Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:07, контрольная работа
Политическая идеология – это система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.
1.Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность…………………………………………………………3
2.Социалистическая идеология и её разновидности…………………………....8
3.Тестовое задание……………………………………………………………….12
4. Список литературы………………………………
Содержание
1.Противостояние принципов
либеральной и консервативной
идеологий: история и
2.Социалистическая идеология и её разновидности…………………………....8
3.Тестовое задание……………………………………………………………
4. Список литературы……………………………………………………
1. Противостояние
принципов либеральной и консервативной
идеологий: история и
Для начала определим, что же такое политическая идеология?
Политическая идеология – это система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.
Идеология либерализма. Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма. Её истоки отчетливо прослеживаются в английской и французской политической философии XVII – XVIIIвв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения – Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескьё, Жан – Жака Руссо, Адама Смита (1723 – 1790), французских энциклопедистов – и составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется всё богатство, и разнообразие либеральной мысли:
безграничная вера в возможности
человеческого разума, в его способность
рационально осмыслить и
концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;
требование полной свободы
рынка и конкуренции в
Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую, по сути, свободу каждого человека делать всё, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:
идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория общественного договора);
концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства;
концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;
идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;
отождествление свобод с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;
признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;
признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни – политической, социальной и пр.
Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция.
Глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, был принят тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о конкурсе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.
Сегодня либерализм – это совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.
Идеология консерватизма. Базовыми ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально – политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нём так называемой естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития некоего естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит элите, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней. Консерватизм возник не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.
Вместе с тем консерватизм,
вынужденный настаивать на сохранении
существующего положения вещей,
все же не может отвергать любые
изменения вообще. Они и не отвергаются,
а даже приветствуются – но только
такие, которые согласуются с
существующими порядками и
Однако классический консерватизм тоже смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тэтчеризм (Англия), которые очень далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, консерватизм заметно эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при существенном ограничении экономических и социальных функций государства за счёт приватизации государственной собственности и сокращения социальных программ. Во-вторых, консерватизм стал идеологией широких слоёв «среднего класса» западного общества. Историческая заслуга неоконсерватизма заключается в том, что он сформулировал и предложил эффективные способы решения актуальных проблем, вызванных экономическим спадом 70-х годов XX века. К числу этих способов относятся:
структурная перестройка
экономики, отвечавшая потребностям нового
этапа технологической
б) создание новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни.
Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации личности. Неоконсерватизм ограничено соединил старые ценности доиндустриальной эпохи – семья, религия, мораль – с ценностями постиндустриальной эры – творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие культуры, образования, активное привлечение работников к управлению производством.
Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции.
2. Социалистическая идеология и её разновидности.
Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тысячи лет. «Намёки» на социализм можно найти уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических учениях Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в XVIII-начале XIX в., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заговор равных» ГракхаБабёфа (1760-1797) в 1796г. Во Франции и развернуть модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона (1760-1825), Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771-1858).
Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в марксизме, в учении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Это учение претендовало на статус строгой теории, в которой выявлены законы исторического развития, однозначно указывающие на неизбежность движения истории в сторону социализма и коммунизма.
К. Маркс и Ф. Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно просто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели-требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства.
Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объявила, что она защищает интересы определённого класса. Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначение – дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, определить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса. И у такой уверенности, в общем, были серьёзные основания – европейское рабочее движение второй половины XIX века в целом благодарно восприняло идеи марксистской идеологии и развивалось в тот период в основном под её флагом.
Однако в конце XIX в., когда социалистическое движение уже достигло серьёзных политических успехов (были созданы и окрепли социал-демократические партии, демократизировалось избирательное право и пр.), в нем произошел идеологический раскол, связанный с разным видением способов завоевания политической власти пролетариатом. Сторонники плавного, «эволюционного» пути вхождение во власть, поэтапного осуществления реформ для достижения целей социализма – Эдуард Бернштейн (1850-1932), Карл Каутский (1854-1938) – пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата), хотя при этом и сохранили общие социалистические лозунги. Это движение в XX в. оставило за собой название социал-демократического.
Целью социал-демократов был
объявлен демократический социализм,
предполагающий длительный процесс
постепенных, не ограниченных во времени
социальных преобразований. Идея классовой
борьбы была заменена концепцией социального
партнёрства, приверженность принципу
консенсуса при решении спорных
проблем привела к задаче поддержания
равновесия между трудом и капиталом.
Главным же достижением социал-
Наиболее же ортодоксальные защитники революционного духа марксизма, обвинив эволюционистов в ревизии идей Маркса, занялись организацией новых, коммунистических рабочих партий, которым было суждено сыграть значительную роль в истории XXв. Многие из них смогли получить власть и попытались построить новое, коммунистическое общество. Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого реального социализма заставила критически оценить содержание марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии.
Её основополагающими
идеями были коллективизм, социальная
справедливость, народовластие и
др., пронизанные подлинным
В бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращён всвоего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а её положения стали критериями оценки всех остальных идеологических систем мира. На её основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращённом виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться верхушки.
С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопартийности старая идеология, лишённая жизненной силы, начала саморазрушаться. С её развалом в нашем обществе образовался вакуум, началось смутное время.
В современной России идеологическая ситуация такая, что преобладают на сегодняшнем российском идеологическом пространстве либеральные, национальные и коммунистические конструкции. И не случайно: каждая из них выражает не только интересы стоящих за ними элитарных политических групп, но и фундаментальные общественные потребности, озвучиваемые на языке политических целей и задач.
Либеральная идеология ориентированна
у нас на задачу глубокого реформирования
всех сфер общественной жизни, начиная,
естественно, с экономики. Национально-патриотический
комплекс идей пытается спасти былое
единство народа, раскалываемое экономическими
реформами, поднять уровень самооценки
нации. Коммунистическая же система
идей призвана ныне сгладить шоковые
последствия либеральных
3. Для каждой из трёх основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности из следующих пар противоположностей: