Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:13, контрольная работа
Реляционные (англ. relation - отношение) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. Можно выделить три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти:
теория "сопротивления", где исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта;
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
(кафедра)
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов и слушателей дистанционного
обучения
Студент |
|
Группа |
|
Дата |
26.12.2011 |
Подпись |
______________________________ |
Преподаватель |
______________________________ |
Дата |
______________________________ |
Оценка |
______________________________ |
Подпись |
______________________________ |
Новосибирск 2011
Тема 2.
1) В чем состоят основные
Реляционные (англ. relation - отношение) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. Можно выделить три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти:
теория "сопротивления", где исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта;
теория "обмена ресурсами", где имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие дефицитными ресурсами могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение;
теория "раздела зон влияния", где предлагается при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий.
В отличие от авторов реляционистской концепции, авторы поведенческой концепции власти исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Особенность заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политической деятельности.
2) Легитимная
власть это: Б. Власть, признаваемая
в качестве правомочной и
3) В чем состоит
специфика государственной
Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:
1. Власть - это явление социальное, т.е. общественное.
2. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.
3. Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями).
4. Осуществление
власти всегда представляет
5. Общественные
отношения, в рамках которых
существует и реализуется
6. Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего
7. Из-за того,
что власть может иметь место
только в сознательно-волевом
отношении и всегда
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть
демократической и недемократической
Причем это деление касается не только государственной власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной)
При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.
Перечислим особые свойства государственной власти:
1. Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть.
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть обладае
Тема 5.
1) Что является общим как для тоталитарных режимов, так и для авторитарных? –
А. Отсутствие политических свобод.
2) Почему тоталитарные режимы появляются лишь в XX веке?
На симпозиуме, организованном Американским
философским обществом в 1939 году,
впервые была сделана попытка
дать научную трактовку
Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало
"холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.
В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что тоталитаризм - это
"закрытая и неподвижная
социокультурная и
Правильнее рассматривать тоталитаризм, как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
Как система целостных взглядов
и, главное, практика общественной жизни,
тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии
наивысшего развития индустриального
общества и государственно-
3) В чем состоит основное отличие между непосредственной (прямой) и представительной демократией?
В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию.
Представительная – это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (гос. органы и органы местного самоуправления).
Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. В отличие от представительной демократии прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом.
Тема 6.
1) В чем состоит основное различие между такими разновидностями заинтересованных групп, как «группы защиты» и «группы поддержки»?
Группы защиты - это, прежде всего, предпринимательские ассоциации и профсоюзы. Они призваны отстаивать, в первую очередь, материальные интересы своих сторонников. В силу распространения государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы эти группы достаточно активно взаимодействуют с государством для решения основных вопросов. Некоторые из них являются постоянными участниками двухстороннего диалога с правящими структурами или трехстороннего диалога групп защиты (предпринимательских и профсоюзных) с участием государства.
Группы поддержки - такие группы, которые стремятся к достижению определенных ограниченных целей. К ним относятся различные экологические движения, антивоенные организации и т.п. Эти группы, как правило, отличаются аморфной структурой, отсутствием четкого членства, иногда им присуще спонтанно организованное руководство. Вместе с тем некоторые из них с течением времени могут превращаться в постоянно действующие структуры, обладающие значительной степенью организованности и более/менее разветвленной структурой управления. Иногда группы поддержки оказывают существенное влияние на политический процесс и обладают солидным политическим весом.
2) Массовые партии характерны преимущественно для:
В. Тоталитарных режимов.
3) В чем сходство и в
чем могут быть различия между
политическим лидером и
Понятия "лидерство" и "руководство" имеют принципиально разные социальные, политические и, естественно, психологические значения. Суть различий в характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается "снизу", более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается "сверху", так или иначе навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен "сверху.". Иными словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же вектором противоположного направления. В советской социальной психологии было принято различать эти понятия иначе. Под лидерством имелась в виду характеристика психологических отношений, возникающих в группе "по вертикали", т.е. с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие же "руководство" относилось к организации деятельности группы, к процессу управления ею. Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель официальных отношений группы как некоей социальной организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения; а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя более широкая социальная система.