Личность как субъект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Субъекты политики (от лат. "субъектус" лежащий внизу, находящийся в основе):
1) лица, группы, партии, движения, государства, иные политические институты, участвующие в политической деятельности;
2) тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах. [1]

Содержание

Личность как субъект политики.
Политическая деятельность: цели, мотивация и критерии.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Кр по политологии.docx

— 29.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЙТЕЛЬНОСТЬ:

ЦЕЛИ, МОТИВАЦИЯ И КРИТЕРИИ

 

 

Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения  человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более  полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его  культурного уровня, самосознания и  самоуважения, будут развиваться  потребности и интересы участия  в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это  и активный общественный деятель. Чем  дальше, тем в более широких  масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого  в человеке.

Достижение  целей широкого политического участия  людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется  личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться  с точки зрения общественных интересов  настолько негативной, что не будет  способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию  и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического  участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.

По этому  поводу высказывались различные  суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.

И в том  и другом случае проблема мотивации  политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.

Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).

Значительное  влияние на формирование политических взглядов личности, на становление  ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки  того, сформируются ли у личности демократические  убеждения и ориентация или она  будет от- давать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.

Особенно  сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает  образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек  стоит вне политики. Это следует  понимать как, что неграмотный человек  стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную  осознанную волю.

По этому  поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования  человека, тем более он политически  ориентирован и ,главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.

Активное  включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и  политико-правовые. Опыт показывает, что  для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах  и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной  и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь  благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.

Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем  богаче общество, тем оно более  открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и  по влиянию социальные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает  заметное влияние на политические убеждения  и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса  профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.

Существенной  предпосылкой активного политического  участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический  политический режим, доминирование  в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических  процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса.

Политическая  деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию  потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного  субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все  эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

Активное  участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое  значение.

Во-первых, через такое участие создаются  условия для более полного  раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную  интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие  в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия  и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с  гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих  членов участвовать в управлении делами государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
  2. Мельник, В.А. Политология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2002 (Раздел 3, гл. 9, 13).
  3. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Минск, 2004 (с. 379, 515).
  4. Политология: курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск, 2003 (гл. 9).
  5. Политология: учебник / под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 2004 (гл. 11).
  6. Политология: учеб. пособие. / под ред. Н.И. Азарова. – Москва, 1999 (тема 7).
  7. Политология: курс лекций. / под ред. М.Н. Марченко, - Москва, 1999 (лекц. 11).

 


Информация о работе Личность как субъект политики