Контрольная работа по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Политическое образование сегодня базируется на признании основных
гуманистических ценностей, прежде всего, свободы и достоинства каждой личности,
ее естественных, неотъемлемых прав. Являясь одним из способов социализации, оно
помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй,
осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..............3
1. Основные положения идеологии современной социал-демократии……............4
2. Политическая мысль в Украине (вторая половина XIX-начало XX В.В.)……...8
3. Политологический словарь…………..………………………………..………….14
4. Список используемой литературы…………………………………………..…...19

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Севастопольський національний технічний університет

 

Кафедра философских и социальных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Выполнил: ст. гр.ЭД –42з

                    Волчок А.В.

                                                        

                                                                                       Проверил: доцент кафедры

                                                                                       Гарас Л.Н.

 

 

 

 

Севастополь 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..............3

1. Основные положения идеологии современной социал-демократии……............4

2. Политическая мысль в Украине (вторая половина XIX-начало XX В.В.)……...8

3. Политологический словарь…………..………………………………..………….14

4. Список используемой литературы…………………………………………..…...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С давних времен человек в той или иной мере оказывается вовлеченным в

политические отношения, участвуя в политической жизни своего государства. В

современных условиях развития общества включенность граждан в политическую

жизнь усиливается, а политика становится одним из решающих факторов

общественного развития. От того, насколько политически образован гражданин,

насколько осознанно определяет он свою роль и место в политике, зависит успех

развития государства.

Политические знания и культура необходимы сегодня человеку, независимо от

его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно

взаимодействует с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями

личность рискует стать объектом манипулирования.

Политическая грамотность граждан предохраняет общество от деспотизма и

антигуманной государственной и общественной организации. Поэтому сознательное

формирование политической культуры как искусства цивилизованного проживания

людей в государстве, выступает важным условием его благополучия.

Политическое образование сегодня базируется на признании основных

гуманистических ценностей, прежде всего, свободы и достоинства каждой личности,

ее естественных, неотъемлемых прав. Являясь одним из способов социализации, оно

помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй,

осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности.

В свете Болонского процесса существенно возрастает интенсификация

обучения и ужесточение контроля за полученными знаниями. Тем более это касается

студентов-заочников, которые на 90% должны освоить политологию самостоятельно.

В этой связи студентам заочной формы обучения предлагаются новые формы и виды

выполнения контрольных работ по политологии, в результате которых студент

обязан твердо знать основные политические понятия, освоить современный

политический язык, свободно ориентироваться в главных проблемах политической

науки сегодняшнего и завтрашнего дня. Студент должен представить не мнения о

политике, а знания ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения идеологии современной социал-демократии

 

Роль социал-демократии

Социал-демократия сыграла огромную роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в современном мире. Известные исследователи и политические деятели, не принадлежащие к самой социал-демократии, не без оснований называли XX столетие социал-демократическим веком.

Под социал-демократией, как правило, понимают теорию и практику партий, входящих в Социалистический Интернационал, к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно отнести и к социально-политическим движениям, и к идейно-политическим течениям.

Социал-демократическая идеология - пытается соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом гражданского мира.

Истоки социал-демократической идеологии

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой Французской революции и идей социалистов-утопистов. Несомненно, и то, что эта идеология получила импульс от марксистской теории.

Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах социальной справедливости, на обобществление средств производства, достижения всеобщего равенства и т. д.

Однако, социал-демократия и коммунизм, выросшие практически на одной и той же социальной основе и из одних и тех же идейных истоков, по важнейшим вопросам мироустройства оказались по разную сторону баррикад. Реальная практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее эволюционным путем. Руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма.

Первоначально по этому вопросу развернулись довольно острые споры, в которых оппоненты этой идеи приводили главный аргумент, что социализм не может быть недемократическим. Но история распорядилась по-иному, показав, что наряду с демократическим бывают нацистский, большевистский и иные варианты тоталитарного социализма.

