Контрольная работа по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.
Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.[6]

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по политологии готовая.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тоталитаризм  с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.[6]

"Политический режим" - способ функционирования государственной  власти. Политический режим характеризуется  методами осуществления политической  власти, степенью политической свободы  в обществе, открытостью или закрытостью  элит с точки зрения социальной  мобильности, фактическим состоянием  правового статуса личности.

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях.

В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Это были режимы, получившие название тоталитарные, но они постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно. [3, c. 123]

Цель данной работы : рассмотреть тоталитарный политический режим

 

1. Сущность, истоки и исторические  условия формирования политического  тоталитаризма. Основные признаки  тоталитарного режима.

Термин “тоталитаризм” возник в 20-ые гг. ХХ века в Италии и Германии.[4]

Тоталитари́зм  — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Тоталитаризм  с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.[6]

В условиях оттепели – критика «тоталитарного синдрома» - не может все объяснить.

Тоталитаризм  - феномен ХХ века:

1)Век широких массовых движений – стремление упорядочить; 2)Отклонение в ходе модернизации – характеризовано для стран 2-го эшелона, т.е. догоняющей модели; 3) Новые технологии – достижение идеологии+ как дополнительный признак – степень свободы/несвободы и целеполагание режима отсутствие/ присутствие частной жизни. Признаки по-разному воплощаются в странах (марксистского типа и германского).

Истоки в нашей стране:

1)Исторические корни – характер российской государственности: централизованная сильная верховная власть, бюрократизм, карательный аппарат; менталитет патернализм, коллективистский образ жизни. 2)Доктринальные – из сути марксистской доктрины «выдернуто»: гегемония пролетариата, классовая борьба, партия нового типа с новыми боевыми качествами. 3) Массовые революционные движения – социальный инструмент - антагонизм, IWW – оживление националистических идей.   4)Социальные истоки – связь с войной маргинальных слоев + помпезность режима.[5]

В 1956 г. два американских политолога - К. Фридрих и З.Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.  
1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии. 

2. Монополия на власть  единой массовой партии, строящейся  по олигархическому признаку  и возглавляемой харизматическим  лидером. Партия практически “поглощает”  государство, выполняя его функции.  
3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за “врагами народа”, но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.  
4. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литератур0и др.  
5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами.  
6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. [1]

Тоталитарная идеология, распространяясь в обществе, способна увлечь многих людей перспективой выполнения «великой миссии». За счет этого обеспечиваются недостижимые ни при каком другом режиме единомыслие и энтузиазм масс, удается экономить ресурсы на оплате рабочей силы, побуждать интеллектуалов работать с максимально высокой отдачей. В сочетании с использованием принудительного труда жертв репрессий для неквалифицированной работы в целом обеспечивается высокая эффективность экономики. Другим источником силы тоталитарных режимов была их способность концентрировать все ресурсы общества (нередко весьма ограниченные) и централизованно направлять их на реализацию крупномасштабных проектов. Контроль над распределением ресурсов позволял создавать дополнительные рабочие места, вводить уравнительное распределение, что отчасти решало проблемы безработицы, отсутствия средств к существованию у беднейших слоев общества.

Самым уязвимым звеном тоталитарных режимов была их зависимость от идеологии, выступавшей их основной опорой. Падение влияния идеологии, утрата надежд на достижение поставленных целей, борьба за власть в правящей элите рано или поздно лишают тоталитарный режим главной основы — веры масс в непогрешимость его лидеров. Эта вера, благодаря косметическим мерам, может возрождаться, какое-то время режим способен существовать по инерции, репрессиями искореняя инакомыслие. Однако с эрозией тоталитарной идеологии в обществе растет число сторонников альтернативных идей и ценностей, в частности либерально-демократических. Постепенно общественное мнение обретает свободу от влияния тоталитарных средств массовой информации. В обществе формируются альтернативные модели поведения, отличающиеся от предписанных правящей партией. Это ведет к кризису тоталитарного режима, его постепенной эрозии.[2]

 

2. Проблемы перехода от  тоталитаризма к демократии. Концепция  политической модернизации.

