Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:28, контрольная работа
1. Что можно понимать под национальной идеей? Каковы особенности ее проявления в современной России?
2. Какова структура политического сознания? Попытайтесь представить его в виде схемы или таблицы?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
Уральская
Государственная Юридическая
Гр. № 401
Контрольная работа
Дисциплина: Политология
Вариант № 2
Выполнил:
4 курс
Екатеринбург 2012 г.
Вариант № 2.
Понятие «национальная идея» в толковых и энциклопедических словарях встречается редко и, поэтому, в многочисленных трудах и публикациях она определяется не всегда одинаково. Однако из этих, часто пространных, определений, как например, в "Современном философском словаре", можно сформулировать следующее более краткое: «Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса - народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов». Национальная идея, как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок - партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в Национальной Идеи, выражающей волю большей части народа - титульной нации. Термин «национальная идея» имеет больше философский смысл, чем политологический. Национальная идея в философии — это систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов. Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования.1
В странах, где идет процесс становления национальных общностей, осуществляется развитие государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью. Идеи выражают то или иное понимание природы национальной группы, которая может трактоваться либо в качестве общности, складывающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры (марксистская традиция); либо культурной общности, интегрируемой политическими событиями и институтами (М. Вебер); либо воплощения «национального духа», поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами (Дж.Бренд); либо народа, которому ниспослано божественное откровение (исламская традиция).2
Таким образом, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализм), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности, а в других, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления. Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных отношений (так, в большинстве стран Западной Европы отстаивание национальных интересов не связывается с усилением враждебности к другим государствам), а могут создавать острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к своим национальным землячествам на чужих территориях (например, между Боснией и Сербией, Россией и Украиной).
Часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа. Несомненно, самыми великими национальными идеями были и являются мировые религии - христианство, ислам и буддизм. Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила религии? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии находится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры, нравственности общества, человечности.3Но религия в полном смысле не формирует национальную идею, так как захватывает не только одну нацию, а часто является многонациональной. Для примера возьмем Православие. Достоевский считал, что слова «русский» и «православный» являются синонимами. А русская национальная идея – это православие. Но просмотрим на это с другой стороны: получается, что этнический русский православный – русский. Этнический русский атеист, католик, буддист и пр. – не русские. Этнические нерусские православные – армяне, грузины, греки и пр. – все равно нерусские. И понятно, что нерусские все остальные нерусские, короче все представители других наций и религий. Но Россия является многонациональной страной с множеством объединенных наций и народностей, а это значит, что у нее не может быть русской национальной идеи, и тем более она не может быть выражена религией.
Национальная идея должна отражать то, что желает, о чем мечтает большинство населения страны. Человек всегда хотел и хочет жить хорошо, поэтому, желая лучшей жизни, он следуют идее, которая, на его взгляд, самая оптимальная для осуществления своих целей. Национальная идея должна отражать потребности каждого гражданина своей страны, должна соответствовать целям и интересом всего государства в целом. Когда национальная идея будет принята страной, тогда все, что будет в ней делаться, должно будет соизмеряться с ней. Все государственные проекты будут проанализированы на предмет соответствия национальной идее. И каждый более или менее ответственный человек оценит свои дела также. Национальную идею надо будет продвигать повсеместно.
К теме национальной идеи подходило много ученых политологов и философов. У каждого на этот счет сложилось свое мнение. Философ Владимир Соловьёв так определил национальную идею: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Мне кажется, автор этим высказыванием хочет сказать, что национальную идею нельзя вывести искусственным способом, она должна зарождаться у каждого народа естественным путем, объединяя в себе цели и желания всей нации в целом, показывая то, на что направлена деятельность этого государства и что оно желает в конечном счете достичь, к чему придти. Мнение писателя Александра Исаевича Солженицына на этот счет также поддерживало естественный способ развития национальной идеи. Он говорил: «Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно». Во время своего правления президент Ельцин заказал российским ученым сконструировать "национальную идею". Из этой затеи ничего, кроме конфуза, не вышло. Потому что врать в глаза народу ученые не захотели, а говорить правду в лицо режиму - не посмели. Из этого жизненного примера можно сделать вывод о том, что, подтверждая слова двух вышеприведённых ученых надо лишний раз сказать о том, что национальная идея явление естественное и искусственному выращиванию не подлежит. 4
Русская национальная
идея - это очень сложный и
Рассмотрим все варианты:
1. В России нет национальной идеи, русский народ теряет свою духовность, самобытность, особую, русскую культуру. Русские разрознены, у нас нет общего объединителя, который бы сплотил народ, заставил его идти вместе, к одной благой для всех цели. В современной России указание национальности (как этнической принадлежности) в официальных документах упразднено, а понятие "россияне" является фактически синонимом понятия "граждане России". Каждый пласт, каждое правящее сословие, для разных задач пытается придумать национальную идею. И так как страна многонациональная и многоконфессиональная – не может быть общегосударственной идеи на базе одной нации или религии, даже православные русские в Москве одни, в Сибири другие, и московскому русскому ближе московский азербайджанец, чем чисто русский сибиряк.5 Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что мы не можем говорить в России о русской национальной идее, а можем только о государственной, так как особой общности русских нет, нам издревле свойственна гостеприимность и терпимость к иноземцам. Этнических русских ничего не объединяет, нет и не было, на протяжении всей истории, такой идеи, которая бы объединяла всех этнических русских от Калининграда до Владивостока. Если говорить о государственной идее, общей идее всех жителей государства Российского, то в отличие от никогда не существовавшей русской национальной идеи, государственная идея была, достаточно вспомнить Советский Союз, когда люди все вместе, независимо от пола, возраста и национальности, всем государством строили социализм, бросались на амбразуру с криком: «За Родину! За Сталина!». В данный момент государственной идеи в Российской Федерации нет, старая пропала со времени развала Советского Союза, а новая еще не возникла.
