Контрольная работа по предмету "Социология и политология"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:16, контрольная работа
Краткое описание
1. Личность и проблема социализации . 2. Общественная власть. 3. Характеристика с точки зрения социальных ролей, выполняемых в обществе в соответствии с социальными статусами .
Среди различных видов управления
в обществе (управление в семье, техническими
системами и др.) особое место занимает
общественное, социальное управление.
Оно может иметь естественный (бесструктурный)
характер (например, управление демографической
ситуацией, когда в годы общественных
потрясений, революций, кризисов рождаемость
естественно снижается, возникновение
необходимых обществу профессий для удовлетворения
его новых потребностей, приток новых
поселенцев в муниципальное образование,
исчезновение неперспективных деревень,
тенденции интеграции в международном
сообществе и др.). В этом случае социальное
управление осуществляется в форме саморегулирования,
самоуправления коллектива (государственно
организованного общества, территориального
коллектива, международного сообщества
и т.д.). Саморегулирование — это управление
внутри коллектива, не отделенное от него.
В той или иной форме оно существует в
любом коллективе. Многие явления саморегулирования,
естественного самоуправления связаны
с использованием институтов непосредственной
демократии (замена правящей партии путем
выборов, решение сельского схода, референдум
в муниципальном образовании и т.д.) [3,
c. 74].
Наряду с самоуправлением в
обществе есть и такая управленческая
деятельность, которая исходит извне,
от структур, принадлежащих коллективу,
но как бы отделяемых, обособляемых от
него своим полномочиями по отношению
к этому коллективу. Так, государство —
составная часть общества, но оно осуществляет
управленческие функции по отношению
к обществу — всеобъемлющему коллективу
данной страны; органы местного самоуправления
(совет, мэр и др.) реализуют полномочия
по отношению к муниципальному образованию
(территориальному коллективу определенной
местности); центральный комитет политической
партии осуществляет управленческие функции
по отношению к ее низовым организациям
и членам, правление кооператива — по
отношению к его членам и т.д.
Такие полномочия имеют властный
характер. В основе общественного управления
лежит власть.
Коллектив и общественный коллектив.
Как явление власть присуща любому коллективу.
Даже на вечеринке друзей бывает руководитель
— тамада, который может дать или не дать
слово очередному оратору. Общественная
власть связана, конечно, не с подобными
временными, а с организационно оформленными
общественными коллективами постоянного
характера. Но и такие коллективы далеко
не одинаковы. Различны по своему характеру
производственный коллектив предприятия,
политическая партия, общество той или
иной страны, территориальный коллектив
города, религиозное объединение и т.д.
В разных коллективах имманентно
присущая коллективу власть осуществляется
и самим коллективом (это бывает при использовании
институтов непосредственной демократии,
например, на общих собраниях или референдумах),
но обычно она реализуется состоящими
в этом же коллективе, но на деле отделенными
от него своими функциями и, следовательно,
положением органами и должностными
лицами. Характер такой власти и формы
ее реализации неодинаковы. Они определяются
в конечном счете природой того или иного
коллектива. Например, полномочия заведующего
канцелярией по отношению к коллективу
работников канцелярии обычно имеют лишь
технический характер, связанный с процессами
труда. Такое техническое управление коллективом
относится прежде всего к профессиональным,
а не социальным аспектам деятельности
коллектива. Оно необходимо, например,
для обеспечения бесперебойной работы
предприятия, организации, сообщества
(например, артели старателей). В производственном
коллективе значение имеют навыки, профессионализм
руководителя. Такой руководитель наделен
лишь определенной долей властных полномочий
и только в определенном отношении — для
обеспечения цикла труда. Такой руководитель
коллектива поставлен над ним лишь в небольшой
степени (бригадир - он тоже рабочий). Его
власть, если и может быть названа властью,
носит технический характер. Это паравласть
(подобная власти, частичная власть) [4,
c. 26].
Социальная власть, отделенная
от коллектива, связана с общественными
коллективами, с общественными интересами
коллектива и его членов (а не с техническими
навыками или профессионализмом). Это
общественная по своему характеру (а не
личная, как в семье, не технико-производственная,
как в бригаде, и не религиозная, как в
объединении верующих) власть. Она обусловлена
не родственными отношениями, не задачами
производственного цикла (трудовой коллектив),
не общей верой (например, религиозный
коллектив), не ролью «авторитета» в банде,
а единством некоторых общественных интересов
членов коллектива.
