Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:34, контрольная работа
Инициативная группа работников вашего предприятия ГОУ «Современные образовательные системы» обратилась с информацией в адрес руководства, что они создают профсоюзную организацию, которая впоследствии войдет в отраслевой профсоюз.
Руководство предприятия возражает против создания профсоюзной организации. Как юрисконсульт дайте разъяснения вашему руководству.
Практическая задача....................................................................................
3-11
Тестовое задание .........................................................................................
12-14
Список используемой литературы ............................................................
16
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоведение»
с использованием компьютерной обучающей программы
Вариант № 12
Выполнил:
Ф.И.О. ______________________________
Студент факультета ______________________________
Курс __________________ № группы ___________________
Личный номер ______________________________
Преподаватель ______________________________
(Ф.И.О.)
Брянск – 2011__
1
План работы
Стр.
Практическая задача........................ | 3-11 |
Тестовое задание .............................. | 12-14 |
Список используемой литературы .............................. | 16 |
1
Инициативная группа работников вашего предприятия ГОУ «Современные образовательные системы» обратилась с информацией в адрес руководства, что они создают профсоюзную организацию, которая впоследствии войдет в отраслевой профсоюз.
Руководство предприятия возражает против создания профсоюзной организации. Как юрисконсульт дайте разъяснения вашему руководству.
Осуществите поиск информации в справочно-правовой системе «Гарант» о деятельности профсоюзов на предприятии (можете использовать в этих целях другие аналогичные справочно-правовые системы). Укажите, существует ли разница в статусе рядовых членов профсоюза и их руководителей, а также предусмотрена ли законодательная ответственность за противодействие созданию профсоюзов. Подготовьте письменную информацию для вашего руководителя на тему «Профсоюзная организация на предприятии».
Ответ:
Профсоюз( согласно ст.2 Федерального закона о профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности )- добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, пользующееся равными правами.
Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов – добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;
организация – предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;
член профсоюза – лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.
Согласно ст.5 Федерального закона о профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности, профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны, а также запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
Что касается правовой основы деятельности профсоюзов, то ,согласно ст.6 вышеупомянутого Федерального закона, права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.
Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.
Необходимо заметить, что профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Устав профсоюза должен предусматривать:
-наименование, цели и задачи профсоюза;
-категории и профессиональные группы объединяемых граждан;
-условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
-территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;
-организационную структуру;
-порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;
-порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;
-источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
-местонахождение профсоюзного органа;
-порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;
-другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.
Что касается регистрации профессиональных союзов, то, согласно ст.8 вышеупомянутого Федерального закона, правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется Правительством Российской Федерации.
Однако, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов:
Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.
Законодательством устанавливается судебная защита прав профессиональных союзов. Это означает, что любое нарушенное право профессионального союза может и должно быть восстановлено в судебном порядке. Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Наиболее широко применяемая дисциплинарная ответственность, которая предусмотрена как нормами ТК РФ (ст. 195), так и Закона о профсоюзах (п. 2 ст. 30), позволяет применять к нарушителям следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.
Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
Российское законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. КоАП РФ предусматривает санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11, 5.27 КоАП РФ).
За воспрепятствование законной деятельности профессиональных союзов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 136 УК РФ).