Лічные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы мы ставим рассмотрение личных прав и свобод человека и гражданина.
Для рассмотрения указанной цели мы планируем рассмотреть следующие задачи:
понятие, сущность, личных прав и свобод человека и гражданина;
общая характеристика личных прав и свобод человека;

Содержание

Введение 3
1. Понятие, сущность, личных прав и свобод человека и гражданина 6
2. Общая характеристика личных прав и свобод человека 9
2.1 Право на жизнь 9
2.2 Право на охрану достоинства личности 10
2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность 11
2.4 Право на неприкосновенность частной жизни 14
2.5 Право на защиту своей чести и доброго имени 18
2.6 Право на неприкосновенность жилища 20
2.7 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства 23
2.8 Свобода совести и вероисповедания 24
2.9 Свобода мысли и слова 26
2.10 Право на информацию 28
2.11 Право на защиту своих прав и свобод 29
Заключение 32
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.47 Кб (Скачать файл)

 

Резюмируя вышеуказанные определения, можно сделать вывод о том, что честь и достоинство - понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага).

 

2.6 Право на неприкосновенность  жилища

 

Право на неприкосновенность жилища является также одним из важнейших в международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст.12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища" Всеобщая декларация прав человека. 1948..

 

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. предусматривает, что не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

 

Согласно ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища1 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966.. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции2 См.: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней//Собрание законодательства РФ.2001. № 2. С. 163..

 

Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих в нём лиц. Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст.150 ГК РФ). Всё, что происходит в жилище, не может быть предано гласности (обнародовано) без согласия на то заинтересованных лиц См.: Комментарий к Конституции РФ. М., 2002. С. 176..

 

Законодательством предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст.5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.//СЗ РФ. 1995.№33. Ст.3349." органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

 

Согласно ст.11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с посл. изм) сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г.//ВСНД РФ и Верховного Совета РФ.1991. № 16. Ст. 503..

 

Согласно п. "з" ст.13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органам федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.

 

Федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов (п.9 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране").

 

В соответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения.

 

Обыск и выемка в жилище в соответствие с ч.2 ст.12 УПК РФ могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 18.12.2001 г.) // Собрание законодательства РФ.2001. № 52. ч.1. Ст. 4921..

 

2.7 Право на свободу  передвижения и выбора места  пребывания и места жительства

 

Право гражданина на свободу передвижения является одним из основополагающих прав человека. В настоящее время данное право предусмотрено ст.27 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Также оно закреплено в ст.13 Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и в ст.12 "Международного пакта о гражданских и политических правах", подписанного СССР 18 марта 1968 г., ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-УШ и вступившего в силу для СССР 23 марта 1976 г.

 

Свобода передвижения в конституционном праве понимается как совокупность нескольких прав, а именно: право на свободу передвижения в пределах территории государства, право на выбор места жительства на территории государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться обратно.

 

Право на свободу передвижения включает в себя возможность беспрепятственно, по своему усмотрению, перемещаться на территории Российской Федерации, без получения каких-либо особых разрешений и предписаний, любым видом транспорта или иным способом.

 

Право на выбор места жительства и места пребывания является отражением естественного состояния человека, при котором он осознает свою внутреннюю свободу на перемену места жительства и пребывания по своему усмотрению, а государство не устанавливает ограничений и препятствий в его реализации. Право на выбор места жительства и пребывания тесно связано с понятием "место жительства и пребывания", что является предметом подробного рассмотрения в комментарии к ст.2 Закона.

 

2.8 Свобода совести и  вероисповедания

 

Действующая российская Конституция 1993 г. в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" также регламентировала, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст.28). В контексте рассматриваемого вопроса о содержании конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно заметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах право на атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральное и неопределенное "иные убеждения". Данный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственного содержания ст.28, определяющей свободу того или иного отношения человека и гражданина к религии. Поэтому под "иными убеждениями" следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д. Но чаще всего "иными убеждениями" в контексте данной нормы считаются убеждения, прямо противоположные религиозным, - материалистические, атеистические, антирелигиозные. Конституция РФ прямо не предусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения и т.д., но и не запрещает этого. Кроме того, установленная в ст.28 возможность действовать в процессе реализации свободы совести в соответствии со своими убеждениями (как религиозными, так и иными) позволяет сделать вывод, что свобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда могут иметь место, конечно, при условии соблюдения законодательства РФ и не нарушения прав и свобод других лиц.

 

26 сентября 1997 г. принят  Федеральный закон "О свободе  совести и о религиозных объединениях" Федеральный закон РФ «О свободе  совести и религиозных объединениях»  от 26.09.1997 г.//СЗ РФ. 1997. № 39., который  был призван заменить собой  несколько устаревший морально  и юридически Закон РСФСР 1990 г. "О свободе вероисповеданий". Федеральный закон, конечно, более  современен, использует терминологию  действующей российской Конституции, но сказать, что он внес что-то  новое, дополнительно конкретизирующее  в содержание понятия свободы  совести и свободы вероисповедания, было бы преувеличением. Несмотря  на то, что термин "свобода совести" занимает в названии Федерального  закона первое место, самой свободе  совести в нем посвящено лишь  несколько статей из главы  первой "Общие положения". Куда  как более подробно освещается  в Законе правовой механизм  создания и деятельности религиозных  объединений. Да и те статьи, что  посвящены свободе совести и  свободе вероисповедания, в основном  механически воспроизводят текст  соответствующих статей Конституции  РФ, что уже само по себе  является свидетельством низкой  юридической техники.

 

Так, часть 1 ст.3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" почти дословно дублирует норму ст.28 Конституции, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом упускается важная формулировка о том, что это право гарантируется "каждому", что в соответствии с конституционной терминологией означает: всем лицам вне зависимости от гражданства - гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства. В норме Закона, как и в самой Конституции РФ, термин "иные убеждения" остается без расшифровки; по смыслу Закона также нельзя сделать однозначного вывода о содержании "иных убеждений", так как в Законе ни атеистические, ни антирелигиозные убеждения или соответствующая деятельность в какой бы то ни было форме ни разу не упоминаются.

 

2.9 Свобода мысли и  слова

 

Мысль как результат и продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире, что воплощается в определенных представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, который сам по себе не может быть предметом правового регулирования. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает, с точки зрения правовых требований, невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

 

Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать своё мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как права на участие в выборах, на петицию, на образование; свободы совести, творчества, и др.

 

Конституции советского периода гарантировали свободу слова, печати в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя и ничего не упоминали об интересах самой личности (например, ст.50 Конституции СССР 1977 г). Действующая Конституция РФ не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими или социально-общественными рамками. Напротив, конституционные нормы о свободе мысли и слова сформулированы в единстве с конституционными положениями о признании идеологического и политического многообразия, недопустимости установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст.13 Конституции РФ).

 

Положения Конституции РФ о свободе мысли и слова соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст.18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст.9, 10).

 

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

 

В современный период ограничения в этой области установлены как на международно-правовом, так и на национальном уровнях.

 

2.10 Право на информацию

Информация о работе Лічные права