Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:52, контрольная работа

Краткое описание

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1. Понятие политической системы общества…………………… 4
2. Основные структурные элементы политической системы…9
3. Функции политической системы………………………………. 14
Заключение…………………………………………………………………… 17
Список литературы…………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

      Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.

      Функциональный  подход в анализе политической системы  включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации7. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.

      Функции политической системы, обращенные в  большей степени к другим подсистемам  общества:

      Первое. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

      Политической  системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

      Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

      Второе. Политическая система – управляющая  система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от  типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

      Такая особенность объясняется двумя  обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

      Действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

      Третье. Политическая система выполняет  интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения8.

      Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

      Пятое – защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о  защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.           

      Словом, политическая система реализует  функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

      Переход на следующий – внутренний уровень  функционального анализа системы  – представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним     Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на «входе» и «выходе» системы:

  1. артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;
  2. нормотворчество (выработка норм и правил;
  3. применение норм и правил;
  4. контроль за соблюдением  норм и правил;
  5. политическая коммуникация.

      Три  последние функции – сфера  деятельности институтов государственной власти. Функция «e» в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

      Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят  деятельности:

  1. по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;
  2. по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Итак, в данной работе мы выяснили, что  политическая власть функционирует  в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

      Теория  политических систем занимает в науке  о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества.

      Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью  политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз перечислить  основные функции политической системы общества:

      1) определение целей и задач  общества;

      2) выработка программ его жизнедеятельности  в соответствии с интересами  правящих слоев общества;

      3) мобилизация ресурсов общества  в соответствии с данными интересами;

      4) контроль за распределением ценностей.  Именно в этой сфере сталкиваются  интересы как социальных групп,  так и социальной целостности.  Потеря контроля над этим узлом,  определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

      5) интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность дифференциации в степени доступности социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анохин  М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.
  2. Аристотель. Политика//Антология мировой философии. – М., 1969. Т. 1.
  3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  4. Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. – М., 1994.
  5. Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.
  6. Маркс К. Капитал. Т. 3.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.
  8. Методология социологических исследований политической жизни советского общества. – М., 1989.
  9. Политология: учебник для вузов /Под ред. Василика М.А. – М., 1999.
  10. Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1999.
  11. Формирование политической системы России. – М., 1996.
  12. Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992.
  13. Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. – М., 1992.
  14. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I.
  15. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. II.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"