Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:57, курсовая работа
Российское государство должно со всей решительностью отказаться от химеры ответственности перед кем бы то ни было, кроме своих граждан – и, проникнувшись этой ответственностью, подчинить интересам своих граждан все свои действия, в том числе в области внешней политики.
Необходимо в полной мере использовать современный благоприятный период: с одной стороны, колоссальные запасы свободных денег (сумма золотовалютных резервов м неиспользуемых остатков федерального бюджета к концу 2006 года превысит эквивалент 400 млрд.долл.), с другой – замешательство США, вызванное как внешними, так и внутренними проблемами, бюрократический ступор Евросоюза и обострение цивилизационной конкуренции.
МАТРИЦА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Российское
государство должно со всей
решительностью отказаться от
химеры ответственности перед
кем бы то ни было, кроме
своих граждан – и, Необходимо
в полной мере использовать
современный благоприятный Пассивные и слабые государства, не использующие возможности интеллекта, обречены в этой ситуации на утрату своих позиций. Однако активная политика, опирающаяся на четкий анализ и сопряженная с демонстрацией своей силы, способна кардинально увеличить влияние России и тем самым создать необходимые предпосылки для качественного улучшения ее экономического положения. Мы должны изменять реальность, а не быть ее заложниками. Направления и приоритеты российской внешней политики
* Кипр, Черногория, Израиль Столбцы – региональные направления внешней политики России по мере убывания их значимости. Строки – содержательные направления внешней политики России по мере убывания их значимости. «+» - значимые для российской внешней политики направления «!» - приоритетные для российской внешней политики направления. 1. ЦЕЛЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Российская внешняя политика является одним из важнейших инструментов внутренней политики. Объективно обусловленная цель внешней политики – обеспечение максимально благоприятных условий и создание дополнительных ресурсов для собственного, внутреннего развития страны, на данном этапе – ее модернизации. Определение характера,
конкретных задач и этапов
модернизации не входит в Основные принципы внешней политики России: 1. Внешняя политика
должна максимизировать выгоды
для всего российского 2. Разумный эгоизм. Пока Россия остается относительно слабой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитарных принципов и сочувствия к другим странам и народам Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслуживает прежде всего ее собственный народ, а российское государство несет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами. Россия должна осознать свою слабость и отказаться от попыток урегулирования глобальных процессов: у нас нет для этого ресурсов и (по крайней мере, в ближайшие годы не будет) понимания, в результате чего претензии на роль участника решения глобальных проблем мы будем обречены таскать для других каштаны из огня. Россия должна сосредоточиться на решении собственных проблем и рассматривать внешнюю политику преимущественно как инструмент решения этих проблем. Ради сбережения ресурсов следует самоустраняться от действий, которые не приносят нам конкретной выгоды и находятся за пределами наших интересов. Следует
отказаться от выполнения Должен быть установлен абсолютный приоритет национальных законов перед международными, означающий закрепление естественного доминирования интересов России над интересами ее стратегических конкурентов. Этот принцип, являющийся необходимым условием обеспечения национального суверенитета, де-юре действует в США и де-факто - в ЕС (неявно, так как общеевропейское законодательство формально международное). 3. Конструктивный реваншизм. На протяжении последних 18 лет наша страна последовательно отказывалась от своего влияния в мире, подрывая тем самым ресурсную базу своего развития. Любое стремление к модернизации объективно требует расширения сферы российского влияния. В частности, российский рынок даже при условии разумного протекционизма неприемлемо узок для целого ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки целые отрасли – например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций – не смогут существовать. А устойчивый контроль за внешними рынками высокотехнологичных товаров требует политического влияния на соответствующие общества. Важнейшими
направлениями экспансии 4. Балансирование интересов. Будучи слабым субъектом глобальной конкуренции, Россия не может сегодня противостоять ни одной из развертывающихся в мировом масштабе экспансий – финансово-экономической Запада, идейно-религиозной ислама и этнической Китая. Потому Россия должна поддерживать такое равновесие между ними, при котором эти экспансии будут двигателями ее развития, а сама она не будет зависеть ни от одного из их источников или, в крайнем случае, будет зависеть от них одинаково. Более важной целью является сохранение максимальной степени свободы, так как попадание России в преобладающую зависимость от одного из источников экспансий нарушит глобальное равновесие и создаст предпосылки для поглощения им России. Основными принципами стратегии России должны стать: ╥ уравновешивание экспансий, то есть организация объединения двух слабейших источников экспансии для сдерживания сильнейшего с последующей организацией посредничества между ними; ╥ сдерживание экспансий, то есть объединение усилий объектов экспансий, особенно доминирующей экспансии, для их самозащиты, с последующим многоуровневым посредничеством между ними и источниками экспансий. Поскольку главной экспансией сегодня продолжает оставаться американская, Россия должна не мешать США истощать самих себя, но, напротив, всячески затягивать их в непосильную для них сегодня роль «глобального полицейского». Максимально жестко сталкивая их с Китаем и исламским миром, Россия сама должна выскальзывать из любых форм прямого (а лучше – и непрямого) противостояния. 5.В рамках и по мере выполнения первых четырех принципов российская внешняя политика должна обеспечивать добрососедство, позволяющее минимизировать усилия по достижению целей внешней политики, в частности, снижать расходы на оборону и тем самым высвобождать ресурсы для экономического и социального развития. 6. Разнообразие: внешняя политика должна учитывать разнообразие современного мира и согласованно применять разнообразные специальные инструменты взаимодействия с самыми разными реальными субъектами глобальной политики. 2. ОСНОВНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Россия должна