Публицист Д. Кучеров говорил, что: «Русскую идею не придумаешь и не выдумаешь. Сознание тут ничем не поможет, ибо Русская идея уже существует. К ней нужно идти, к ней нужно стремиться. Этот процесс стремления есть ни что иное как поиск предназначения – в самом широком смысле слова. Произведение уже написано. Нужно его читать, но читать не просто, а читать между строк – в самом прямом смысле слова. Искать по-русски – значит устанавливать контакт. Искать по-русски – значит искать сердцем».6
Достоевский считал, что русская национальная идея есть Православие, русский и православный синонимы, и многие другие с ним согласны. Русских по Достоевскому - «русский, православный, наш», в России меньше 10%. Но когда претензии на мононациональное государство – русских 86%, т.е. годятся все этнические русские, Допустим, если все этносы и народности государства российского примут православие, русскими они все равно не станут. Так что идея русская национальная, выраженная в православии – это не просто для русских, это только для православных русских. Неправославных русских просьба не беспокоиться, как и православных не русских. Ну, на сегодняшний день так и есть – Россия для 7-8%, они хозяева, только никак идеологическое обоснование не придумают, что бы оправдать свою беспредельную власть над страной. Не говорить же всерьез, что их выбрали, зачем народ смешить. Причем у новой русской элиты полный интернационализм, и в Бога они не верят, хоть и соотносят себя идеологически выверено с православием, вне зависимости от этнической принадлежности.7 Выше приведенные мысли принадлежат знаменитому политологу и искусствоведу А. Н. Севастьянову, он небезосновательно полагает, что русская национальная идея не может выражаться в православии. Во-первых православие является мировой религией и православными могут быть как русские так и не русские. Во-вторых, не все русские православны, как последствие советской культуры остается отречение от Бога, многие граждане бывшего СССР являются атеистами и их дети остаются лишенными духовно-нравственного воспитания в православных традициях, так же много русских исповедуют другие религии.
В силу много этничности русской нации, наличия различных конфессий, православие не может стать доминантным признаком русской идеи. Но русская идея - понятие емкое и духовность является несущей мыслью, на которую нанизаны лучшие традиции русской нации: Терпимость, Сострадание, Открытость, Сплоченность вокруг лидера нации в опасное для государственности время».
Национальную идею невозможно выдумать, "разработать", как призывают некоторые политики и руководители страны, она существует с момента возникновения данного народа и на протяжении всего его исторического существования. "Разработать" можно только государственную идею. Национальная идея неизменна, это идея от Бога, в то время как государственная идея - идея земная - претерпевает изменения в зависимости от конкретных обстоятельств, исторических катаклизмов, переворотов, войн, революций и т. д.8 Ф. Бро считает, что национальная идея каждого народа неповторима, непредсказуема, создана Богом, одному Богу известен путь той или иной нации, у каждой нации свой индивидуальный путь развития, свой менталитет, своя идея. Сколько бы не было мнений относительно русской национальной идеи, есть она или ее нет и небыло, или была и пропала, этот вопрос будет всегда актуален и открыт для обсуждения, ведь, у каждого на этот счет свое мнение.
Политическое сознание - это отражение и осознание людьми своего политического бытия: политической действительности, интересов и целей политических сил общества, идей, теорий, воззрений. Безграничное расширение сферы, охватываемой политическим сознанием, ведет к отождествлению последнего с общественным сознанием вообще, в результате чего теряется смысл его выделения. Это равносильно отождествлению политической культуры с духовной культурой вообще. Политическое сознания представляет собой систему взглядов, понятий, представлений, установок и чувств, выражающих субъективное отношение человека к действующим или желаемым политике и политическим явлениям.
Если представлять политическое сознание в схематическом варианте, то самый объемный и наиболее подробный будет выглядеть следующем образом:9
Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:
Все эти типы политического сознания сложились в основном к моменту развития капитализма в Европе. В разных странах они имеют свои разновидности и обусловленные национальной спецификой особенности. Тем не менее, можно выделить некоторые общие, «наднациональные» черты, присущие каждому из этих типов в качестве исходных, базисных, т.е. наиболее «репрезентативных».
Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное. В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.
Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.