительства" и т.п. Аналогичные положения содержались  и в Конституции РСФСР 

1978 г.

     Идеологические преследования официально  не одобряемых направлений и  их 

представителей  в науке (философов-идеалистов, обществоведов-немарксистов,

вообще  генетики, кибернетики и др.), в  искусстве (в художественной литературе,

живописи  и др.), в религиозной жизни  в той или иной степени осуществлялись

постоянно, временами достигая большого размаха  и сопровождаясь жесткими репрессивными 

мерами. При этом сам принцип идеологического  многообразия, давно и прочно

вошедший  в повседневную жизнь всех демократических  стран и народов мира, монопольная 

господствующая  идеология представляла как нечто  антинародное, рассчитанное

на обман  масс и манипулирование ими, а  не как естественное отражение объективно

существующего в обществе многообразия интересов, взглядов, позиций.

     Установление идеологического однообразия,  т.е. исключительного господства 

одной идеологии, встречается нередко, хотя сами идеологии  могут различаться 

между собою  довольно существенно. Итальянский  фашизм, германский национал-социализм,

в ряде стран  исламский фундаментализм и др., как и сталинщина, непримиримые

к другим идеологиям, несовместимы с идеями демократического правового государства.

 

     2. Часть 2 ст. 13 устанавливает правило,  органически связанное с содержанием 

первой  части этой статьи. Признание идеологического  многообразия, строго говоря,

означает  запрещение признания какой-либо идеологии  государственной и общеобязательной.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"