настойчиво, последовательно и повсеместно
разъяснять свою позицию и зако В то же время следует с беспощадной ясностью осознавать, что агрессия НАТО против Югославии 1999 года и последующие военно-террористические операции (11 сентября 2001 года, временная «покупка» Афганистана у талибов, хаотизировавшее Ирак свержение С.Хусейна) свидетельствуют о резкой утрате значения международного права. Оно еще применяется в частных спорах, однако при решении вопросов внешней политики доминирует прямое и грубое право силы, причем дипломатия низведена до роль простого оформителя результата применения или угрозы применения силы. Соответственно, внешняя
политика должна быть Ограниченность российских
ресурсов должна Следует в полной мере осознать выдающийся урок Ирана, который весной-летом 2006 года смог так «размыть» административно-политические и интеллектуальные ресурсы США между целым рядом локальных кризисов и проблем, что у США не хватило для нападения для него именно управленческих возможностей. Традиционная дипломатия играла в этом важную, но вспомогательную роль, затягивая время и отвлекая силы американского государства на решение второстепенных проблем и разработку призрачных либо второстепенных возможностей. Поэтому, помимо ╥ использование ресурсов международных организаций и благотворительных фондов для замещения российских ресурсов при решении российских проблем; ╥ стимулирование экспансии российского бизнеса как средства укрепления российской экономики и расширения влияния России; ╥ формирование за пределами России национальных и транснациональных политико-коммерческих лобби, зарабатывающих на выгодном для России сотрудничестве с ней, ассоциирующих себя с этим сотрудничеством, заинтересованных в нем и поэтому ориентированных на поддержку России (инвестиции в политиков выгоднее инвестиций в нефтяные поля, потому что политикам никогда не придумают альтернативы); ╥ создание пророссийского экспертного сообщества как инструмента влияния России; ╥ создание сетей постоянной коммуникации с ключевыми зарубежными экспертами, влияющими на формирование национальных позиций и позиций глобальных корпораций как для взаимного информирования и предварительного обсуждения тех или иных действий, так и для влияния через них; ╥ систематическое и массовое обучение молодых представителей зарубежных элит и налаживание теснейших связей с перспективной политической молодежью; ╥ формирование российских (в основном русских, как не возникающих самостоятельно) диаспор за рубежом и сотрудничество с имеющимися; ╥ формирование инфраструктуры внутреннего воздействия на страны, представляющие наибольший интерес для России по наиболее важным для нее вопросам, в том числе и не являющейся сторонниками России и не ассоциирующей себя с ней; ╥ формирование общественного мнения и, главное, инструментов его создания – как глобального, так и регионального, так и общего, так и доминирующего среди каких-либо страт общества (наиболее важны управленческая, медиа- и бизнес- элиты, а также ключевые этноконфессиональные группы), касающихся как России в целом, так и конкретных важных для нее вопросов; ╥ контроль за поведением российской элиты (не более 100 тыс.чел.) за границей[1]; ╥ формирование (в первую очередь средствами искусства и культуры) и продвижение за рубежом позитивного российского образа жизни (при этом данный образ должен дифференцироваться в соответствии с потребностями конкретных целевых аудиторий); ╥ выработка новой доктрины обороноспособности, исходящей из новых реалий, а не из благих пожеланий, и обеспечение обороноспособности, включая: сохранение стратегических ядерных сил как действенного инструмента сдерживания с учетом технологического прогресса, обеспечение способности армии вести два интенсивных локальных конфликта (в том числе с сетевыми структурами) одновременно в течение не менее года, надежная защита границ России к востоку от Урала, в том числе подавляющим преимуществом в огневой мощи; ╥ специальные структуры. Понятно,
что указанные инструменты Они частично обеспечивают подготовку решений традиционной дипломатии, формируя их возможные рамки, однако чем дальше, тем больше будут становиться самостоятельным средством достижения целей внешней политики. 3. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ Во внешней политике, как и в остальных сферах жизни общества, нетерпима ситуация, при которой принятие всех важных решений целиком и полностью сосредоточено в руках одного человека: практика показывает, что, какими бы ни были его достоинства, он просто технологически не может подменить собой государство. Существующие
в настоящее время скомканные
и разрозненные институты Функции
стратегического анализа и В подготовке
его решений наряду с Министерство иностранных дел, оставаясь исполнительным органом, должен вернуть себе аналитические функции и, используя негосударственных экспертов, представителей заинтересованных ведомств и российского бизнеса, стать центром тактического анализа и планирования точно так же, как Совбез должен стать центром стратегического анализа и планирования. Внешнеполитический
блок администрации президента
должен сконцентрироваться на
техническом и информационном
обеспечении деятельности Эти технические
по своей сути изменения будут
иметь смысл лишь в случае
обеспечения ими принципиальног 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 4.1.
