Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи работы
Основной целью данной работы является:
— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;
— определить роль пропаганды в ответственные периоды жизни общества;
— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием;
— показать эффективность такого рода нелегитимных выборных приемов, как «грязные технологии»;
— доказать, что такие технологии несостоятельны с точки зрения законодательных норм.
В соответствии с обозначенными целями в работе поставлены следующие задачи:
— раскрыть сущность понятий «манипуляция», «политическая манипуляция»;
— показать, как проявляется на деле феномен манипуляции массами в политике;
— назвать характерные признаки основных манипулятивных выборных технологий;
— рассмотреть различные способы и методы манипулятивного воздействия на массовое сознание и поведение людей в период избирательной кампании;
— сделать выводы с точки зрения норм законодательства и общественно-политической морали.

Содержание

Введение
Глава 1. Манипуляция массовым сознанием
1.1 Массовые коммуникации
1.2 Феномен «манипуляция»
1.3 Политическая манипуляция массами
Глава 2. Избирательная кампания и воздействие на общество
2.1 Политическая кампания
2.2 Избирательная кампания
2.3 Стратегия и тактика избирательной кампании
Глава 3. Технологии политического манипулирования
3.1 Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия
3.2 Политическая пропаганда как вид манипуляции
3.3 Маркетинговый подход в избирательных технологиях
Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии
4.1 Манипулятивная деятельность СМИ
4.2 Политическая реклама как технология выборов
4.3 Некорректные избирательные технологии
4.4 Манипуляции – противозаконные методы воздействия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Манипуляторные технологии.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Основу стратегии составляет образ, или имидж, кандидата (партии), который является стержнем информационного воздействия на избирателей. Выбор основных параметров этого образа и будет определять суть стратегии избирательной кампании.  

В рамках реализации стратегии избирательной кампании используется ряд технологий, основной среди которых является технология формирования имиджа. Но поскольку избирательные технологии относятся к группе технологий маркетингового типа, формированию имиджа предшествует изучение предпочтений избирателей. 

Итак, цель избирательной кампании — победа на выборах. Однако так дело обстоит далеко не всегда.

Довольно часто участие в выборах преследует достижение целей, не предполагающих победу. Для таких участников важно просто войти в политическое сообщество; укрепить свои позиции в расчете на будущие выборы; получить трибуну для пропаганды своих идей и др. Собирая информацию, которая может им пригодиться на выборах, кампания определяет свою тактику с учетом всех нюансов. 

Мы рассмотрели несколько аспектов влияния на общественное сознание. Можно сделать вывод, что задача политических технологов состоит в том, чтобы удержать в поле своего зрения, прежде всего, группы сторонников и симпатизирующих, привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. Особенно важными с точки зрения достижения успеха в избирательной кампании являются те группы, которые не определились с выбором.

 

Глава 3. Технологии политического манипулирования

3.1 Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия

В предвыборной борьбе есть свои специалисты в области избирательных технологий. По сути, у кандидата и его команды нет законных инструментов, с помощью которых можно было бы заставить гражданина прийти на избирательный участок и проголосовать должным образом, потому он пытается повлиять на своего избирателя. И далеко не всегда достойными средствами.

Влияние строится, как правило, на убеждении, внушении. Избирательные технологии можно рассматривать как воплощение информационного воздействия.

Все многообразие технологий информационного воздействия сводится к двум типам: маркетинговым и немаркетинговым.

Как объясняется на сайте онлайн-журнала о выборах Избиратель.ру, «технологии маркетингового типа предполагают информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей и ориентировано на их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, путем». Необходимым условием использования обозначенных технологий является наличие конкуренции. Избирательная кампания, связанная с борьбой за властные позиции, — это всегда арена конкуренции. А если есть конкуренция, значит, существует и проблема сбыта. 

Маркетинговый подход к политике в целом и к проведению избирательных кампаний, в частности, строится на основе изучения потребностей, мотивации, ценностей, установок потребителей. Условием эффективного продвижения предлагаемого продукта является также изучение конкурентов и политических, социально-экономических, правовых, социокультурных особенностей, характерных для данной конкретной ситуации.

