Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 02:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить группы интересов, решаемые в ходе информационной войны, развернувшейся в СМИ по делу Лужкова против Жириновского.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие коррупции в России и за рубежом;
- рассмотреть историю обвинений Юрия Лужкова в коррупции в российских СМИ;
- рассмотреть историю взаимоотошений Лужкова против Жириновского;
- провести мониторинг СМИ, выявить группы интересов, решающих свои задачи на страницах российских СМИ в контексте судебного процесса «Лужков против Жириновского»
- рассмотреть эффективность манипулятивных технологий, используемых заинтересованными в широком освещении судебного процесса группами в контексте борьбы с коррупцией;
Введение 3
Глава 1. Коррупция в России как социальный феномен 5
1.1 Коррупция как феномен российской 5
и мировой социальной практики 5
1.2 История взаимоотношений Лужкова и 11
Жириновского в российских СМИ 11
Глава 2. Российские СМИ о процессе «Лужков против Жириновского» в контексте борьбы с коррупцией 14
2.1. История обвинений Лужкова в коррупции 14
на страницах российских СМИ 14
2.2 Судебный процесс «Лужков против Жириновского» 20
в контексте борьбы с коррупцией 20
Глава 3. Анализ общественного мнения в судебном процессе «Лужков против Жириновского» 24
3.1. Группы интересов в судебном процессе 24
«Лужков против Жириновского» 24
3.2 Эффективность манипулятивных технологий СМИ, применённых ходе освещения судебного процесса 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Опись материалов мониторинга 38
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЁДОРОВА
Факультет «Рекламы и связей с общественностью»
Кафедра «Связей с общественностью»
Курсовая работа
по дисциплине «Связи с общественностью»
на тему:
«Коррупция в России. Судебный процесс Лужкова
против Жириновского в оценке российских СМИ»
Выполнил: студент гр. ДР(мар)-4-2 Егоров Кирилл Вячеславович
Научный руководитель: доцент кафедры связей с общественностью, кандидат философских наук Кутыркина Людмила Владиславовн
Москва, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Коррупция в России как социальный феномен
1.1 Коррупция как феномен российской
и мировой социальной практики
1.2 История взаимоотношений Лужкова и
Жириновского в российских СМИ
Глава 2. Российские СМИ о процессе «Лужков против Жириновского» в контексте борьбы с коррупцией
2.1. История обвинений Лужкова в коррупции
на страницах российских СМИ
2.2 Судебный процесс «Лужков против Жириновского»
в контексте борьбы с коррупцией
Глава 3. Анализ общественного мнения в судебном процессе «Лужков против Жириновского»
3.1. Группы интересов в судебном процессе
«Лужков против Жириновского»
3.2 Эффективность манипулятивных технологий СМИ, применённых ходе освещения судебного процесса
Заключение
Список использованной литературы
Опись материалов мониторинга
Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.
Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" – подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности".
Предметом данной курсовой работы является судебный процесс Лужкова против Жириновского в оценке российских СМИ;
Объектом данной курсовой работы является коррупция в оценке российских СМИ;
Цель курсовой работы – выявить группы интересов, решаемые в ходе информационной войны, развернувшейся в СМИ по делу Лужкова против Жириновского.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие коррупции в России и за рубежом;
- рассмотреть историю обвинений Юрия Лужкова в коррупции в российских СМИ;
- рассмотреть историю взаимоотошений Лужкова против Жириновского;
- провести мониторинг СМИ, выявить группы интересов, решающих свои задачи на страницах российских СМИ в контексте судебного процесса «Лужков против Жириновского»
- рассмотреть эффективность манипулятивных технологий, используемых заинтересованными в широком освещении судебного процесса группами в контексте борьбы с коррупцией;
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в ней я попытаюсь реконструировать события, произошедшие перед отставкой мэра Москвы Юрия Лужкова, проанализирую информационную волну, поднявшуюся в СМИ и направленную против Лужкова, попытаюсь выявить заинтересованные в этом группы, а также проанализирую эффективность примененных манипулятивных технологий.
Материалы, использованные при написании курсовой работы. Мною было отмониторено 30 статей из 12 наиболее известных, влиятельных и популярных газетных и Интернет-изданий России. Также в материалах мониторинга я задействовал документальный фильм «Дело в кепке», фильм о коррупции в столице в целом и о коррумпированности московских чиновников в частности, в особенности мэра Москвы Юрия Лужкова. Считается, что именно с показа этого документального фильма другим городским телеканалам была «дана отмашка» на начало информационной атаки на мэра Москвы, что сделало дальнейшую его отставку целесообразной и предсказуемой.
