Содержание
Введение
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт
под полный (тотальный) контроль общество,
полностью контролируя все аспекты жизни
человека. Проявления оппозиции в любой
форме жестоко и беспощадно подавляются
или пресекаются государством.
Также важной особенностью тоталитаризма
является создание иллюзии полного одобрения
народом действий этой власти.[6]
"Политический режим"
- способ функционирования государственной
власти. Политический режим характеризуется
методами осуществления политической
власти, степенью политической свободы
в обществе, открытостью или закрытостью
элит с точки зрения социальной
мобильности, фактическим состоянием
правового статуса личности.
Именно политический режим
определяет политическую атмосферу общества,
в отличие от сравнительно устойчивых
правовых норм, он подвижен и способен
эволюционировать в различных направлениях.
В 20-30-е годы в группе
государств - СССР, Германии, Италии, затем
Испании, ряде стран Восточной Европы
(а позднее и Азии) - сложились политические
режимы, обладавшие целым комплексом сходных
признаков. Провозглашая разрыв с традициями
прошлого, обещая построить на его руинах
новый мир, привести народы к процветанию
и изобилию, эти режимы обрушили на них
террор и репрессии, втянули мир в череду
кровавых войн. Это были режимы, получившие
название тоталитарные, но они постепенно
сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения
тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991
годы, когда тоталитарные режимы в Восточной
Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно. [3,
c. 123]
Цель данной работы : рассмотреть
тоталитарный политический режим
1. Сущность, истоки и исторические
условия формирования политического
тоталитаризма. Основные признаки
тоталитарного режима.
Термин “тоталитаризм” возник в 20-ые гг. ХХ
века в Италии и Германии.[4]
Тоталитари́зм — политический режим,
стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт
под полный (тотальный) контроль общество,
полностью контролируя все аспекты жизни
человека. Проявления оппозиции в любой
форме жестоко и беспощадно подавляются
или пресекаются государством.
Также важной особенностью тоталитаризма
является создание иллюзии полного одобрения
народом действий этой власти.[6]
В условиях оттепели – критика
«тоталитарного синдрома» - не может все
объяснить.
Тоталитаризм - феномен ХХ века:
1)Век широких массовых движений
– стремление упорядочить; 2)Отклонение
в ходе модернизации – характеризовано
для стран 2-го эшелона, т.е. догоняющей
модели; 3) Новые технологии – достижение
идеологии+ как дополнительный признак
– степень свободы/несвободы и целеполагание
режима отсутствие/ присутствие частной
жизни. Признаки по-разному воплощаются
в странах (марксистского типа и германского).
Истоки в нашей стране:
1)Исторические корни – характер
российской государственности: централизованная
сильная верховная власть, бюрократизм,
карательный аппарат; менталитет патернализм,
коллективистский образ жизни. 2)Доктринальные
– из сути марксистской доктрины «выдернуто»:
гегемония пролетариата, классовая борьба,
партия нового типа с новыми боевыми качествами.
3) Массовые революционные движения –
социальный инструмент - антагонизм, IWW
– оживление националистических идей.
4)Социальные истоки – связь с войной маргинальных
слоев + помпезность режима.[5]
В 1956 г. два американских политолога
- К. Фридрих и З.Бжезинский сформулировали
основные признаки тоталитарного режима.
1. Официальная идеология, полностью
отрицающая предыдущий порядок и призванная
сплотить граждан для построения нового
общества. Эта идеология должна обязательно
признаваться и разделяться всеми членами
общества. Она ориентирует общество на
завершающий период истории, в котором
должно воплотиться совершенное состояние.
Таким образом, господствующая идеология
носит хилиастический характер. Во всех
тоталитарных режимах все стороны жизни
общества - мораль, экономическая эффективность,
социальные отношения, политические нормы
и т.д. - подчинены идеологии.
2. Монополия на власть
единой массовой партии, строящейся
по олигархическому признаку
и возглавляемой харизматическим
лидером. Партия практически “поглощает”
государство, выполняя его функции.