Возникновение маркетинга, как известно, связано со сферой экономики. Лишь потом маркетинг переместился на политический рынок. Поэтому, несмотря на определенную специфику двух разновидностей маркетинга — коммерческого и политического, — принципиальной разницы между ними нет, и все те черты, которые присущи коммерческому маркетингу, свойственны и его аналогу в сфере политики.

Политический маркетинг — это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан.

Таковы в общих чертах характерные признаки избирательных технологий, которые следует учитывать при организации и проведении избирательной кампании. Однако их реализация (в том или ином объеме, с тем или иным результатом) зависит также от двух предварительных условий — профессионализма исполнителей и ресурсного обеспечения.

 

 

3.2 Политическая пропаганда  как вид манипуляции

В тоталитарных государствах пропаганда применялась как основное средство манипуляций массами.

Классические примеры технологий немаркетингового типа — политические пропаганда и агитация. Между ними существует тесная взаимосвязь: и та, и другая направлены на формирование позитивного отношения населения к тем или иным представлениям и ценностям, закрепление их в сознании граждан. Основное различие заключается в том, что агитация в большей степени ориентирована на побуждение созидательного действия. Стратегии политической пропаганды применяются для управления массами людей и вовлечения их в определённую деятельность. Пропаганда предполагает ориентирование на определённые стереотипы, и преодолеть критический настрой аудитории можно посредством смены стереотипов. Пример управления умами можно считать коммунистическую пропаганду. Одним из самых мощных орудий пропаганды в коммунистической России сегодня считается отрицательная форма цензуры, которая не допускала свободного массового доступа к информации относительно происходящего за «железным занавесом».

Следует различать позитивную и негативную пропаганду, где первая осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограничивается кругом заинтересованных лиц, и не преследует манипулятивных целей; а вторая создаёт своего рода реальность, пользуясь внушаемостью масс, чтобы ими манипулировать в интересах узкой группы лиц.

Пропаганда как одно из средств политической манипуляции — особенность диктаторских режимов.

Демократические режимы также имеют в наличии множество примеров и возможностей манипулирования. И способны применять манипуляции для управления массовым сознанием и поведением.  

 

3.3 Маркетинговый  подход в избирательных технологиях

Избирательные технологии в силу специфики избирательной кампании следует отнести к технологиям маркетингового типа. Это, однако, не означает, что осуществляемое с их помощью информационное воздействие полностью лишено пропагандистского или агитационного оттенка. Масштабная избирательная кампания кандидата или политической партии сопряжена с пропагандистско-агитационным воздействием. 

В настоящее время организация и проведение избирательных кампаний являются сферой деятельности профессионалов — людей, специализирующихся в области избирательных технологий и обладающих соответствующими знаниями, умениями, навыками. Их называют политическими технологами, политическими консультантами, электоральными менеджерами. Привлечение к организации и проведению избирательной кампании профессионалов — важнейшее условие для достижения ее эффективности. 

 

 
 

 

Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии 

 

4.1 Манипулятивная деятельность СМИ

Манипуляции общественным мнением наиболее распространены в нестабильной политической системе (примером могут служить манипулятивные технологии во время недавней избирательной кампании на Украине более распространены в ход шли откровенные подтасовки голосов на избирательных участках, шантаж, грязный пиар и т.д.).

Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространённых и внешне безобидных манипуляционных приёмов, называемый «спираль умолчания», который часто используют СМИ, состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить массы в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в её победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своём мнении или изменять его. В результате «спираль умолчания» закручивается, обеспечивая победу манипуляторам. Манипулятивная деятельность СМИ делает выбор граждан в формальным актом, заранее запрограммированным специалистами по формированию массового сознания.