Энергетическая доктрина Удорожание нефти носит фундаментальный, а не конъюнктурный характер и отражает общую нехватку энергоносителей, с которой мир может столкнуться в ближайшие 10-15 лет при сохранении современных темпов развития на современном технологическом базисе. Эта угроза
не абсолютна; так, США могут
в любой момент начать Поэтому
в ближайшие как минимум 10,
а как максимум 20 лет новый
мировой порядок будет Происходит
постепенное огосударствление Поэтому
удорожание энергоносителей Прежде всего,
надо отказаться от Формальные
основания для отмены При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала– как частного, так и государственного. У России достаточно денег для самостоятельной реализации проектов любого масштаба; иностранцы должны допускаться лишь как носители отсутствующих у нас технологий и, желательно, при условии передачи этих технологий. Следует стремиться к привлечению их на уровне отдельных специалистов и их групп, при невозможности ограничиться этим – на уровне специализированных фирм, решающих те или иные технологические задачи (вплоть до разработки инвестиционных проектов). В крайнем случае иностранный капитал может привлекаться в виде управляющих фирм, организующих реализацию инвестиционных проектов. Однако контроль
за любым проектом и собственно Трубопроводный
транспорт в силу своей При этом
при освоении новых Сверхрентабельная
добыча экспортного сырья (в
первую очередь Каждая тонна нефти, каждый кубометр газа, добытые на постсоветском пространстве (не говоря уже о самой России) любой компанией со значимым участием иностранного капитала (не говоря уже о полностью иностранных) - позор России, оскорбление ее национальных интересов и подрыв ее экономического, а в конечном счете – и политического суверенитета. Надо любой ценой и любыми способами не допустить реализации проектов газопроводов из Казахстана в обход России, отсекающий нашу страну от газа Туркмении и Узбекистана. Государство должно организовывать, направлять и всемерно поддерживать внешнюю экспансию частного российского бизнеса. Основной принцип – предоставление относительно дешевых российских энергоресурсов в обмен на стратегически значимую собственность. Механизм - созданные на «энергетические деньги» пророссийские лобби, но не бесплодный и шокирующий энергетический шантаж, не говоря уже о разрушительных для России «газовых» и иных войнах. В силу
высокого протекционизма Наиболее актуален прорыв «Газпрома» в распределительные сети стран Евросоюза. Первоочередными целями, помимо Великобритании и Германии, должны стать Нидерланды (как ключ к Франции), Италия и Греция. Фундаментальная
задача в сфере структурных Следует всемерное
развивать нефте-, газо- и углехимию
для максимально полного Интенсификация развития не отменяет необходимости освоения новых месторождений, в первую очередь Ямала и Штокмана, и восстановления масштабов геологоразведки, достаточных для устойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стратегической перспективе. С учетом оздоровления энергетического баланса страны в результате указанных мер нужен системный анализ экспортных обязательств, взятых на себя Россией и ее компаниями, и при необходимости - приведение их в соответствии с возможностями российского ТЭК. Иначе возможна ситуации, при которой экспортные обязательства России будут выполняться за счет сокращения поставок на внутренний рынок с торможением, а то и дестабилизацией национальной экономики. Внутренние цены на энергоносители должны быть привязаны к уровню жизни большинства россиян, а не жителей наиболее развитых стран мира (который отражают мировые цены). Их повышение возможно только по мере роста уровня жизни, причем не наиболее обеспеченных 12% населения, как сейчас, а всех россиян и, в первую очередь их беднейшей части. Обязательства
по росту внутренних цен на
газ, принятые в ходе Переход к экспорту энергоносителей, а затем и остального сырья исключительно за рубли не только кардинально повысит значимость нашей страны в мировой экономике, но и трансформирует мировую финансово-экономическую систему в национальных интересах России. Доходы от экспорта сырья должны направляться на комплексную модернизацию страны: на возрождение ее управленческого, человеческого и производственного капитала на качественно новой, передовой технологической основе. * * * Обеспечениена этой основе обороноспособности стра 4.2.