3. Система террористического
полицейского контроля, который осуществляется
не только за “врагами народа”, но и за
всем обществом. Контролируются отдельные
личности, целые классы, этнические группы.
4. Партийный контроль над средствами
массовой информации. Жесткая цензура
любой информации, контроль за всеми средствами
массовой коммуникации - прессой, радио,
кино, литератур0и др.
5. Всеобъемлющий контроль над
вооруженными силами.
6. Централизованный контроль
экономики и система бюрократического
управления экономической деятельностью. [1]
Тоталитарная идеология,
распространяясь в обществе, способна
увлечь многих людей перспективой выполнения
«великой миссии». За счет этого обеспечиваются
недостижимые ни при каком другом режиме
единомыслие и энтузиазм масс, удается
экономить ресурсы на оплате рабочей силы,
побуждать интеллектуалов работать с
максимально высокой отдачей. В сочетании
с использованием принудительного труда
жертв репрессий для неквалифицированной
работы в целом обеспечивается высокая
эффективность экономики. Другим источником
силы тоталитарных режимов была их способность
концентрировать все ресурсы общества
(нередко весьма ограниченные) и централизованно
направлять их на реализацию крупномасштабных
проектов. Контроль над распределением
ресурсов позволял создавать дополнительные
рабочие места, вводить уравнительное
распределение, что отчасти решало проблемы
безработицы, отсутствия средств к существованию
у беднейших слоев общества.
Самым уязвимым звеном
тоталитарных режимов была их зависимость
от идеологии, выступавшей их основной
опорой. Падение влияния идеологии, утрата
надежд на достижение поставленных целей,
борьба за власть в правящей элите рано
или поздно лишают тоталитарный режим
главной основы — веры масс в непогрешимость
его лидеров. Эта вера, благодаря косметическим
мерам, может возрождаться, какое-то время
режим способен существовать по инерции,
репрессиями искореняя инакомыслие. Однако
с эрозией тоталитарной идеологии в обществе
растет число сторонников альтернативных
идей и ценностей, в частности либерально-демократических.
Постепенно общественное мнение обретает
свободу от влияния тоталитарных средств
массовой информации. В обществе формируются
альтернативные модели поведения, отличающиеся
от предписанных правящей партией. Это
ведет к кризису тоталитарного режима,
его постепенной эрозии.[2]
2. Проблемы перехода от
тоталитаризма к демократии. Концепция
политической модернизации.
В середине XIX в. французским
ученым и общественным деятелем Алексисом
де Токвилем был сформулирован “золотой
закон” политического развития, согласно
которому: “самый быстрый путь к свободе
ведет к наихудшей форме рабства”. Токвиль
полагал, что для страны, где слабы традиции
демократии и свободы, нет ничего опаснее,
чем слишком быстрые реформы и изменения.
Народу не хватает
времени освоить новшества, он не готов
к новой системе, а изменения не успевают
институционализироваться и закрепиться.
В этих условиях участие масс в политике
обгоняет развитие политических институтов
общества, которые могли бы обеспечить
баланс интересов различных слоев и направить
высвобождающуюся энергию в общественно
приемлемые формы. Бурный поток, направленный
на разрушение старой системы, не удается
затем остановить и регулировать. [1]
В 70-90-е гг. XX в. резко
возрос интерес к проблемам перехода от
различных форм диктатуры (авторитаризма
и тоталитаризма) Демократии. Это связано
с процессами, происходившими и происходящими
в Португалии, Испании, Греции, Восточной
Европе,
России и др. Политологами
разрабатывается теория перехода от авторитаризма
к демократии (теория редемократизации).
При этом внимание концентрируется на
условиях и предпосылках, благоприятствующих
переходу, на его движущих силах, путях
и стадиях, на различных моделях перехода.
В современной политологической
литературе выделяются следующие пути
перехода к демократии:
а)эволюционный (“трансформация”)
- Испания;
б) революционный (“замена”
или крах старого режима)Португалия;
в) военное завоевание
- Германия, Япония.