Разработка основополагающих установок демократического социализма, ориентированного на постепенное реформирование общества связана с именем Э. Бернштейна. Главная его заслуга состояла в отказе от установок марксизма на уничтожение до основания старого мира в лице капитализма, установление диктатуры пролетариата, непримиримую классовую борьбу, социальную революцию как на единственно возможный путь ниспровержения старого порядка и т. д.

Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновывал необходимость перехода социал-демократии «на почву парламентской деятельности». Социал-демократия отказывается от насильственных, конвульсивных форм перехода к более совершенному социальному устройству. «Классовая же диктатура принадлежит более низкой культуре», - подчеркивал Бернштейн. Он считал, что социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию «является законным наследием либерализма». Речь идет о таких принципиальных для обоих течений вопросах, как свобода личности, хозяйственная самостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия и т. д.

Свобода, сопряженная с ответственностью возможна лишь при наличии соответствующей организации общества, пригодной для осуществления социалистических принципов. Такой формой является демократия, провозглашающая в качестве средства проведения и формы существования социализма свободу, равенство, солидарность. Причем на первое место Бернштейн ставил солидарность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь благими пожеланиями.

Немаловажный вклад в развитие теории демократического социализма внесли О. Бауэр, М. Адлер, К. Реннер. В духе дискуссий в немецкой социал-демократии в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма.

В частности, П. Б. Струве поставил под сомнение идею о «прогрессирующем социальном угнетении и обнищании масс населения». Исходя из гегелевского диалектического метода, Струве утверждал, что тезис о непрерывности изменения служит теоретическим обоснованием скорее эволюционизма, нежели революционности. Утверждая, что присущий ортодоксальному марксизму абсолютизм понятий есть противоположность диалектике, Струве усматривал задачу здравомыслящих людей не в том, чтобы уготовить всемирную катастрофу, утопический скачок в «царство свободы», а в постепенной «социализации» капиталистического общества. Однако вариант развития по реформистскому пути предложенный российской социал-демократией, в том её виде, в котором он бал представлен меньшевиками, в особенности Г. В. Плехановым и его сподвижниками, не был реализован.

Следует отметить, что были и такие национальные социал-демократические теории, которые с самого начала развивались на реформистских основах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. К ним относятся, в частности, английский лейборизм и скандинавская социал-демократия. Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

После второй мировой войны в свете опыта фашизма и большевистской диктатуры в СССР европейская социал-демократия пошла на решительный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма, самого демократического социализма.

Суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годесбергской программе СДПГ (1959 г.), в которой в качестве «основных целей социалистического стремления» провозглашены свобода, справедливость и солидарность.

Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Что касается справедливости, которая не уважает эти права, то она неизбежно превращается в уравниловку, которая подминает под себя действительную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.

О том, насколько велика позитивная роль социал-демократии в определении приоритетов внутриполитического развития на уровне страны, наглядно можно показать на примере «скандинавской модели» социализма. Ее возникновение, как правило, связывают с приходом к власти первых социал-демократических правительств: в Дании - в 1929 г., в Швеции и Норвегии - в 1932 г. Поскольку в наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы в Швеции, то «скандинавская модель» более известна под названием «шведская модель».

Характерными особенностями «шведской модели» считаются:

  • воссоздание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики;
  • обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения;
  • ликвидация бедности;
  • создание самой развитой в мире системы социального обеспечения;
  • достижение высокого уровня грамотности и культуры.

Эту модель иногда называют «функциональным социализмом» на том основании, что демократическое государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости. Основу смешанной экономики в этой модели составляет органическое сочетание частнокапиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта.

Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни неимущих слоев населения к уровню жизни имущих слоев населения. Государство обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему социального обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении социального неравенства путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относятся:

  • система семейных пособий на детей;
  • бесплатное школьное образование;
  • обеспечение в старости;
  • пособие по безработице;
  • обеспечение жильем и т. д.

Сейчас, в начале XXI столетия, наблюдается тенденция к усилению акцента на пересмотр конструктивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и связанные с ними ценности и установки. Есть тенденция к усилению этической аргументации в социал-демократических программах. Все это затрудняет возможность провести четко очерченные различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентации.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»