Международная безопасность Право «вето» в Совете Безопасности ООН унаследовано Россией у Советского Союза и не соответствует ее нынешнему состоянию. Поэтому Россия должна жестко противодействовать всем попыткам коренного реформирования ООН, так как они неминуемо приведут к ослаблению ее положения. В случае неизбежности такого реформирования она должна исходить из необходимости обеспечения глобального баланса сил (то есть, например, препятствовать превращению в постоянные члены Совета Безопасности Германии и Японии как развитых стран, объективно представляющих интересы Запада, и содействовать обретению этого статуса Индией как незападной страной, при этом вдобавок заинтересованной в сдерживании экспансии как Китая, так и ислама). Однако наиболее
значительной формальной Россия не
может остановить расширение
НАТО (заминки с Украиной и
Грузией носят технический Попытки
США играть роль «хозяина мира» Россия должна
зорко следить за Китаем, чтобы
не допустить военного Вместе с
тем главные угрозы Прежде всего, созданный Западом после уничтожения им Советского Союза мировой порядок не дает возможности развиваться и даже нормально существовать двум третям человечества, ставя их в невыносимые условия. «Международный терроризм» и массовая миграция, размывающая идентичность развитых обществ, - формы стихийного ответа на это нетерпимое положение. Заслуживает
внимания позиция отдельных Однако, даже
если это утешительное Вторую системную
угрозу международной Россия не может и потому не должна противодействовать этим двум основным угрозам международной безопасности напрямую, однако должна жестко обозначить зону своей ответственности (как минимум, СНГ), в пределах которой будет противодействовать процессам дестабилизации со всей решимостью и всеми средствами, как если бы они были направлены непосредственно против нее. В то же
время она должна сознавать
основные объективно Это укрепление
государственности в ее Развитым
странам, столетиями Необходим
установленный в явной и Потребность в этой консервативной, традиционалистской контрреволюции очевидна, но сама ее возможность остается совершенно не ясной. Она слишком явно противоречит сегодняшним интересам наиболее влиятельных и эффективных субъектов глобальной политики и представляет собой возврат в уже известное и лишь поэтому кажущееся относительно безопасным и благополучным прошлое. «Обеспечение глобальной безопасности» – лишь шаг назад, сама возможность которого даже с чисто методологической точки зрения представляется сомнительной. Отрицаемый всем развитием человечества последних лет саморазрушительный путь принудительной глобализации и насильственной демократизации не является только придуманной кем-то и когда-то «голой идеей». Человечество идет по этому пути не потому, что кто-то обманул и обольстил его, но потому, что этот путь в наибольшей степени соответствует текущим потребностям и особенностям его наиболее влиятельных членов. Поэтому
системное обеспечение 4.3.
Крах «режима В условиях
фактической отмены США Выходом
является создание новой Главной
технологической задачей Ключевой проблемой,
на которую следует обращать
внимание мирового сообщества
и в первую очередь США и
к которой следует привлекать
их ресурсы (не жертвуя, После возврата
основной части Афганистана В силу религиозного фундаментализма талибов это создаст угрозу применения ядерного оружия (в том числе и в междоусобной борьбе внутри самого объединенного государства или на его окраинах). Кроме того, талибы станут полноправным участником международной политики, придав исламскому фундаментализму государственную субъектность и за счет этого резко повысив его силы и эффективность. В преддверии
этого и с учетом угрозы
российским интересам в 4.4. Стимулирование экономической экспансии Российское
государство обязано всемерно
стимулировать внешнюю Национальный бизнес должен удерживаться государством в положении его старшего партнера в исключительно коммерческих вопросах и его младшего партнера – во всех остальных. Существенной
причиной стимулирования Государство
должно уделять особое Общее правило заключается в том, что максимальный объем добавленной стоимости должен производиться в России и российским капиталом. Если производство в России невыгодно с точки зрения кумулятивного эффекта, оказываемого на все общество (а не бухгалтерской прибыли отдельной фирмы), оно должно осуществляться за пределами России, но тоже российским капиталом. В силу
чудовищных уступок нашим Разумный протекционизм, его защита и обоснование явятся одним из ключевых элементов российской внешней политики. В частности, надо отменить неоправданные уступки, сделанные в ходе переговоров о присоединении к ВТО (включая график повышения внутренних цен на газ и передачу российского рынка мяса птицы под управление американских экспортеров), восстановить необходимые меры и механизмы защиты внутреннего рынка, искоренить коррупцию на таможне и поставить процесс присоединения к ВТО в зависимость от хода модернизации экономики и государства. Нужен запрет оплаты бюджетом неуникального импорта (это не противоречит правилам ВТО). Следует прекратить стимулирование непроизводительного (в отличие от экспансии) бегства капитала под видом либерализации валютного регулирования. В то же время ограничение доступа иностранных конкурентов на внутренний рынок России должно осуществляться в основном неформализуемыми барьерами деловой и административной культуры, практики правоприменения и документооборота, чтобы не вызывать ответной реакции, а, напротив, сохранить возможность массового привлечения инвестиций и технологий (как в Китае, например). Конечно, это будет несправедливо в отношении иностранного бизнеса, - но ограниченность ресурсов сама собой устанавливает и верхний предел максимально возможной справедливости. 4.5.
Помощь в развитии и Россия должна
прекратить расточительную Всякая гуманитарная
помощь, включая списание и Это отнюдь не означает
грабительской политики; так, при
освоении ресурсов Россия должна сознавать, что из-за ее относительной слабости доступная для нее гуманитарная помощь не в силах уменьшить масштабы страданий в мире; в то же время те же и даже меньшие ресурсы, направленные на развитие самой России под контролем российского государства, способны кардинально уменьшить масштабы страданий в самом российском обществе, перед которым российское государство, в отличие от слаборазвитых обществ – получателей гуманитарной помощи, несет прямую ответственность. 4.6. Защита прав граждан России и соотечественников Следует
со всей решительностью Российская дипломатия должна осознать себя не как инструмент насилия государства над гражданами России и желающими сотрудничать с Россией, но как законный и естественный инструмент реализации неотъемлемых прав указанных категорий людей (если, конечно, «сотрудничество с Россией» иностранцев не направлено объективно ей во вред). Помимо выполнения
российскими дипломатическими Любой гражданин России должен чувствовать там себя как дома и получать активную, инициативную поддержку. Более того: поскольку мы стремимся к лидерству на постсоветском пространстве, таким же должно быть отношение и к гражданам постсоветских государств, по крайней мере, русской культуры: они должны поддерживаться российскими дипломатическими учреждениями как потенциальные граждане России. Российские дипломатические учреждения должны быть мостом, соединяющим россиян с Родиной, инструментом поддержания и пропаганды российского образа жизни. Защита граждан
России и соотечественников на
постсоветском пространстве не
должна носить лицемерно 4.7.