Основными формами перехода
от авторитаризма к демократии, в соответствии
с устоявшимися в политической науке представлениями,
могут быть: эволюция, революция, военное
завоевание. Эволюция предполагает постепенное
осуществление демократических реформ
без резкой смены правящей элиты. Революция
– быстрая и радикальная смена политического
режима. Для военного завоевания характерно
«насаждение» демократии извне, после
военного поражения тоталитарного или
авторитарного режима в условиях военной
оккупации. Так было после окончания второй
мировой войны в Японии и Германии, где
основы политической демократии были
заложены в условиях послевоенной оккупации.[4]
С.Хантингтон выделил три модели
перехода к демократии :
Во-первых, линейная или классическая
модель, примером которой может быть развитие
Великобритании, а также стран Северной
Европы. Для этой модели характерно
последовательное решение задач демократизации,
обеспечивающее ее необратимость. Классическая
модель перехода к демократии представляет
собой процесс постепенной трансформации
традиционной политической власти, расширение
прав и свобод граждан, возрастание степени
их политического участия.[4]
Во – вторых, циклическая
модель (во многих странах Латинской Америки,
Азии и Африки) предполагает чередование
демократических и авторитарных форм
правления при формально позитивном отношении
к демократии политической элиты; в этом
случае избранные народом правители либо
свергаются военными, либо сами узурпируют
власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь
с растущей непопулярностью и сильным
противостоянием оппозиции; указанная
модель свидетельствует о недостаточной
зрелости внутренних предпосылок демократии
и, особенно, о ее слабой укорененности
в господствующей политической культуре; [1]
В - третьих, диалектическая модель
(Испания, Португалия, Греция) как и модель
циклическая характеризуется нестабильностью
переходных политических режимов, но здесь
переход к демократии осуществляется
под влиянием уже достаточно созревших
для нее внутренних предпосылок (индустриализации,
многочисленного среднего класса, достаточно
высокого образовательного уровня граждан,
рационализации и индивидуализации массового
сознания и т.д.); нарастание этих и других
факторов приводит к довольно быстрому
и внезапному краху авторитарных режимов;
в результате постепенно (после череды
смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная
демократия.
Основными составляющими процесса
установления демократии являются формирование
конкурентной партийной системы, с одной
стороны, и демократическая институализация
механизмов государственной власти, с
другой стороны. На этапе установления
демократии закладываются конституционные
основы новой политической системы. Однако
для того, чтобы происшедшие перемены
стали необратимыми, необходим следующий,
третий этап – этап консолидации демократии.
На этом этапе осуществляется окончательная
легитимация демократических институтов,
происходит адаптация общества к новым
механизмам политической власти.[4]
3. Сравните основные типы
политических режимов по следующим
критериям:
Критерий |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
Государство полностью ведёт контроль
над обществом |
Государство не вмешивается в жизнь граждан,
но ведётся жёсткий контроль за политикой |
Равноправие в обществе. Население принимает
решения в важнейших государственных
проблемах |
Характер партийной системы |
Однопартийная политическая
система |
Отсутствие партии или однопартийная
политическая система |
Многопартийная политическая система |
Развитость гражданского общества |
Отсутствие гражданского общества. Граждане
государства полностью подчинены власти
|
Не подконтрольность власти
гражданскому обществу |
Развитое гражданское общество. Признание
народа в качестве субъекта власти |
Соблюдение прав и свобод человека |
Права и свободы человека подчинены государству.
Террор и тотальное насилие |
Власть озабочена проблемами безопасности,
борьбой с организованной преступностью
и коррупцией . Попытки выразить общенациональный
интерес |
Защита прав человека,
равенство всех граждан перед законом,
гарантия государством прав и свобод граждан |
Отношение к рыночным экономическим
механизмам |
Государство ведёт контроль над экономикой |
Ограниченное вмешательство в экономику. |
Государство никоем образом не вмешивается
в экономику |
Идеологическая ситуация |
Насильственное политическое
господство |
Политический лидер определяет идеологию
. Культ личности вождя |
Диалог народа с властью. Полная свобода |