Либерализм как политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является, раскрытие, сущности идеологии либерализма и как либерализм влиял и влияет на современные политические процессы и какие перспективы у либерализма в будущем.
Задачей исследования является показать влияние и значимость либерализма на современные политических процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

Liberalizm_kak_politicheskaya_ideologia.docx

— 31.64 Кб (Скачать файл)

Всякая либеральная философия  есть философия индивидуализма. Государство  и общество исходят согласно этой теории из интересов отдельного человека. Индивиды рассматриваются как свободные  и равные. Принцип равенства является для либерализма таким же конституирующим, как и для социализма во всех его  формах. Устанавливая равенство всех перед законом, либерализм утверждает тем самым единственное равенство, которое вообще возможно осуществить  реально.

Современный либерализм исходит в  своем самосознании из того, что  правовое государство представляет единственную гарантию таких политических отношений, при которых индивиды могут в соответствии со своей  природой и в равенстве с другими  свободно следовать своей цели - удовлетворения потребностей.

Существенные основы либеральной  философии составляют, таким образом, во-первых, принцип равенства всех перед законом; во-вторых, свобода  трудовой деятельности; в-третьих, свобода  собраний и вступления в договорные отношения. И, наконец, гарантии защиты приобретенной собственности.

Свободное самоосуществление индивидов  по формальным правилам современного правового государства приводит между тем не к равенству, а  именно к неравенству. Формальное равенство  на старте порождает в дальнейшем неравенство. На старте у всех участников состязания равная вероятность победить, однако к финишу кто-то приходит первым, а кто-то вообще не достигает финишной черты. И здесь возникает проблема с теми, кто остается на дистанции, то есть вопрос формального и материального равенства. Речь идет о социальном государстве, которое было рождено немецкой философской традицией. Духовными отцами этой идеи были Гегель и его ученик Лоренц фон Штайн.

Классический либерализм выводил  равенство всех индивидов из факта  их равной принадлежности к разуму: все равны, поскольку все равным образом относятся к универсальному разуму. Новейший либерализм занимает совершенно другую позицию: равенство  определяется как равенство потребностей. Это означает, что все люди по природе своей имеют одинаковые потребности и всех объединяет стремление к счастью. В американской конституции  в этой связи говорится, что все  люди по природе своей имеют равное право добиваться счастья. Правда, никто  не обещал в истории Америки, будто  счастье это создадут людям общество и государство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу. Французская буржуазная революция конца XVIII в. сообщила мощный импульс развитию капитализма в Европе. Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие разные личности, как Дж. Локк, Л.Ш. Монтескье. Их идеи были продолжены и развиты И. Бентамом, Дж. Миллем, и другими представителями западной общественно-политической мысли. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии. Идеал общественного устройства, присущий классическому либерализму, базировался на принципе "laisser-faire" ("позволяйте делать") - представлении о том, что социальное творчество освобожденного человека и естественный, нерегламентированный ход общественного развития могут наилучшим образом решить практически все проблемы стоящие перед человечеством. В рамках экономической системы, построенной на основе принципа "laisser-faire", абсолютизировалась свобода рыночных отношений, невмешательство государства в экономическую жизнь [26].

При переносе того же принципа в политико-правовую область обосновывалась модель "государства - ночного сторожа", где деятельность публичной власти максимально регламентировалась законом, ограничивалась по сфере полномочий. Обязательным условием становились  гласность и состязательность политического  процесса, многопартийность, система  разделения властей, укрепление местного самоуправления. Все это позволяло  уменьшить уязвимость гражданского общества от возможного политического  диктата со стороны государства, создать "правовое государство ", неспособное к подавлению личности. В духовно-нравственном аспекте либерализм основывался на идеях индивидуализма, утилитаризма, вере познаваемость мира и прогресс.

Либерализм как идеология капитализма  всё больше и больше завоёвывал влияние, начиная с самого своего зарождения в эпоху буржуазных революций. Он становился самостоятельной идеологией, которая смогла на протяжении более  двухсот лет отстоять свое право  на существование. Жизнеспособность либерализма  была доказана этими странами тем, что  либерализм даёт наилучшие условия  и возможности для развития общества и государства. Трудно в нынешнее время опровергнуть, что эти страны на сегодняшний день являются самыми богатыми и высокоразвитыми не только в экономическом плане, но и в  военном. Либеральные ценности легли  в основу внешней и внутренней политики Европейского Союза и США. Несмотря на свои противоречия и различные  течения, либерализм в 20-м веке смог победить таких своих идеологических врагов как коммунизм и фашизм, а также доказал свое превосходство  над социализмом. И даже то, что  у либерализма существует много  врагов и не утихают споры и  обвинения либерализма во многих недостатках, это не помешало ему  всё больше и больше влиять на мировые  политические процессы. Победа над  фашизмом во второй мировой войне  дала толчок к более серьёзному отношению  таких либеральных ценностей  как права и свободы человека, которые закреплены во многих конституция  государств на планете. Нарушения этих прав и свобод вызывает большое возмущение у многих стран в мире. Такое  возмущение иногда может доходить вплоть до расторжения дипломатических  и экономических отношений, а  так же введение различных экономических  эмбарго и запретов на торговлю с  этим государством. На себе это смогли испытать многие государства, где нарушались права человека и были проблемы с  демократией. Соответственно, чтобы  рассчитывать на какие-то нормальные отношения  с другими государствами, особенно со странами запада, надо соблюдать  и придерживаться этих ценностей.

Либеральный демократический миропорядок  сталкивается сегодня с двумя  проблемами. Первая - радикальный ислам, и она наименее серьезная из двух. Хотя о радикальном исламе часто  говорится как о новой фашистской угрозе, а его сторонники считают  либеральную демократию неприемлемой, общества, в которых зарождается  это движение, обычно характеризуются  бедностью и застоем. Они не предлагают жизнеспособной альтернативы современным  реалиям и не создают значительной военной угрозы развитым странам. Воинствующий ислам становится опасным в основном из-за того, что существует потенциальная возможность использования оружия массового уничтожения, особенно негосударственными акторами.

Вторая, более значительная проблема коренится в подъеме великих  недемократических держав. Речь идет о давних соперниках Запада в холодной войне - Китае и России, где сейчас правят авторитарные, скорее капиталистические, чем коммунистические, режимы. Авторитарные капиталистические великие державы  играли ведущую роль в международной  системе вплоть до 1945 года, когда  прекратили свое существование. Но сегодня, похоже, они готовы вернуться. Либерализм оказал огромное влияние на нынешний облик мира, он дал миру возможность  развиваться более быстрыми темпами, и, несмотря на все его победы и  поражения, либерализм остаётся наилучшей  идеологией, придуманной на данный момент.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск, 2004.

2. Конституция союза советских социалистических республик. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями), М., 1937.

3. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948. М., 1998.

4. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

5. Балашов Л.Е. Либерализм и  свобода. М.: ACADEMIA, 1999.

6. Валлерстайн И.После либерализма.  Пер. с англ. Под ред. Б. Ю.  Кагарлицкого. М.: Едиториал УРСС, 2003.


Информация о работе Либерализм как политическая идеология