Возврат российской Россия обладает
колоссальной собственностью Следует
ясно заявить о наличии Существенно, что без
признания этих претензий и
как минимум начала их Даже в случае юридической несостоятельности (которая отнюдь не самоочевидна) подобных претензий, их выдвижение и поддержание представляется действенным инструментом давления на развитые страны, который следует использовать в качестве «переговорной позиции для размена» при достижении компромисса по широкому кругу вопросов. 4.8. Из ловушки «прав человека» - к обеспечению прав личности Права человека в их понимании, установленном еще Хельсинским совещанием в 1975 году, используются Западом как универсальный casusbelli, оправдывающий любую агрессию, даже если она ведет к значительно более масштабному нарушению прав человека, чем те нарушения, которые первоначально были использованы как ее формальный повод. Приняв эту порочную логику, Россия не только утратит независимость от Запада, превратившись в его эксплуатируемый придаток, но и сама поставит себя в положение «вечно виноватой», создав тем самым предпосылки для будущей агрессии против себя. Для избежания
этой ситуации следует Западной понимание «прав человека» и демократии исходит из безусловной способности большинства общества самостоятельно защищать свои права и потому молчаливо предполагает необходимость защиты исключительно прав меньшинства, ограничиваемых большинством. Когда интересы большинства в силу высокой развитости общества защищаются автоматически, это соответствует интересам общества в целом. Но в России
большинство общества в силу
объективных причин не Российское
государство обязано защищать
интересы в первую очередь
именно большинства и потому
должно открыто Только в
ходе решения этой задачи Только так мы сможем достичь цели нынешнего этапа своего развития - вернуть России утраченное глобальное лидерство (разумеется, вместе со всеми приносимыми им дивидендами). 5. ОБЪЕКТЫ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ 5.1.
Государства: отделение Процессы
утраты и делегирования Строго говоря,
в рамках Евросоюза реальный
суверенитет сохраняет лишь 5.2.
Глобальные корпорации Глобальные корпорации оказывают огромное влияние не только на мировую экономику, но и на мировую политику. Отношения с ним не менее важны для государства, чем отношения с национальным бизнесом, и должны выстраиваться как в коллективном качестве (через участие высокопоставленных представителей государства во встречах представителей международного бизнеса с внятными ориентировками), так и в ходе индивидуальных переговоров и консультаций. Необходим
постоянный мониторинг Россия должна поддерживать с глобальными корпорациями дружеские отношения, иметь хорошую репутацию, привлекать их для решения локальных (прежде всего технологических) проблем и ни при каких условиях не допускать их проникновения на «командные высоты» российской экономики. На практике это означает, что их надо выбросить из энергетического сектора, нанеся им значительный ущерб, и при этом сохранить с ними прекрасные отношения. Несмотря на внутреннюю противоречивость, эта задача решаема (особенно с учетом опыта глобальных корпораций, многие из которых имеют опыт вынужденного ухода из колоний; кроме того, они, как правило, уже с лихвой окупили свои незначительные вложения в Россию). 5.3.
Глобальные управляющие сети Глобальные
управляющие сети не Тем не менее именно эти перетекающие друг в друга клубки влияния являются сердцем глобальной политики. Именно в них зарождаются идеи, ценности и интересы, которые движут «массовую» политику. Чтобы опережать
события и участвовать в ╥ иметь своих надежных представителей в этих сетях; ╥ оперативно отслеживать и анализировать их развитие; ╥ иметь возможность постоянно, а не эпизодически, и эффективно влиять на них; ╥ стараться формировать собственные сети, удерживая стратегический контроль за ними даже в ущерб их тактической эффективности. 5.4. Исламский мир: новый Коминтерн Экспансия радикального ислама вызвана тем, что созданный Западом мировой порядок лишает две трети человечества возможности жить в соответствии со стандартами потребления, навязываемыми глобальной западной же рекламой и вынуждает массы людей искать справедливости вне существующих правил игры. Обещая доступное каждому достижение справедливости и воплощение морали, ислам выступает прямым наследником коммунизма. Он может
изжить одну из своих Однако его
неискоренимая слабость Соперничество
между Западом и Китаем за
использование исламской Россия должна
научиться манипулировать Необходимо приобрести иммунитет против него (в тактическом плане – за счет искоренения коррупции и повышения уровня жизни), став для него отчасти «своей», объединив в своей будущей идеологии представителей различных религий, в том числе и мусульманской. При этом формирование в России справедливого государства, ответственного перед своими гражданами и объединяющего их на наднациональной и надрелигиозной основе снизит привлекательность радикального ислама, так как покажет более универсальный и общедоступный путь к реализации естественных человеческих представлений о справедливости. 5.5.