Мониторинг статей находится в приложении 1.
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания[1].
Согласно российскому законодательству[2], коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Коррупция в России исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).
Согласно опросам «Левада-центра», в 2005—2006 годах 50 % респондентов называли коррупцию в числе главных препятствий на пути экономического подъёма в России[3].
Коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл. Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180. По данным Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе — августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества — на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219.[4]
Трансперенси Интернешнл, неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран. Для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места). Такое же значение индекса было и у Индии.
В 2010 году в рейтинге Трансперенси Интернешнл Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран). В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р», в частности, утверждалось: «… никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране всё как было плохо, так плохо и осталось» [5]. Елена Панфилова заявила, что за год в России, фактически, ничего не поменялось, и добавила, что страны с рейтингом ниже трёх баллов следует считать находящимися в зоне очень высокой коррупции[6]
Коррупции способствует и Российское уголовное законодательство, которое предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. Статья 291 УК РФ гласит:
Статья 291 УК. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Таким образом УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Это побуждает чиновников к мздоимству (получение взяток за выполнение своих прямых обязанностей), так как при этом их к ответственности привлечь фактически невозможно, так как они не совершают незаконных действий, а от доноса со стороны взяткодателей их страхует законодательство. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства со стороны чиновника. Таким образом законодательство даёт чиновникам страховку от доноса.
В Китае очень жесткое антикоррупционное законодательство: за взятку или хищение предусмотрена высшая мера наказания. С 2000 года в КНР были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, то есть в среднем три чиновника в день. Также в реальной жизни наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки.
Борьба с коррупцией в Китае уже давно вышла на политический уровень. На скамье подсудимых побывали и бывший партсекретарь Шанхайского горкома партии Чэнь Лянъюй, получивший 18 лет тюрьмы, и некогда богатейший предприниматель страны Хуан Гуанъюй, которому предстоит провести за решеткой 14 лет. Бывшего вице-мэра Пекина Лю Чжихуа приговорили к смертной казни, однако позже сжалились и заменили на пожизненное заключение.
В Китае в мае этого года за получение взятки в особо крупных размерах и преступную халатность на рабочем месте приговорен к расстрелу бывший глава управления по контролю за продуктами питания и лекарствами Чжэн Сяоюй. Он представлял лицензии на производство лекарственных препаратов без проведения их клинических испытаний и получил за это в общей сложности 6 млн юаней (800 тысяч долларов).
Рядом с Поднебесной расположен Гонконг. В этом городе-государстве, находящемся в Азии, где как следует отблагодарить за услугу - исторический обычай, живут практически без коррупции. И никто не кричит, что это зло победить невозможно. В рейтинге Transparency International Гонконг занимает 12-е место и стоит выше, чем Англия, которая когда-то владела и управляла городом. Опережает Гонконг и Японию, Австрию, Германию.
Победить коррупцию в Гонконге, где когда-то ей было пронизано 94% всего государственного сектора (сейчас 2-3%), удалось всего тремя простыми мерами. В первую очередь чиновников заставили доказывать, что все, что ими было куплено, приобретено на законные деньги. В противном случае конфискация и в тюрьму лет так на пятнадцать. В России подобный закон обсуждают, но постоянно пересматривают и дорабатывают, видимо, депутаты понимают, что если принять его в том виде, в котором он работает в Гонконге, то в России некуда будет пихать конфискат и чиновников.
Во-вторых, была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК), у сотрудников которой очень высокие оклады, подчиняется структура только генерал-губернатору. Комиссия призвана не только выявлять взяточников, но и заниматься профилактикой - предотвращать взятки в сферах, наиболее подверженных коррупции. Также они вправе провести проверку в любом ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение на взяточничество. За работой комиссии следят общественные организации, которые могут уволить специалиста НКБК при документальном подтверждении его нечистоплотности.
И последнее, людям и журналистам предоставили возможность сообщать о взяточниках: обычные люди стали помощниками независимой комиссии по борьбе с коррупцией. А журналистам было позволено копаться в делах любого чиновника. Кроме того, в Гонконге перестали преследовать тех, кто взятку дает, то есть виноват всегда чиновник.