Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:53, реферат
Николло Макиавелли /1469 – 1527 г.г./ - общественный деятель, историк,
выдающийся политический мыслитель. Он родился во Флоренции в эпоху
складывания национально-сплоченных и политически независимых государств.
Его иногда называют знаменитым итальянцем со времени Цезаря, он по праву
считается «учителем учителей» политической науки. В его жизни было много
«взлетов и падений» /14 лет активно занимался политической деятельностью,
выполнял важные дипломатические поручения.
1. Вступление.
2. Виды государств.
3. Приобретение власти.
4. Власть государя:
а) управление государством;
б) сила власти.
5. Заключение
Чезаре Бордша /герцог Валентино/ приобрел власть благодаря фортуне, высоко
вознесшей его отца, но лишившись отца, он лишился власти.
Александр VI желал возвысить герцога, своего сына, но предвидел тому
много препятствий на пути. Прежде всего он знал, что располагает лишь теми
владениями, которые подвластны Церкви, но всякой попытке отдать одного из
них герцогу воспротивились бы как герцог Миланский, так и веницианцы. Кроме
того, войска в Италии сосредоточились в руках людей, опасавшихся усиления
папы, т.е. Орсини, Колонна и др. Таким образом с начало подлежало
расстроить сложившийся порядок и посеять смуту среди государств, что бы
беспрепятственно овладеть некоторыми из них.
Сделать это оказалось легко, т.к. венецианцы призвали в Италию
французов, чему папа не помешал. Но он совершил большую ошибку, -глава
Церкви – Юлий II-, если он не мог провести угодного ему человека, он мог
отвести неугодного; а раз так, то ни в коем не следовало допускать к
папской власти кардиналов, обиженных им в прошлом. Ибо люди мстят из
страха, либо из ненависти. Эта оплошность привела его к гибели.
Глава VIII: О тех, кто приобретает власть злодеяниями.
Но есть еще 2-а способа
сделаться государем – не
судьбы, ни к доблести; и опускать их не стоит. Это случаи, когда человек
частный достиг верховной власти путем преступления либо в силу благоволения
к нему сограждан.
Например: Сицемец Агафокл стал царем Сиракуз, хотя вышел не только из
простого народа, но из низкого, презренного звания. Утвердясь в этой
должности /претор/ он задумал стать властелином. Для этого однажды утром
был созван народ и сенат, якобы для решения дел, а когда все собрались, то
солдаты по условному знаку перебили всех сенаторов и богатейших людей из
народа. После расправы Агафокл стал властвовать, не встречая ни малейшего
сопротивления со стороны граждан.
Но почему Агафоклу и ему подобным удавалось, проложив себе путь
жестокостью и предательством, долго и благополучно жить в своем отечестве?
Дело в том, что жестокость применима в тех случаях хорошо – когда ее
проявляют сразу и по соображением безопасности; и плохо – когда поначалу
расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже.
Самое главное для государя – вести себя с подданными так, что бы
никакое событие – ни хорошее, ни дурное – не заставляло его изменить своего
обращения с ним.
Глава IX: О гражданском единовластии.
Теперь те случаи, когда государем человек думает не путем злодеяний и
беззаконий, но в силу соблаговоления сограждан – для чего требуется не
собственно доблесть или удача, но скорее всего хитрость. Такого рода
единовластие – можно назвать гражданским – учреждается по требованию либо
знати, либо народа, в зависимости от того, кому первому представится
удобный случай. Знать видя, что она не может противостоять народу,
возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает его государем. И народ,
видя, что не может сопротивляться знати, возвышает кого-нибудь одного, что
бы в его власти приобрести для себя защиту. Кто приходит к власти с помощью
знати труднее удержать власть, чем тому кто из народа, т.к. если государь
окружен знатью, которая почитает себя равной, он не может ни приказывать,
не имеет независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел народ к
власти, правит один и вокруг нет никого, кто не желал бы ему повиноваться.
Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его
право карать и миловать. Так что если государь пришел к власти с помощью
народа, он должен стараться удержать его дружбу. Но если государя привела к
власти знать наперекор народу, то первый его долг – заручиться дружбой
народа.
Например: Набид, правитель Спарты, выдержал осаду со стороны всей
Греции и победоносного римского войска, и отстоял власть и отечество, т.к.
его поддерживал народ.
Но если в народе государь ищет опоры, который не просит а приказывает,
он никогда не обманется в народе и убедится в прочности подобной опоры.
Обычно в таких случаях власть государя оказывается под угрозой при переходе
от гражданского строя к абсолютному, т.к. государи правят либо посредством
магистрата, либо единолично. В первом случае положение уязвимо, ибо он
всецело зависит от граждан. И поэтому мудрому государю подлежит принять
меры к тому, чтобы граждане всегда при любых обстоятельствах имели
потребность в государе и в государстве, только тогда он сможет положиться
на их верность.
Глава X: Как следует измерять силы всех государств.
Изучая свойства государств, следует принять в соображение и такую
сторону дела: может ли государь в случае надобности отстоять себе
собственными силами или он нуждается в защите со стороны. Способные
отстоять – государи, которые, имея в достатке людей или денег, могут
собрать войско и выдержать сражение с любым неприятелем. Нуждающийся в
помощи – те государи, кто не может выйти против неприятеля в поле и
вынужден обороняться под прикрытием городских стен.
Например: Города Германии, одни из самых свободных, имеют небольшие
округи, повинуются императору, когда сами того желают, и не боятся ни его,
ни кого-либо другого из сильных соседей, т.к. достаточно укреплены. Таким
образом, государь, гей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может
подвергнуться нападению. Но если это случится, неприятель принужден будет с
позором ретироваться.
Глава XI: О церковных государствах.
