Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Реляционные (англ. relation - отношение) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. Можно выделить три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти:
теория "сопротивления", где исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта;

Вложенные файлы: 1 файл

ПКЗ по политологии.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кафедра политических наук и технологий

(кафедра)

ПОЛИТОЛОГИЯ

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание  
для студентов и слушателей дистанционного обучения

 

 

 

 

Студент

 

Группа

 

Дата

26.12.2011

Подпись

______________________________________

   

Преподаватель

______________________________________

Дата

______________________________________

Оценка

______________________________________

Подпись

______________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011 

Тема 2.

1) В чем состоят основные отличия  между реляционистскими и поведенческими  концепциями власти?

Реляционные (англ. relation - отношение) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. Можно выделить три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти:

теория "сопротивления", где исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта;

теория "обмена ресурсами", где имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие дефицитными ресурсами могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение;

теория "раздела зон влияния", где предлагается при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий.

В отличие от авторов реляционистской концепции, авторы поведенческой концепции власти исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Особенность заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политической деятельности.

2) Легитимная  власть это: Б. Власть, признаваемая  в качестве правомочной и оправданной  теми, в отношении кого она  направлена.

 

3) В чем состоит  специфика государственной власти  как особой разновидности власти?

Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:

1. Власть - это  явление социальное, т.е. общественное.

2. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.

3. Власть может  функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями).

4. Осуществление  власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли.

5. Общественные  отношения, в рамках которых  существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных  отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой - подвластным субъектом. С общесоциальной точки зрения оба они являются именно субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего

7. Из-за того, что власть может иметь место  только в сознательно-волевом  отношении и всегда предполагает  подчинение воли подвластного  воле властвующего субъекта, отсутствие  такого подчинения в конкретном  отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации  и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть

демократической и недемократической

Причем это  деление касается не только государственной  власти, но и всякой другой, связанной  с управлением коллективами, поскольку  демократия может быть и неполитической.

Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной)

При этом не следует  смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.

Перечислим  особые свойства государственной власти:

1. Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная  власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть.

3. Государственная  власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная  власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

 

 

Тема 5.

1) Что является общим как для тоталитарных режимов, так и для авторитарных? –

А. Отсутствие политических свобод.

2) Почему тоталитарные режимы появляются лишь в XX веке?

На симпозиуме, организованном Американским философским обществом  в 1939 году, впервые была сделана попытка  дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен  как "восстание против всей исторической цивилизации Запада."

Вторая мировая  война, а затем  разгром фашистских режимов и  начало

"холодной войны"  дали новый  импульс теоретическому  осмыслению  тоталитаризма. 

В 1952 году в США  была проведена  конференция, посвященная  этому  социальному феномену, где  был сделан вывод, что тоталитаризм - это

"закрытая и  неподвижная  социокультурная и  политическая  структура, в которой  всякое  действие - от воспитания  детей  до производства и распределения  товаров - направляется и контролируется  из единого центра."

Правильнее рассматривать  тоталитаризм, как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий  контроль со стороны  власти над  обществом и личностью, подчинение всей общественной системы  коллективным целям и официальной  идеологии.

Как система целостных  взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального  общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

3) В чем состоит основное отличие между непосредственной (прямой) и представительной демократией?

В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию.

 Представительная – это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (гос. органы и органы местного самоуправления).

 Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. В отличие от представительной демократии прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом.

 

Тема 6.

1) В чем состоит основное различие между такими разновидностями заинтересованных групп, как «группы защиты» и «группы поддержки»?

Группы защиты - это, прежде всего, предпринимательские ассоциации и профсоюзы. Они призваны отстаивать, в первую очередь, материальные интересы своих сторонников. В силу распространения государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы эти группы достаточно активно взаимодействуют с государством для решения основных вопросов. Некоторые из них являются постоянными участниками двухстороннего диалога с правящими структурами или трехстороннего диалога групп защиты (предпринимательских и профсоюзных) с участием государства.

Группы поддержки - такие группы, которые стремятся к достижению определенных ограниченных целей. К ним относятся различные экологические движения, антивоенные организации и т.п. Эти группы, как правило, отличаются аморфной структурой, отсутствием четкого членства, иногда им присуще спонтанно организованное руководство. Вместе с тем некоторые из них с течением времени могут превращаться в постоянно действующие структуры, обладающие значительной степенью организованности и более/менее разветвленной структурой управления. Иногда группы поддержки оказывают существенное влияние на политический процесс и обладают солидным политическим весом.

2) Массовые партии характерны  преимущественно для:

В. Тоталитарных режимов.

3)  В чем сходство и в  чем могут быть различия между  политическим лидером и политическим  руководителем?

Понятия "лидерство" и "руководство" имеют принципиально разные социальные, политические и, естественно, психологические значения. Суть различий в характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается "снизу", более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается "сверху", так или иначе навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен "сверху.". Иными словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же вектором противоположного направления. В советской социальной психологии было принято различать эти понятия иначе. Под лидерством имелась в виду характеристика психологических отношений, возникающих в группе "по вертикали", т.е. с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие же "руководство" относилось к организации деятельности группы, к процессу управления ею. Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель официальных отношений группы как некоей социальной организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения; а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя более широкая социальная система.




Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"