Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:28, реферат
В свое время выдающийся немецкий социолог Макс Вебер, начиная исследовать проблему легитимности власти, задавался вопросом: «Каковы внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?» С позиций настоящего можем говорить, что теоретически на этот вопрос уже давно дан ответ, однако новые политические обстоятельства вынуждают задавать его вновь и вновь. Современная ситуация в Украине (и, видимо, не только в Украине) является одним из таких случаев. И если на вторую часть вопроса можно ответить однозначно, то первая требует детального выяснения. Тем более что в течение всей истории независимой Украины существовали довольно весомые основания говорить о кризисе легитимности власти. Прежде всего необходимо определиться с самим явлением легитимности.
Введение
1. Понятие государственной власти
2. Легитимность власти
2.1 Типы легитимности
2.2 Проблемы и кризисы, связанные с легитимной властью
3. Разница между легитимной и легальной властью
Заключение
Список использованной литературы
3. Разница понятий легитимность и легальность власти
Понятие «легитимности» в политологии чаще всего употребляется вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и «легальность» - образованы от одного корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи. «Легальность» - это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это легально. А если противоречит, то нелегально. «Легитимностью» в политологии называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. «Легитимность», в отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение личности правителя или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства. Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага.В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века.
И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами. Именно народ и история его делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано.
Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе. Нормативный (легальный )путь устроения государственной власти предлагает наличие нормативной модели формы государственного правления и территориального устройства, системы власти (разделение властей), структуры аппарата государства и др. Если государственная власть формируется, оформляется в соответствии с конституционной (преимущественно) моделью и в определённом порядке- (законами о выборах, о престолонаследии и др.), то она получает своего материального носителя легальным путём. Легальная (легализованная) власть в государстве - это сформированная (оформленная) в соответствии с заранее определённой нормативной моделью, принятой материальными её носителями, функционирующая в русле законодательно определенных полномочий и юридических ограничений, ориентированная на обеспечение потребностей общественного прогресса. Легитимная государственная власть характеризует качественную сторону её отношения и взаимодействия с населением.
Легитимность определяется как признание легальной государственной власти, подавляющим большинством граждан страны как единственно возможной. Предпосылки легитимности складываются в связи с формированием гражданского общества и демократического социального государства. Это, прежде всего, самодостаточность экономической системы общества, самоидентификация населения и развитость институтов гражданского общества, реализация основных прав и свобод человека и гражданина, социальная ориентированность государственной деятельности, наконец, законность (легальность) самой государственной власти. Переходное общество и государство в Украине, находящиеся в условиях социальной напряженности, неуверенности, нестабильности, олигархической экономики, коррумпированного чиновничества, обнищания населения и т.п. не создают предпосылок для придания государственной власти легитимной. Можно говорить о поисках путей легитимации государственной власти, положительные тенденции которой дадут о себе знать в связи с формированием гражданского общества и гармонизацией его взаимодействия с демократическим государством.
Заключение
Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
В свою очередь, «Легальность» - это строгое соответствие официально существующему закону. «Легитимностью» называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. Эти понятия близки, но не тождественны. Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Второе носит более одиночный, этический характер, а первое- юридический. Исторически сформировались несколько типов легитимности: легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; идеологический тип легитимности - признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; традиционная легитимность - признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; персональная (харизматическая) легитимность - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; политическая целесообразность - соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.
Можно сказать, что описанные тенденции не способны показать все проблемы легитимности власти в Украине, однако в известной степени позволяют выделить ее важные аспекты. Как видим, легитимность образца начала ХХІ века вряд ли можно объяснить в классических веберовских терминах. Мало того, как показывают реалии, кризис легитимности уже не влечет за собой крах политического режима. Режим, который недостаточно легитимен в глазах своего населения, продолжает существовать и развиваться по собственным законам.
Список использованной литературы:
легитимность легальность государственная власть
1.Учебник «Правоведение» Олейник А.Е, Карпенко Д.А 2008
2. «Основы государства и права» учебное пособие под редакцией Кутафина О. Е. 1994.
3. «Основы права Украины»
А.В. Грыщук,М.С.Долинская Львов-
Информация о работе Легальность и легитимность государственной власти