Глобальная преступность Понятно,
что всерьез говорить о Как бы ни было неприятно, именно они являются реальными субъектами политики, и именно с ними в случае необходимости придется решать насущные проблемы (например, освобождение заложников, сокращение или изменение маршрутов наркотрафика, ограничение террористической активности и так далее). Государство должно
иметь интерфейс для Не следует забывать, что борьба с российской оргпреступностью и коррупцией не может вестись только в рамках России, она неминуемо будет глобальной и потребует в этом качестве сотрудничества не только с мировым правоохранительным сообществом, но и с зарубежными, в том числе транснациональными конкурентами «российской мафии». 5.6.
Прочие сетевые структуры Глобализация,
упростив коммуникации, качественно
повысила значимость сетевых
структур, включая культурные и
религиозные. По мере роста
миграционных процессов При этом
оно, разумеется, должно и само
создавать глобальные сетевые
структуры, формально никак не
связанные с ним, и использоват 6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1.
Китай: сдерживание партнера Россия
должна использовать Строя замкнутую,
максимально удовлетворяющую При этом Китай, живя за счет экспорта, зависит от подрываемого им Запада. Проявление этого – поддержка в 2006 году «на плаву» доллара. В результате, выигрывая конкуренцию у Запада, он тем самым наносит ущерб себе. Поэтому в стратегическом отношении он обречен на состояние равновесия с ним и не может одержать победы, хотя и может приближаться к ней сколь угодно близко. Рост населения
ставит Китай на грань России от Китая, как и от ислама, нужна прежде всего безопасность. Поэтому, всемерно развивая сотрудничество, мы должны надежно и наглядно гарантировать невозможность военного захвата никакой части наших территорий к востоку от Урала. Необходимо
надежно защитить себя от В то же
время следует учитывать В перспективе Китай представляет собой сужающийся рынок для оружия и технологий, расширяющийся – для сырья. Идя за китайским спросом, мы попадем в «сырьевую ловушку», переориентируясь с технологий на поставку преимущественно сырья. Необходимо, в том числе против воли китайской стороны, переходить на переработку все большей части экспортируемых материалов на своей территории, повышать дисциплину экспорта и выкорчевывать организованную преступность, в том числе этнически китайскую (иначе экспорт природных ресурсов в Китай будет оставаться криминальным и потому экономически бессмысленным для России). На определенных этапах это может вызывать напряжения в отношениях с Китаем, однако без этого Россия просто прекратит существование в современных границах в течение 10, максимум 15 лет. Необходимо
поддерживать подавляющее, не
подлежащее сомнению Россия должна
сохранить доминирующее Китай является
для России важным примером
эффективной государственной Так как
китайский бизнес носит Принципиально
важно ни при каких 6.2. Постсоветское пространство: изживание хаоса Ни одно из постсоветских государств (единственным и не бесспорным исключением является сама Россия) не продемонстрировало способности к самостоятельному развитию и даже существованию. Их деградация очевидна. За исключением Прибалтики, поддерживаемой и контролируемой Евросоюзом, постсоветское пространство генерирует хаос, захлестывающий Россию. Россия вынуждена ликвидировать этот хаос, для чего необходимо обеспечить развитие постсоветского пространства, приносящее прибыль России и ее бизнесу (так как на простое кормление соответствующих стран не хватит никаких ресурсов; за это не смог взяться даже Запад). Для обеспечения развития постсоветского пространства Россия должна контролировать его. Ключевой элемент совмещения контроля с развитием – переход в собственность российских государственных корпораций (правда, нужно еще восстановить контроль за ними самого российского государства) всей инфраструктуры и привлекательных активов постсоветского пространства в обмен на поставку энергоносителей по низким ценам, позволяющим развивать соответствующие производства. Для реализации
соответствующего «большого Стратегической целью является воссоединение в рамках единого государства России, Белоруссии и Казахстана, а затем и Украины (за исключением, вероятно, Западной) как стран, экономики которых образуют единый комплекс, не способный к нормальному функционированию в разделенном состоянии. Весьма существенным является и невозможность создания полноценной границы России с этими странами, в то время как внешние границы Белоруссии и Украины в основном унаследованы от СССР, а граница Казахстана с остальными государствами Средней Азии частью обустроена, частью носит естественный характер и потому поддается обустройству относительно легко. Вкладом
Казахстана явится во многом
модернизированная элита, Объединенное
государство может расширяться
за счет присоединения к нему
других государств, если это экономически
целесообразно, однако В стратегическом
плане необходимо Принципиальной
задачей России является сохран В частности,
нельзя допустить реализации
ни одного проекта Более того: характер установившегося в Туркмении политического режима делает вполне возможной его демократизацию, в результате которой население Туркмении получит существенный рост доходов (за счет справедливого распределения выручки от экспорта газа), а Россия – уверенность в сохранении ориентации Туркмении именно на ее рынок. Необходимо
либо прекратить Следует сделать все возможное для прекращения функционирования трубопроводов по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан как нарушающих стратегические интересы России. Проблема непризнанных государств должна решаться с точки зрения интересов их населения. Попытки организации геноцида абхазов и осетин сделали невозможным пребывание Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии. В то же время основную часть населения этих республик составляют граждане России, которых Россия обязана защищать. Поэтому Абхазия и Южная Осетия должны быть признаны в качестве независимых государств, а по возможности - быть приняты в состав России (это поможет справиться и с соответствующими преступными группировками). Приднестровье
занимает особое место, так
как фашистский режим При рассмотрении проблемы Нагорного Карабаха не стоит забывать, что корни напряженности между армянами и азербайджанцами (которые в начале ХХ века считались еще ветвью турецкого народа) уходит в геноцид армян, проведенный младотурками. Попытка решения проблемы Нагорного Карабаха в отрыве от проблемы признания геноцида малоперспективна, как и любая попытка исправить следствие, не трогая причину. Поэтому
Россия может предложить путь
решения проблемы, основанный на
признании Турцией ее Существенно,
что Турция, признав геноцид, устранит
таким образом одно из Обмен территорий
на признание общеизвестного
исторического факта Важная проблема
постсоветского пространства - экспансия
татар в Крыму, которая через
10-15 лет может создать Украине
(а с ней и объединенному
государству, если его удастся
создать) некоторый аналог Прибалтика, возглавляемая выходцами из США, должна продолжать жить на средства Евросоюза. Финансирование ее за счет российских денег (в том числе за счет транзита) должно быть сокращено до неизбежного минимума. Это положение должно сохраняться, пока руководство стран Прибалтики не захочет развивать сотрудничество с Россией. Калининградская область должна перестать стать «черной дырой» в российской таможенной границе. Разумно превратить ее в финансовый оффшор для европейских (но не для российских) капиталов, выкачивающий «горячие деньги» Евросоюза после ликвидации банковской тайны в Швейцарии и Австрии. 6.3.