Общественные коллективы тоже
имеют разный характер. Многие из них являются
разного рода добровольными объединениями
(партии, профсоюзы, производственные
кооперативы и т.д.). В них возникает своя
общественная корпоративная власть. Она
реализуется и самим объединением (например,
на общих собраниях его членов), и создаваемыми
им органами (правлениями, советами, комитетами
и др.). Некоторые объединения создаются
в связи с частными интересами своих членов
(например, объединение акционеров, стремящихся
получить личную прибыль в акционерном
обществе, или объединение коллекционеров-филателистов).
Для доступа в такие коллективы установлены
особые условия (например, в клуб футболистов
или союз писателей), корпоративная власть
в подобных коллективах является частной
корпоративной властью. Элементы публичного
управления в общественном управлении
такого коллектива минимальны, но они
есть. Каков бы ни был коллектив (если это
только не преступная, антиобщественная
организация и не коллектив, основанный
на родственных связях), во власти такого
коллектива всегда есть признаки, зародыши
публичной власти, но это не значит, что
всякий коллектив обладает именно публичной
властью.
Более значительны такие элементы
в массовых объединениях, которые преследуют
общественно значимые цели политического
или социально-экономического характера
(политические партии, профсоюзы и др.).
Власть, существующая в них, имеет публичный
корпоративный характер. В полной мере
публичная власть и публичное управление
присущи территориальным публичным коллективам
вследствие их особой природы [3, c. 76].
3. Характеристика с точки зрения
социальных ролей, выполняемых в обществе
в соответствии с социальными статусами
Социальный статус – это положение человека в
обществе, этот статус имеет соответствующий
список прав и обязанностей. Статус можно
сравнить с пустой ячейкой в организации
или группе, которую может занимать тот
или иной человек, люди приходят и уходят,
а статусы в организации остаются. Организация
– это система взаимосвязанных и специализированных
статусов. Каждый статус имеет свою функцию
в организации, например, функция руководителя
состоит в руководстве рядовыми сотрудниками,
функция учителя состоит в обучении учащихся,
функция рабочего состоит в управлении
и ремонте технических устройств и т.д.
Каждый человек занимает одновременно
несколько статусов, например, рабочего,
мужа, спортсмена, друга, студента вечернего
отделения университета, члена партии,
автора газетной публикации, посетителя
больницы и т.д. [1, c. 78]
Виды статусов:
прирождённый статус, например,
национальность, сословие, пол, раса, каста.
достижимый статус, например,
президент страны, академик, генерал.
Социальная роль – это такое поведение, которое
окружающие ожидают от человека, занимающего
определённый статус
Я также занимаю в обществе
определенные положения, статусы, которые
имеют соответствующий список прав и обязанностей:
гражданин Беларуси: нахожусь под защитой Республики
Беларусь, являюсь законопослушным гражданином
и т.д.
сын, внук: уважаю родителей
и принимаю их требования, прислушиваюсь
к их мнению, советам, чту семейные традиции
и т.д.
брат: оказываю необходимую
помощь младшим братьям и сестрам и т.д.
студент: соблюдаю правила и порядки своего учебного заведения, готовлюсь к сессии, посещаю занятия, общаюсь с однокурсниками и т.д.
государственный служащий: выполняю трудовые обязанности,
коллективный договор, требования вышестоящего
руководства, соблюдаю график работы,
исполнителен и т.д.
коллега: доброжелателен, прислушиваюсь
к мнению коллектива, соблюдаю деловой
этикет и т.д.
одновременно я выполняю статус
друга, товарища, сокурсника, посетителя
магазина, библиотеки, поликлиники, пассажира в общественном транспорте, участника правил дорожного движения и мн. др.
Список литературы
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. М., 2001.
Общая социология / Под ред. проф. А. Г. Эфендиева. М, 2000.
Решетников С.В., Ровдо В.В. Введение в теорию политических систем. Учебное пособие для студентов по курсу «Политология». Мн.: 1995.
Старовойтова Л.В., Ровдо В.В. Теория политики. Учебное пособие по политологии.—Мн., 1999.