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация. А информацию можно, по мнению политологов:

– сфабриковать, выдавая её за подлинную;

– исказить путём неполной, односторонней её подачи;

– отредактировать, добавив различные домыслы;

– интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

– утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;

– проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

– сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

– приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал;

– опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

– неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.

Манипуляции сознанием избирателей с развитием СМИ сегодня превратились в «индустрию», т.е. поставлены на серьёзную технологическую, научную и финансовую базу. Избиратели зачастую становятся объектом целенаправленного воздействия с целью достижения определённых целей той или иной группой влияния. Особая роль в этом процессе принадлежит телевидению. К примеру, в телепередаче, для того чтобы показать неугодного кому-то политика в невыгодном для него свете, а значить, вызвать отталкивающее чувство, используют непривлекательные ракурсы или делают специальный монтаж заснятых кадров. Для скрытого внушения массам определённых политических идей на ТВ нередко организуют шумные развлекательные шоу и т.д. Многие события общественной жизни комментируются через призму предстоящих выборов, с точки зрения их возможного влияния на настроение избирателей. Такой ажиотаж вокруг выборов является питательной средой для различного рода манипуляций. Важным инструментом предвыборной борьбы считаются опросы общественного мнения и рейтинги политиков.

Использование СМИ в целях политического манипулирования представляет наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства. Идет скрытое управление политическим сознанием и поведением «психологической толпы» с целью принудить её действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане.

Таким образом, СМИ не только отражают политическую реальность, но и участвуют в её формировании и даже в создании новой реальности. Методов манипуляции сознанием, используемых в СМИ, немало. Известный политик и журналист С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие методы: использование внушения; перенос частного факта в сферу общего, в систему; использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации; метод «страшилок»; замалчивание одних и фактов и выпячивание других; создание лжесобытий, мистификация. 

 

4.2 Политическая реклама как технология выборов

Политическая реклама в избирательной кампании строится на принципе маркетингового подхода к информации. Существуют рекламные технологии, манипулирующие сознанием человека. Прием манипулирования общественным сознанием, используемый в политической рекламе, называется пиар («паблик рилейшнз»-связи с общественностью).

Технологии политической рекламы разнообразны. Так, реклама должна постоянно присутствовать во всех массовых информационных полях; она должна создавать иллюзию осознанного выбора граждан.

Одной из основных функций политической рекламы является ее информативная функция, поскольку одна из её задач – ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами. Кроме того, существует коммуникативная функция политической рекламы: она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, используя доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов.

Технологии политической рекламы сегодня строятся по законам шоу-бизнеса. Преобладает зрелищность, известность призвана быть на руку кандидату. Создается образ запоминающийся, яркий.

Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, ознакомления широких масс с идеей или принципами новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции.

Основная задача политической рекламы заключается в создании взаимосвязи между запросами избирателей и предложениями избираемых.

Политическая реклама как деятельность, формирующая общественные умонастроения, с психологической точки зрения, сводится к процессам выработки установок.

В ряду факторов, влияющих на политический выбор, важное место занимают идеологические установки и политическая культура. Любого политического лидера избиратель, прежде всего, сопоставляет с тем набором идеологических ценностей, который присущ ему самому.

Применение технологий «промывания мозгов», манипуляции сознанием с помощью СМИ вызывает довольно острую критику. Однако при всей справедливости критики, направленной в адрес СМИ, рекламы, они остаются мощнейшим каналом политической коммуникации, замены которому пока нет. Единственная управа на них — это осуществлять правовой контроль, рассматривать действия таких политтехнологов с точки зрения Закона о выборах, Закона о печати, Закона о рекламе, нормативно-правовых актов. Исследователи выделяют четыре типа контроля над СМИ: легальный, нормативный, структурный и экономический. Для современной России характерно преимущественное использование экономических рычагов воздействия на СМИ. А поскольку СМИ пользуются богатым манипулятивным арсеналом: преднамеренное искажение реального положения вещей путём замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикация ложных сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов, контроль над работой СМИ в России накануне выборов должен быть в достаточной мере жестким.

Информация о работе Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях