Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:18, контрольная работа
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В общепринятом понимании власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается него выполнения своих волевых установок.
Ведение 3
1 Сущность, природа и специфика политической власти 4
2 Легитимность власти. Типы легитимности 7
3 Источники и ресурсы власти 8
4 Современные концепции власти 10
Заключение 12
Список используемых источников 13
Содержание
Ведение 3
1 Сущность, природа и специфика политической власти 4
2 Легитимность власти. Типы легитимности 7
3
Источники и ресурсы власти
4
Современные концепции власти
Заключение
Список
используемых источников
13
Введение
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В общепринятом понимании власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается него выполнения своих волевых установок.
Общество
как сложная система с
Власть в социальных структурах создается через передачу части собственной воли каждого из массы в центр, где собирается определенная, недоступная каждому, информация, которая позволяет осуществить властные полномочия.
Политические знания - жизненная необходимость для каждого гражданина. Цель работы состоит в том, чтобы вооружиться необходимыми знаниями и вполне достоверными о политических общественных процессах, научиться самостоятельно ориентироваться в сложной политической ситуации.
1
Сущность, природа и специфика
политической власти
Политическая власть - это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Политика - причина и средство власти; власть - причина, условие и средство политики.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.
Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти,
Власть возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".
Впрочем,
масштабы отношения объекта к
субъекту властвования простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы
на уничтожение добровольно, с радостью
воспринимаемого повиновения. В принципе
подчинение так же соответственно присуще
человеческому обществу, как и руководство.
Готовность к подчинению зависит от ряда
факторов: от собственных качеств объекта,
от характера предъявляемых к нему требований,
от ситуации и средств воздействия, которыми
располагает субъект и т. д. Вместе с тем,
мотивация подчинения достаточно сложна.
Она может основываться на страхе перед
санкциями; на долголетней привычке к
повиновению; на заинтересованности в
выполнении распоряжений; на убежденности
в необходимости подчинения; на авторитете,
вызываемом носителем власти у подчиненных.
Все эти мотивы существенно влияют на
силу власти, т. е. способность ее субъекта
влиять на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой наказания, как правило, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и т. д.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотивации подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без угрозы санкций или убеждения. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. д. Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.
Политическая власть характеризуется отличительными признаками:
- наличие целостной системы политических институтов, учреждений, объединений;
- возможностью управлять людьми, распоряжаться собственностью, финансами;
- наличием права принимать решения, формировать законы, касающиеся всего общества;
- возможностью использования системы принуждения по отношению к большинству населения.
Механизмов политическая власть не существует, ибо политические решения только тогда приобретают характер властного решения, когда задействованы государственные институты. Политическая власть внутри общества имеет фактическую монополию на принятие и осуществление тех или иных государственных решений, на использование в своих целях аппарата административного принуждения (армии, полиции, суда), материального принуждения и стимулирования, идеологического манипулирования, традиционного обоснования и т.п.
Совпадая по своей социальной сущности, политическая и государственная власти неодинаковы по объему, методам, формам проявления, субъектам. Носителями политической власти, кроме государства, могут быть и являются политические партии, оппозиционные организации, социальные субъекты политики. Поэтому всякая государственная власть может быть государственной.
Особенностью политической власти является ее элитарный характер, хотя источником власти является сам народ. В распоряжении элит находятся все ресурсы власти. Однако, составляя в обществе незначительное меньшинство, элиты не могут гарантировать свою устойчивость в осуществлении власти без добровольного согласия на то основной массы населения, без признания обществом правомерности. Справедливости ее господствующего положения.
Опора на государственный аппарат - это одно из условий политической власти. Для того чтобы она была действенной и эффективной , субъект политической власти должен обладать определенными качествами, отсутствие которых может ввести общество в пучину кровавых смут и экономического хаоса. Важнейшие из них:
- политическая воля - исходное, фундаментальное качество политической власти. Она предполагает как способность к выбору цели политической деятельности, так и к мобилизации всех имеющихся возможностей и ресурсов для ее достижения. При этом волевые устремления. Ориентации, установки не абсолютизироваться и рассматриваться вне и независимо от объективных законов общественного развития, сложившаяся политической ситуации, природы политических отношений;
- суверенность - это необходимое политико-юридическое свойство политической власти. Она выражается в ее верховенстве на принятие и осуществление политических решений над любыми другими. Суверенность власти означает ее формальную независимость от любого внешнего влияния и воздействия;
- сила власти - совокупность материальных и идеологических возможностей, которыми располагает данная система власти для реализации своих решений. Эти возможности определяются эффективностью административно - правовых, военных и пропагандистских институтов государства, а также мощью его финансово - экономических ресурсов;
- авторитет власти - определяющее качество, без которого ни одна система власти не может нормально функционировать. Авторитет власти означает признание людьми законности и необходимости такой политической организации, под властью которой они находятся. Авторитет власти является гарантом политической и социальной стабильности. Однако в этом случае, когда власть оказывается неспособной обеспечить социальный порядок, она теряет авторитет и вынуждена обращаться к насилию как главному средству установления контроля над обществом.
2
Легитимность власти. Типы легитимности
Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.
Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступил.
Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.
В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:
-
традиционная легитимность, формирующаяся
на основе веры людей в
-
рациональная (демократическая)