Контрольная работа по дисциплине «Политология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 09:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Политология как наука. Предмет политологии.
2. Методы и функции политологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Politologia_Ekzamen.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТИСБИ»


экономический факультет

заочное отделение

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Политология» на вопросы:

1. Политология как наука. Предмет  политологии.

2. Методы и функции политологии.

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. Ар – 91

Иванова Д.Р.

Проверил(а):

 

 

 

 

Казань 2014


1. Политология как наука. Предмет политологии.

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое понимание политики принадлежит греческим философам и политологам. Само слово «политика» древнегреческого происхождения («полис» – город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н.э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин. 

Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач. 

В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных прав»: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция «общественного договора» провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство. 

Выразителями концепции «естественного права» и «общественного договора» были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др.

В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль.

Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне. 

В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился. 

Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. 

В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания. Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.

Что же изучает политология, каков её предмет?

Прежде всего, объектом политологии является политика. Это столь же очевидно, сколь и банально. Но после этого банального, но необходимого утверждения начинаются вопросы. Во-первых, что такое политика? В политологической литературе общепризнанного ответа на этот вопрос нет. Во-вторых, существует одна наука о политике или их несколько? Если несколько, то каково место среди них политологии?

Не затрагивая пока первого вопроса, попытаемся ответить на второй.

В политологии, как и в подавляющем большинстве других обществоведческих наук, вопрос о её предмете трактуется далеко не однозначно. Можно выделить три основные точки зрения на этот счёт.

1. Политология представляет собой  лишь одну из наук о политике, наряду с политической философией, политической социологией, политической  психологией, политической антропологией, политической географией и т.п.

В рамках этого подхода особое значение для понимания предмета политологии имеет соотношение политологии и политической социологии. Как самостоятельная отрасль науки политическая социология утверждается на Западе в 30-50 гг. 20 в. как наука на стыке двух дисциплин – политологии и социологии. Одним из авторов, наиболее активно пропагандирующим и формулирующим специфику, особый предмет этой науки является американский учёный Сеймур Липсет.

С. Липсет трактует предмет политологии очень узко – это изучение преимущественно институциональных аспектов политики, прежде всего устройства и деятельности государства, других органов и механизмов политической власти. Политическая же социология определяется им как дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами.

Необходимость её возникновения была вызвана неспособностью институционального подхода к пониманию политологии объяснить социальные причины и реальные движущие силы политических изменений, понять, кто и почему осуществляет распределение власти внутри общества, каковы последствия того или иного способа распределения и осуществления власти.

С. Липсет, указывая, в частности, на Т. Парсонса, отмечает, что в спорах с представителями политической науки о сущности политической социологии социологи доказывали, что независимые исследования государства и других политических институтов не имеют теоретического смысла. Сам Т. Парсонс видел в политологии науку о распределении ресурсов в обществе, подчёркивая необходимость изучения функциональных, поведенческих, психологических характеристик власти. Американские же бихевиористы вообще свели политическую науку к изучению непосредственно наблюдаемого политического поведения личности или группы. По их мнению, исследование политических институтов вообще не имеет смысла, поскольку в основе политической реальности лежат индивидуальная человеческая воля и человеческие страсти.

Итак, специальной областью политической социологии С. Липсет объявляет отношения между политическими и другими социальными институтами. Большинством учёных на Западе политическая социология понимается как отрасль социологического знания, изучающая политику как сферу общественной жизни, как социальный институт. В чём же заключается специфика такого изучения политики? Во-первых, в методе изучения, и во-вторых, в самом предмете изучения.

Что касается предмета, то это а) изучение влияния политики на общество (т.е. социальных последствий принимаемых политических решений); б) изучение влияния общества на политику (общественного мнения, политических ожиданий – на принятие политических решений; механизмов влияния общества и различных социальных групп на политические партии, их лидеров, на процесс принятия политических решений); в) изучение неинституциональных элементов политики, таких как политическое сознание, политическая психология общества и отдельных групп (прежде всего, психология избирателей, неформальных лидеров, неформальных политических объединений), политическая социализация личности и др. Сам С. Липсет в числе важнейших вопросов, составляющих проблематику американской политической социологии, отмечает: 1) исследование голосования, 2) исследование политических движений (прежде всего реформистского и экстремистского толка), 3) исследование политической бюрократии, 4) исследование внутреннего управления добровольных организаций (прежде всего профсоюзов), 5) понятие власти.

