Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:02, реферат
В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.
Введение
1. Сократ и его учения
2. Платон и его учения
3. Идеальное государство Платона
4. Взгляды Аристотеля о государстве
5. Политические взгляды Ксенофонта
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственно
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЗабГУ)
Заочный факультет
Контрольная работа
По дисциплине «Политология»
Выполнил: ст. гр. СРз-10
Чита 2012
Содержание
Введение
1. Сократ и его учения
2. Платон и его учения
3. Идеальное государство Платона
4. Взгляды Аристотеля о государстве
5. Политические взгляды Ксенофонта
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В Древней Греции политические идеи
обрели форму теорий, признаки целостности,
системности. Этому способствовал
ряд обстоятельств. Общественное разделение
труда обусловило не только рост его
производительности, классовое деление
общества на рабов и рабовладельцев,
но и создало возможности
Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои политические идеи он изложил в диалогах “Государство”, “Политик”, “Законы”. Важно отметить, что Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появление классов, неравенства).
Учеником Платона был
Из римских мыслителей особого внимания заслуживают идеи государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В работах “О государстве” и “О законах” он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в необходимости изучения политических идей древней Греции и древнего Рима, так как они положили начало современным представлениям о политике и устройстве государства.
Целью исследования является изучение политических идей древней Греции и древнего Рима.
Исходя из поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
В процессе исследования была использована современная учебная литература и монографии в области политологии, а так же периодические издания по вопросам политологии античности.
Практическая значимость исследования
заключается в его
1. Сократ и его учения
В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470–469 – 399 до н. э.). Сделав философию своей специальностью, а, судя по дошедшим сведениям это так и было, поскольку кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не занимался. Древнегреческий мыслитель тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам.
То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Именно на основании их воспоминаний, главным образом первых двух, можно излагать взгляды Сократа, так как у Аристотеля, по существу, нет ничего иного, чего бы не было у Ксенофонта или Платона. Современников поражало у Сократа высокая нравственность, парадоксальность суждений и глубина философского анализа.
Сократ является, по существу, первым
древнегреческим философом, кто
отходит от натурфилософского истолкования
мира и философски, то есть путем
рассуждений и умозаключений, пытается
найти истину, ответы на поставленные
им самим и его предшественниками-
2. Платон и его учения
Выдающееся место в истории
древнегреческой философии
Платон является, по существу, первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.
Большой интерес представляет социальная
философия Платона. По существу, он
был первым из греческих мыслителей,
кто дал систематическое
3. Идеальное государство Платона
В государстве могут существовать три основные формы правления – монархия, аристократия и демократия. Демократия как власть может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти.
Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого является наличие истинного царского знания и способность управлять людьми.
В своих произведениях Платон говорит
о модели "идеального", лучшего
государства. Эта модель не есть описание
какого-либо существующего строя, системы,
а, напротив, модель такого государства,
которого нигде и никогда не было,
но которое должно возникнуть, то есть
Платон говорит об идее государства,
создает проект, утопию. Попытки
афинского философа применить свои
теории если не для управления всей
территорией, то хотя бы небольшим селением,
едва не закончились гибелью. Так
же бесславно закончились и две
последующие попытки устроить в
Сиракузах государственное
Платона многое в уже существующих
государствах не устраивало принципиально.
В трактате "Государство" Платон
пишет о том, что главная причина
порчи обществ и государств заключена
в "господстве корыстных интересов",
обуславливающих поступки и поведение
людей. В соответствии с этим основным
недостатком Платон подразделяет все
существующие государства на четыре
разновидности в порядке
Отрицательные формы государственной
власти Платон противопоставляет своему
видению "идеального" общественного
устройства. По его мнению, правителями
"идеального" государства должны
быть исключительно философы, для
того чтобы в государстве
Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людей Платон считает основой такого государства. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины общими женами всех мужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшей формой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний.
Основной закон существования "идеального" государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства.
Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.
Характерно, что Платон, живший во
времена всеобщего
Платоновское государство обращается с "человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный пастух со своими овцами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумным желаниям меньшинства".
4. Взгляды Аристотеля о государстве
Происхождение общественной жизни, формирование
государства Аристотель объясняет
не божественными, а земными причинами.
Согласно Аристотелю, государство возникает
естественным путем для удовлетворения
жизненных потребностей и целью
его существования является достижение
блага людей. Государство выступает
как высшая форма общения между
людьми, благодаря чему все другие
формы человеческих отношений достигают
совершенства и завершения. Естественное
происхождение государства