В середине XIX в. французским ученым и общественным деятелем Алексисом де Токвилем был сформулирован “золотой закон” политического развития, согласно которому: “самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства”. Токвиль полагал, что для страны, где слабы традиции демократии и свободы, нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения.

Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институционализироваться и закрепиться. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов общества, которые могли бы обеспечить баланс интересов различных слоев и направить высвобождающуюся энергию в общественно приемлемые формы. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы, не удается затем остановить и регулировать. [1]

В 70-90-е гг. XX в. резко возрос интерес к проблемам перехода от различных форм диктатуры (авторитаризма и тоталитаризма) Демократии. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Португалии, Испании, Греции, Восточной Европе,  
России и др. Политологами разрабатывается теория перехода от авторитаризма к демократии (теория редемократизации). При этом внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях перехода.

В современной политологической литературе выделяются следующие пути перехода к демократии:  
а)эволюционный (“трансформация”) - Испания;  
б) революционный (“замена” или крах старого режима)Португалия;  
в) военное завоевание - Германия, Япония. 

Основными формами перехода от авторитаризма к демократии, в соответствии с устоявшимися в политической науке представлениями, могут быть: эволюция, революция, военное завоевание. Эволюция предполагает постепенное осуществление демократических реформ без резкой смены правящей элиты. Революция – быстрая и радикальная смена политического режима. Для военного завоевания характерно «насаждение» демократии извне, после военного поражения тоталитарного или авторитарного режима в условиях военной оккупации. Так было после окончания второй мировой войны в Японии и Германии, где основы политической демократии были заложены в условиях послевоенной оккупации.[4]

С.Хантингтон выделил три модели перехода к демократии :

Во-первых, линейная или классическая модель, примером которой может быть развитие Великобритании, а также стран Северной Европы. Для этой модели характерно последовательное решение задач демократизации, обеспечивающее ее необратимость. Классическая модель перехода к демократии представляет собой процесс постепенной трансформации традиционной политической власти, расширение прав и свобод граждан, возрастание степени их политического участия.[4]

Во – вторых, циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки) предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты; в этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре; [1]

В - третьих,  диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция) как и модель циклическая характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия. 

Основными составляющими процесса установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы, с одной стороны, и демократическая институализация механизмов государственной власти, с другой стороны. На этапе установления демократии закладываются конституционные основы новой политической системы. Однако для того, чтобы происшедшие перемены стали необратимыми, необходим следующий, третий этап – этап консолидации демократии. На этом этапе осуществляется окончательная легитимация демократических институтов, происходит адаптация общества к новым механизмам политической власти.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сравните основные типы  политических режимов по следующим  критериям:

Критерий

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Государство полностью ведёт контроль над обществом

Государство не вмешивается в жизнь граждан, но ведётся жёсткий контроль за политикой

Равноправие в обществе. Население принимает решения в важнейших государственных проблемах

Характер партийной системы

Однопартийная политическая система

Отсутствие партии или однопартийная политическая система

Многопартийная политическая система

Развитость гражданского общества

Отсутствие гражданского общества. Граждане государства полностью подчинены власти

Не подконтрольность власти гражданскому обществу

Развитое гражданское общество. Признание народа в качестве субъекта власти

Соблюдение прав и свобод человека

Права и свободы человека подчинены государству. Террор и тотальное насилие

Власть озабочена проблемами безопасности, борьбой с организованной преступностью и коррупцией . Попытки выразить общенациональный интерес

Защита прав человека, равенство всех граждан перед законом, гарантия государством прав и свобод граждан

Отношение к рыночным экономическим механизмам

Государство ведёт контроль над экономикой

Ограниченное вмешательство в экономику.

Государство никоем образом не вмешивается в экономику

Идеологическая ситуация

Насильственное политическое господство

Политический лидер определяет идеологию . Культ личности вождя

Диалог народа с властью. Полная свобода

Информация о работе Контрольная работа по политологии