Церковными государствами овладеть трудно, ибо для этого требуется
доблесть и милость судьбы, а удержать легко, ибо для этого не требуется ни
то, ни другое. Государства эти опираются на освященные религией устои,
столь мощные, что они поддерживают государей у власти. Только там государи
имеют власть, но не отстаивают ее, имеют подданных, но не управляют ими.
Каким же способом Церковь достигла такого могущества, что ее боится король
Франции?…
Но сначала подробности.
Перед тем, как Карл, французский король, вторгся в Италий, господство
над ней было поделено между папой, венецианцами, королевством
Неаполитанским, герцогством Миланским и флорентийцами. У этих властителей
было 2-е главные заботы: не допустить в Италию вторжению чужеземцев;
удержать друг друга в прежних границах. Наибольшие подозрения внушали
венецианцы и папа. Против венецианцев – союз, как при защите Феррары; папы
– римские бароны. Разделенные на две партии – Колонна и Орсини, бароны
постоянно затевали свары, и потрясая оружием на виду у главы Церкви,
способствовали слабости и устойчивости папства. Хотя например Сикст /папа/
обладал мужеством, но от этой напасти избавиться не удалось. Виной тому
краткость их правления. По этой самой причине в Италии не высоко ставили
светскую власть папы.
Но когда на папский престол взошел Александр VI, показал чего может
добиться глава Церкви, действуя деньгами и силой. Правда труды его были
направлены на возвеличие не Церкви, а герцога, однако не они обернулись в
пользу Церкви.
Папа Юлий застал могучую Церковь. И долгое время он ее еще больше
возвеличивал. Его святейшество папа Лев воспринял еще более могучую
Церковь; и если его предшественники возвеличивали папство оружием, то он
внушает надежду на то что возвеличит и прославит его еще больше своей
добротой, доблестью и многообразными талантами.
Глава XIV: Как государь должен поступать касательно военного
дела.
Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, кроме
войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная
обязанность, которою правитель не может возложить на другого. С помощью
военного искусства человек может удерживать власть как рожденным государем,
так и достичь власть рожденным простым смертным. Небрежением этим
искусством – главная излучина утраты власти.
Государь не сведущий в военном деле, терпит много бед, не пользуется
уважением войска и не может на него положиться. Государю следует почаще
выезжать на охоту, что бы закалить тело и изучить местность – лучше узнаешь
страну и вернее определить способы ее защиты. Государь должен определить
способы ее защиты. Государь должен читать исторические труды, изучать
действия выдающихся полководцев, разбирать способы ведения войны, победы и
поражения. В мирное время не предаваться праздности, а трудиться.
Глава XV: О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или
порицают.
Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение
отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
Говорят, что один щедр, другой скуп; один жесток, другой сострадателен;
этот распутен, тот целомудрен; этот упрям, тот покладист; этот набожен, тот
нечестив и т.д. Что может быть похвальнее для государя, нежели соединить в
себе все лучшее из перечисленных качеств? Государю следует избегать тех
пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же –
воздерживаться по мере сил, но не более.
Глава XVI: О щедрости и бережливости.
Хорошо иметь славу щедрого государя. Тот, кто проявляет щедрость, что
бы слыть щедрым, вредит самому себе. Раз государь не может без ущерба для
себя проявлять щедрость, для него лучше примириться со славой скупого
правителя. Со временем, благодаря бережливости, не обременяя народ
дополнительными налогами, за ним утвердится слава щедрого правителя. Между
тем презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен
более опасаться, щедрость же ведет к тому и другому.
Глава XVII: О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать
любовь или страх.
Государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во
всех своих действиях должен быть сдержанным, осмотрительным и милостивым.
Лучше всего, когда боятся и любят одновременно, но надежнее выбрать страх.
Государь должен внушать страх так, чтобы, если не приобрести любви, то
избежать ненависти. Надо воздерживаться от посягательств на имущество
граждан и подданных и на их женщин. Когда государь ведет войско, должен
пренебречь, что может прослыть жестоким. Любят государей по собственному
усмотрению, боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю
лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.
Глава XVIII: О том, как государи должны держать слово.
Государь должен следить за тем, что бы с языка его не сорвалась не
исполнительного слова. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстанет как
само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие. Пусть
государи стараются сохранить власть и одержать победу, какими бы средствами
ни пользоваться, их сочтут достойными и одобрят.
Глава XIX: О том, каким образом избегать ненависти и презрения.
Ненависть государи возбуждают
хищничеством и
женщин подданных. Презрение возбуждают непостоянством, легкомыслием,
изнеженностью. Государь может не опасаться заговоров, если пользуется
благоволением народа.
Добрыми делами можно навлечь ненависть, как дурными, поэтому государь
вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство.
Главная причина гибели императоров была либо ненависть к ним, либо
презрение.
Глава XX: О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно
применяют государи.
Вооружив подданных они будут благодарны, но разоружив подданных,
оскорбить недоверием и проявить тем самым трусость. Если государь
присоединяет новое владение к старому государству, то новых подданных
следует разоружить, исключая тех, кто содействовал завоеванию. Государи
возвышают крепости, дабы ими сдерживать крамолу, а так же, чтобы защититься
от внезапного врага. Тем государям которые больше боятся народа, нежели
внешних врагов, крепости полезны, а тем кто больше боится внешних врагов,
чем своего народа – они не нужны. Лучшая из всех крепостей – не быть
ненавистным народу: если ты ненавистен народу, ему всегда ему всегда
поможет чужеземец. Одобрю тех, кто строит крепости, и тех кто их не строит,
но осужу всякого, кто полагаясь на крепость, не озабочен, что ненавистен
народу.
Глава XXI: Как подлежит поступать государю, чтобы его