Легитимность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:10, реферат

Краткое описание

Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых:

"власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

1.Понятие легитимности власти……………………………………..5

2.Типы легитимности…………………………………………………5

3.Источники легитимности, причины делегитимизации…………..9

Вывод…………………………………………………………………11

Список используемой литературы………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

5ballov-106323.rtf

— 109.96 Кб (Скачать файл)

      Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие например идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в сознание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью метода убеждения и внушения. Но в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологическая -- однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

      Во второй половине .XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам. Следует иметь ввиду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично ив сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно. 
 

      3. Источники легитимности

      Исследователи выделяют несколько источников легитимности.

      1. Участие граждан в управлении, что создает общую

причастность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектов.

      2. Технократическая легитимность, т. е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти.

      В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности. Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).

      3. Легитимность через принуждение. Все направлено -- принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила - это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность

Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.

      Основными причинами делегитимизации являются

следующие:

а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

б) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;

в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;

е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддержки и доверия народа.

   В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

   Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

   С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений. 
 
 

Вывод

      Понятие легитимности (от лат. legitimus - законный). означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

   Исторически сформировались несколько типов легитимности: 
 

  • ЛЕГАЛЬНЫЙ тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

    Основа - общее понимание норм, установленных законом; 

  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ тип легитимности - признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

    Основа - идеологические ценности; 

  • ТРАДИЦИОННАЯ легитимность - признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

    Основа - традиции, традиционное сознание; 

  • СТРУКТУРНАЯ легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

    Основа - специфические политические структуры; 

  • ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) легитимность - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

    Основа - личный авторитет правителя; 

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.
 
 

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. 

Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. 

Признаками падения легитимности власти являются: 

  1. Рост степени принуждения;
  2. Ограничение прав и свобод;
  3. Запрещение политических партий и независимой прессы;
  4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
  5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп  населения) - наиболее существенные показатель делегитимизации власти;
 

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 
  1. Д.П. Зеркин  «Основы политологии» // Изд. «Феникс», Р.-н-Д., 1996
  2. Р. Т. Мухаев   «Основы политологии» // Изд. «Новая Школа», Москва, 1996
  3. МГУ им. М. В. Ломоносова   «Основы политологии. Краткий словарь» // Изд. Общества «Знание», Москва, 1993

4. Интернет-ресурсы. 

Информация о работе Легитимность