США: защита от агонии Положение
США в мире драматически Превращение Китая в главную «мировую фабрику» предопределено дешевизной, дисциплинированностью и обучаемостью его рабочей силы и необратимо в ближайшие 20 лет. Несмотря
на зависимость Китая от США не может противодействовать китайскому вызову в рамках созданного ими мирового порядка и потому обречены на его «взрывание изнутри». Это объективно обусловлено: «неоконсерваторы» начали этот процесс, но после ухода их из политики через 2-4 года его неминуемо, хотя и по-своему, продолжат их нынешние оппоненты. В этих
условиях Россия должна При всей
противоестественности для Контуры
«взрывного При сотрудничестве со США принципиально важно учитывать качественно новый фактор: «отвязывание» созданных американским руководством глобальных управляющих сетей от американского же государства. В результате из ответственность перед США почти исчезает (некоторые их действия показывают, что они ценят США и жизни американцев ненамного больше Югославии и жизней сербов), а качество стратегического планирования драматически снижается (так как связанные с государством аналитические структуры становятся для них менее доступными), что обуславливает большую разрушительность их действий. Это становится еще одним фактором перехода от стратегии «экспорта управляемых кризисов» к стратегии экспорта кризисов, уже не управляемых, то есть к хаотизации мира. Программой-минимум России в отношениях со США должно в силу изложенного стать недопущение хаотизации России в рамках американской стратегии хаотизации мира. Поражение
республиканцев на довыборах
2006 года по меньшей мере на
6 лет (2 года до выборов 2008 года,
в течение которых Буш будет
оставаться «хромой уткой», и
следующий срок Пока Россия слаба, мы должны, сдерживая США в реализации их конкретных корыстных интересов (в частности, нельзя допустить вывода их вооружений на качественно новый уровень, позволяющий вести разрушительную для врага войну без риска потерь), поддерживать их в главном, в реализации их глобальной миссии – в поддержании общемирового порядка, пусть даже и несправедливого. США должны
поддерживать созданный ими Когда же
Россия окрепнет, ее задача изменится
на противоположную – При этом недопустимо возникновение угрозы глобальной катастрофы (в первую очередь ядерной). Строго говоря, мы должны поступить с ними ровно так же, как они поступили с нами в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, и, не допустив их сентиментальных ошибок, гарантировать себя от их возрождения. 6.4. Саудовская Аравия и Иран: скользкие ключи к исламу Саудовская
Аравия является лидером Влияние
на них, использующее Основными
задачами внешней политики ╥ поддержание максимально высоких цен на нефть в течение максимально возможного времени (в идеале еще и без своего непосредственного участия, чтобы не вызывать лишнего давления Запада); ╥ отвращение экспансии радикального ислама от России (а в идеале – направление ее на выгодные России цели); ╥ сдерживание экспансии Запада; ╥ прорыв российских производителей на рынки высокотехнологичных услуг (вроде опреснения воды или геологоразведки) богатых и не развитых исламских стран. 6.5. Европа: принципы корыстной глухоты Евросоюз
демонстрирует классический Некомпетентность
руководства возведена в Рост внутренних
противоречий привел к тому, что
никем не формально не При этом
новые члены Евросоюза Политическая конкуренция ведется не за правую или левую политику, но исключительно за право осуществлять заведомо невыгодную для этих стран политику Евросоюза. Результат – рост антиевропейских настроений и национализма, наглядно видный не только в Польше и Венгрии, но и в Болгарии, где националистическая партия заняла уверенное второе место (важная задача России – не допустить антироссийской переориентации национализма). Между новыми и старыми членами Евросоюза постепенно растет напряжение, эффективно используемое США. Ключевую роль в этом играет Польша – «одновременно 25-й член ЕС и 52-й штат США», которая становится подлинным ключом к Евросоюзу и должна использоваться Россией в этом качестве. Недопустимо
пренебрегать ей или Задача российской внешней политики заключается в том, чтобы перестать страдать от этих и многих других недостатков Европейского Союза и начать использовать их в своих целях. Цель –
наращивание экономических В то же