Представляется, однако, что такое противопоставление политологии и политической социологии справедливо лишь для первой половины 20 в. Дело в том, что в 50-60-е гг. политическая наука на Западе, прежде всего в США, быстро социологизируется, особенно вследствие утверждения в качестве господствующего позитивистско-бихевиористского мировоззрения и методологии, широкого применения эмпирических методов анализа. В свою очередь, политические социологи признали необходимость изучения, хотя и собственными методами, официальных политических институтов и норм. Поэтому сегодня политическая социология и политология в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане малоразличимы.

2. Отсюда – второй подход  к пониманию предмета политологии. Он заключается в отождествлении  политологии и политической социологии. Его попыталась сформулировать  французский политолог М. Гравитц: «...политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей... Можно сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди». Этой же точки зрения придерживается М. Дюверже и ряд других известных политологов: М. Хеттих, О. Берг-Шлоссер и др.

3. Согласно третьей точке зрения  политология понимается как общая, интегральная наука о политике  во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую психологию и т.д. Как отмечает итальянский политолог Дж. Сартори, необходимо отказаться от «скверной привычки превращать политическую науку в единственном числе во множественные политические науки».

Свидетельством всеобщего признания такой точки зрения как наиболее правильной является употребление термина «политическая наука» в единственном числе в названии всемирной организации политологов – «Международная ассоциация политической науки». Международный коллоквиум политологов, состоявшийся в Париже в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО, также принял решение использовать термин «политическая наука» в единственном числе.

Итак, большинство ученых согласно в том, что политическая наука едина в своей основе и в то же время внутренне дифференцирована. В связи с этим встает вопрос об отраслях, или разделах политической науки.

В выделении основных параметров предмета политологии существует множество точек зрения. На наш взгляд, можно объединить их в два основных подхода. Согласно первому (назовем его условно институциональным, или: собственно предметным, или: сферным) подходу, в качестве важнейших составных частей предмета политической науки выделяют:

политическое сознание и культуру;

политические институты, прежде всего государство, партии, группы интересов;

субъекты политики: личность, социальные группы, элиты и лидеры;

внутригосударственные и международные политические отношения;

политический процесс как динамическую характеристику политики.

Традиция такого подхода была заложена еще в 1948 г., когда на Международной конференции по вопросам политической науки, организованной по инициативе ЮНЕСКО, была предпринята первая попытка систематизировать составные элементы политической науки. Тогда были выделены четыре группы этих элементов:

1. Политическая теория: а) политическая  теория; б) история идей.

2. Политические институты: а) конституция; б) центральное управление; в) региональное  и местное управления; г) публичная  администрация; д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительный анализ политических институтов.

3. Партии, группы и общественное  мнение: а) политические партии; б) группы  и ассоциации; в) участие граждан в управлении и администрации; г) общественное мнение.

4. Международные отношения: а) международная  политика; б) политика и международные  организации; в) международное право.

Согласно второму подходу (назовем его условно дисциплинарным) в качестве составных частей предмета политологии выделяют отдельные политологические дисциплины, как-то: политическую философию, политическую историю, политическую теорию, историю политических учений, политическую социологию, политическую психологию, политическую географию, политическую антропологию, прикладную политологию. Набор и названия дисциплин у разных авторов различны. В этой связи представляется более предпочтительным подход, авторы которого предлагают условно разделить все политические науки на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и дисциплины, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. Особое место в структуре политической науки занимает прикладная политология.

К первой группе относятся такие научные дисциплины, как политическая философия, учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история.

Политическая философия служит методологической базой политических исследований. Ее предмет можно разделить на три группы явлений. Во-первых, политическая философия изучает наиболее глубокие основы политики: ее природу, значение для человека, универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, определяет смысл политических категорий, таких как власть, государство, свобода, равенство, справедливость, права человека, политическое поведение и т.д. Во-вторых, политическая философия анализирует способы и средства познания политики. И, наконец, в-третьих, политическая философия разрабатывает идеалы и нормативные принципы политического устройства, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Политология»