Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:47, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

      Сторонники  другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известный ученый Алексей Автономов предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями». Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.

      Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные  виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить:

  • законодательное лоббирование,
  • исполнительное лоббирование,
  • судебное лоббирование.

ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.

Ответ.

      Избирательная система - это совокупность установленных  законом правил, принципов и приемов  проведения голосования, определения  его результатов и распределения  депутатских мандатов.

      В России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.

      Пропорциональная означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам.

      Мажоритарная - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов.

ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?

а) Управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением потому, что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент – государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных  и политических организаций с  целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что  управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.

в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право “легитимного насилия” и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.

ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?

Ответ.

- Политический  процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства.

- Политический  процесс необратим. Если в стране начался конфликт, то нельзя вернуться к доконфликтной ситуации, к так  называемому «нулевому» варианту. Если даже глава исполнительной власти и в силах отменить свое распоряжение, то этим актом он все равно не в состоянии вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного документа.

- Политический  процесс является конкретным. Он всегда складывается из событий, создаваемых не абстрактными личностями, а реально живущими индивидами, непохожими друг на друга, отличающимися своими  взглядами, ценностными ориентациями и установками. Поэтому каждое политическое событие по-своему уникально.

- Политического  процесс является сложным, многоуровневым и многообразным. В обществе одновременно происходит множество различных политических событий, и чтобы упорядочить наше знание о них, выделим уровни и виды политического процесса. 

ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?

Ответ.

      Можно выделить следующие  особенности политической системы в современном российском обществе:

      Во-первых, переходный характер политической системы  и самого общества от одного типа, социалистического, к другому - капиталистическому. В  отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и политической системы к какому их типу или виду развивается Россия. В теоретическом и практическом плане весьма трудно переоценить их необходимость и значимость. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики - к рыночной.

      Во-вторых, выделение, по крайней мере - официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.

      В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий.

В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии

      В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную  экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

      В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и  лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции. Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

      Наряду  с названными особенностями политической системы современного российского  общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.

ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?

      Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 гг. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР «Об общественных объединениях» политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х гг. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.

Реализация  нынешней партийной реформы началась в 2001 году с принятием федерального закона «О политических партиях» (от 20 декабря 2004 г. №168-ФЗ О внесении изменений). Там рассматриваются положения, определяющие правила формирования и функционирования политической партии.

«Политическая партия, - говорится в Законе, - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» .

Основные  цели политической партии: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах указанных органов и в их работе.

Законом предусмотрены правила внутреннего устройства партии (Гл. 5); права и обязанности политической партии (Гл. 5); государственная поддержка политических партий (Гл. 6); государственное финансирование политических партий (Гл. 7).


Информация о работе Контрольная работа по "Политология"