время Евросоюз следует России следует добиваться максимального перенесения центра тяжести отношений Россия-ЕС на механизмы Россия – государства-члены ЕС и Россия – Совет ЕС, всячески ограничивая взаимодействие с Комиссией ЕС. Переговоры с ней должны вестись лишь по тем вопросам, по которым она обладает исключительными полномочиями. Преимущественный диалог с государствами-членами и межгосударственными институтами ЕС придаст дополнительный импульс выгодной РФ децентрализации Евросоюза, ограничения полномочий Еврокомиссии и ее превращении в своего рода «секретариат» Евросоюза. Это же будет содействовать эволюции Евросоюза к нормальной конфигурации, при которой основными правами обладают крупные экономически развитые «старые» члены Евросоюза, а влияние незначительных по своим масштабам и экономическому потенциалу и новых членов Евросоюза (последние настроены наиболее антироссийски и имеют минимальный опыт ответственности) будет ограничено до уровня, соответствующего их способности и компетентности. Следует
отказаться от ряда обязательст Необходимо
разрушить сложившийся в Лахти
единый антироссийский фронт
европейских энергоимпортеров Сознавая неизбежность краха Евросоюза в сегодняшнем виде, необходимо всемерно наращивать связи с новыми его членами для использования их в качестве каналов для политического и экономического проникновения в наиболее развитые его страны и закрепления в них. В отношении Восточной Европы следует взять курс на интенсификацию экономического сотрудничества в обмен на уступку российскому бизнесу, а по возможности, и государству значимых активов. Поддерживая националистические силы, следует отрывать Восточную Европу от Евросоюза, убеждать ее, что рынок для ее продукции есть только в России, и тем самым привязывать к себе на выгодной для России основе. Идеальные
предпосылки для утверждения
этой политики дают переговоры
о новом Соглашении о 6.6. Япония: возвращение самурайского духа После того,
как напуганная Китаем и Японию бессмысленно
пытаться задобрить – не стоит
забывать, что в 60-80-е годы Реально
осуществление отдельных Задача России
заключается в решении Российская
внешняя политика должна 6.7. Особые территории дальнего зарубежья В силу специфики бегства людей и капитала из России в дальнем зарубежье сложилось несколько зон с высокой долей людей, тесно связанных с Россией, и их высоким влиянием на хозяйственную и политическую жизнь. Это прежде
всего Кипр (вряд ли можно считать
случайностью, что Россия едва
ли не единственный раз Заметным влиянием обладает российская диаспора в Лондоне, а также Берлине и Европе в целом (где может возникнуть даже Русская Европейская партия). При всей
неоднородности этих диаспор
их представители крайне Цель внешней
политики России в указанных
государствах заключается в обе Существенная
проблема - возможность воздействия
стратегических конкурентов Стратегическим ответом на это может быть лишь замена элиты на новую, критически значимая часть (то есть та часть, пожертвовать которой в обычных условиях невозможно) как материальных, так и нематериальных (например, репутационных) активов которой находилась бы в сфере контроля российского общества, а не его конкурентов. Пока эта
задача не решена, необходимо
четко зафиксировать отношение
к иностранным активам При конфликтах
российского государства с 6.8.
Остальной мир: точечные Представляется разумным установить, что остальной мир должен рассматриваться Россией в качестве зоны тщательного мониторинга, поиска и реализации отдельных возможностей, как политических, так и коммерческих, однако в целом не представляет системного интереса. Ограниченное исключение
- Индия как внезападный Важными
темами являются также Заключение. ОЦЕНКИ СРОКОВ И ЭТАПОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ВЛИЯНИЯ РОССИИ Внешняя
политика России является не
только инструментом, но и производной
от ее внутренней политики. Сочетание
разумности и активности В силу
неопределенности времени Действия
по всем направлениям могут
быть начаты даже при нынешней
системе управления внешней Необходимая
предпосылка возвращения Первый этап – превращение в активную и осознанно доминирующую силу на пространстве СНГ – может быть при напряжении всех сил выполнен в течение года. Ключевой проблемой является рост влияния Китая в Средней Азии, однако пока он еще не приобрел масштабов, способных заблокировать возвращение России. Второй этап – превращение в политический, а не только экономический «центр притяжения», сопоставимый с глобальными «центрами силы», для стран Прибалтики, Восточной Европы, уже вошедших в Евросоюз или находящихся в процессе присоединения к нему, Монголии и значимых для нас стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Этот этап может занять от 2 до 3 лет (чем лучше будет экономическая ситуация в традиционных «центрах притяжения» этих стран, например, в Европе, тем более длительным и сложным будет этот процесс). Третий этап – формирование динамического равновесия с глобальными «центрами силы», в роли которых, вероятно, будут выступать США и Китай, на основе не регионального, а глобального влияния России, осуществляемого многообразными путями, в том числе через международный бизнес и разнообразные сетевые структуры. Решение этой задачи потребует, насколько можно предположить в настоящее время, от 7 до 10 лет. вернуться на главную |