Контрольная работа по предмету "Социология и политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

1. Личность и проблема социализации .
2. Общественная власть.
3. Характеристика с точки зрения социальных ролей, выполняемых в обществе в соответствии с социальными статусами .

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Проблемы социализации, общественная власть.docx

— 39.87 Кб (Скачать файл)

 

2. Общественная власть

 

Среди различных видов управления в обществе (управление в семье, техническими системами и др.) особое место занимает общественное, социальное управление. Оно может иметь естественный (бесструктурный) характер (например, управление демографической ситуацией, когда в годы общественных потрясений, революций, кризисов рождаемость естественно снижается, возникновение необходимых обществу профессий для удовлетворения его новых потребностей, приток новых поселенцев в муниципальное образование, исчезновение неперспективных деревень, тенденции интеграции в международном сообществе и др.). В этом случае социальное управление осуществляется в форме саморегулирования, самоуправления коллектива (государственно организованного общества, территориального коллектива, международного сообщества и т.д.). Саморегулирование — это управление внутри коллектива, не отделенное от него. В той или иной форме оно существует в любом коллективе. Многие явления саморегулирования, естественного самоуправления связаны с использованием институтов непосредственной демократии (замена правящей партии путем выборов, решение сельского схода, референдум в муниципальном образовании и т.д.) [3, c. 74].

Наряду с самоуправлением в обществе есть и такая управленческая деятельность, которая исходит извне, от структур, принадлежащих коллективу, но как бы отделяемых, обособляемых от него своим полномочиями по отношению к этому коллективу. Так, государство — составная часть общества, но оно осуществляет управленческие функции по отношению к обществу — всеобъемлющему коллективу данной страны; органы местного самоуправления (совет, мэр и др.) реализуют полномочия по отношению к муниципальному образованию (территориальному коллективу определенной местности); центральный комитет политической партии осуществляет управленческие функции по отношению к ее низовым организациям и членам, правление кооператива — по отношению к его членам и т.д.

Такие полномочия имеют властный характер. В основе общественного управления лежит власть.

Коллектив и общественный коллектив. Как явление власть присуща любому коллективу. Даже на вечеринке друзей бывает руководитель — тамада, который может дать или не дать слово очередному оратору. Общественная власть связана, конечно, не с подобными временными, а с организационно оформленными общественными коллективами постоянного характера. Но и такие коллективы далеко не одинаковы. Различны по своему характеру производственный коллектив предприятия, политическая партия, общество той или иной страны, территориальный коллектив города, религиозное объединение и т.д.

В разных коллективах имманентно присущая коллективу власть осуществляется и самим коллективом (это бывает при использовании институтов непосредственной демократии, например, на общих собраниях или референдумах), но обычно она реализуется состоящими в этом же коллективе, но на деле отделенными от него своими функциями и, следовательно, положением органами и должностными  лицами.  Характер такой власти и формы ее реализации неодинаковы. Они определяются в конечном счете природой того или иного коллектива. Например, полномочия заведующего канцелярией по отношению к коллективу работников канцелярии обычно имеют лишь технический характер, связанный с процессами труда. Такое техническое управление коллективом относится прежде всего к профессиональным, а не социальным аспектам деятельности коллектива. Оно необходимо, например, для обеспечения бесперебойной работы предприятия, организации, сообщества (например, артели старателей). В производственном коллективе значение имеют навыки, профессионализм руководителя. Такой руководитель наделен лишь определенной долей властных полномочий и только в определенном отношении — для обеспечения цикла труда. Такой руководитель коллектива поставлен над ним лишь в небольшой степени (бригадир - он тоже рабочий). Его власть, если и может быть названа властью, носит технический характер. Это паравласть (подобная власти, частичная власть) [4, c. 26].

Социальная власть, отделенная от коллектива, связана с общественными коллективами, с общественными интересами коллектива и его членов (а не с техническими навыками или профессионализмом). Это общественная по своему характеру (а не личная, как в семье, не технико-производственная, как в бригаде, и не религиозная, как в объединении верующих) власть. Она обусловлена не родственными отношениями, не задачами производственного цикла (трудовой коллектив), не общей верой (например, религиозный коллектив), не ролью «авторитета» в банде, а единством некоторых общественных интересов членов коллектива.

Общественные коллективы тоже имеют разный характер. Многие из них являются разного рода добровольными объединениями (партии, профсоюзы, производственные кооперативы и т.д.). В них возникает своя общественная корпоративная власть. Она реализуется и самим объединением (например, на общих собраниях его членов), и создаваемыми им органами (правлениями, советами, комитетами и др.). Некоторые объединения создаются в связи с частными интересами своих членов (например, объединение акционеров, стремящихся получить личную прибыль в акционерном обществе, или объединение коллекционеров-филателистов). Для доступа в такие коллективы установлены особые условия (например, в клуб футболистов или союз писателей), корпоративная власть в подобных коллективах является частной корпоративной властью. Элементы публичного управления в общественном управлении такого коллектива минимальны, но они есть. Каков бы ни был коллектив (если это только не преступная, антиобщественная организация и не коллектив, основанный на родственных связях), во власти такого коллектива всегда есть признаки, зародыши публичной власти, но это не значит, что всякий коллектив обладает именно публичной властью.

Более значительны такие элементы в массовых объединениях, которые преследуют общественно значимые цели политического или социально-экономического характера (политические партии, профсоюзы и др.). Власть, существующая в них, имеет публичный корпоративный характер. В полной мере публичная власть и публичное управление присущи территориальным публичным коллективам вследствие их особой природы [3, c. 76].

 

3. Характеристика с точки зрения социальных ролей, выполняемых в обществе в соответствии с социальными статусами

 

Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д. [1, c. 78]

Виды статусов:

    • прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста.
    • достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал.

Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус

 

Я также занимаю в обществе определенные положения, статусы, которые имеют соответствующий список прав и обязанностей:

    1. гражданин Беларуси: нахожусь под защитой Республики Беларусь, являюсь законопослушным гражданином и т.д.
    2. сын, внук: уважаю родителей и принимаю их требования, прислушиваюсь к их мнению, советам, чту семейные традиции и т.д.
    3. брат: оказываю необходимую помощь младшим братьям и сестрам и т.д.
    4. студент: соблюдаю правила и порядки своего учебного заведения, готовлюсь к сессии, посещаю занятия, общаюсь с однокурсниками и т.д.
    5. государственный служащий: выполняю трудовые обязанности, коллективный договор, требования вышестоящего руководства, соблюдаю график работы, исполнителен и т.д.
    6. коллега: доброжелателен, прислушиваюсь к мнению коллектива, соблюдаю деловой этикет и т.д.
    7. одновременно я выполняю статус друга, товарища, сокурсника, посетителя магазина, библиотеки, поликлиники, пассажира в общественном транспорте, участника правил дорожного движения и мн. др.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. М., 2001.

  1. Общая социология / Под ред. проф. А. Г. Эфендиева. М, 2000.

  1. Решетников С.В., Ровдо В.В. Введение в теорию политических систем. Учебное пособие для студентов по курсу «Политология». Мн.: 1995.

  1. Старовойтова  Л.В., Ровдо В.В. Теория политики. Учебное пособие по политологии.—Мн., 1999.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по предмету "Социология и политология"