Международные спортивные организации: история создания, развития, правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Международные спортивные связи являются органической частью межгосударственных отношений в целом. Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей правового статуса международных спортивных организаций, подчеркнем, что международная спортивная организация – это, прежде всего, международная организация, и на их деятельность оказывают влияние нормы международного права, а именно права международных организаций.

Содержание

1.Появление международных спортивных организаций, особенности их правового статуса…..……………………………………………………………..3
2.Спортивные организации в зарубежных странах. Особенности правового статуса современных зарубежных спортивных организаций..…………….....15
3.Международный олимпийский комитет……………………………………..22
3.1 История создания МОК……………………………………………………..22
3.2 Цели и задачи MOK…………………………………………………….........29
3.3 Общие положения МОК………………………………………………….…32
Система выборов членов МОК…………………………………….……….32
Организация, состав и структура МОК………………………………..……36
Список литературы……………………………………………………….……...47

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 71.97 Кб (Скачать файл)

Вот уже более 30 лет в международном  олимпийском движении идет острейшая  дискуссия по поводу системы выборов  членов МОК. Как отмечалось выше, МОК  сам избирает своих членов, находя их достойными для предложенной деятельности.

На 108-й сессии МОК, проходившей 17-18 марта 1999 года, в Лозанне, и на последующих  сессиях МОК, рассматривались вопросы  системы выборов новых членов МОК.

На 1 января 1994 года МОК признавал 195 НОК  и 31 МСФ по олимпийским видам спорта. В то же время среди членов МОК  были представлены только 79 стран - 40%, и 7 МСФ - 23%.

По  состоянию на 1 января 1995 года, с момента  создания МОК его членами были 395 человек, в том числе 203 - из европейских  стран. В настоящее время в  МОК работают представители 80 государств. Некоторые имеют двух представителей.

Следует отметить, что в последние десятилетия  количество членов МОК существенно  увеличилось: в 40-60-х годах было 64, в 60-х - 67, в начале 90-х - 95. Увеличение количества членов МОК в основном происходило за счет представителей стран Азии и Африки. Если в 60-х  годах Азия и Африка были представлены 11 членами - 16,9%, то в начале 90-х годов - 32 члена - 33,7%. Количество членов МОК  из стран Европы не изменилось - 38, но в процентном соотношении существенно  уменьшилось, что объясняется интенсивным  вовлечением в международное  олимпийское движение в последние  десятилетия азиатских и африканских  государств.

Тенденция к уменьшению членов МОК из государств Европы характерна для современного периода олимпийского движения. В  начале века, в период 1900 -1910 годы в  МОК их было более 80%. Постепенно этот процент снижался: 1920 год - 88,0%, 1930 год - 62,5%, 1940 год - 60,9%, 1950 год - 60,0%, 1980 год - 42,6%.

3.2 Цели и задачи MOK

  1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
  2. Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества. заботящегося о сохранении человеческого достоинства. Чтобы достигнуть этого, олимпийское движение, в одиночку или в сотрудничестве с другими организациями, в пределах своих возможностей осуществляет деятельность, направленную на укрепление мира.
  3. Олимпийское движение, руководимое МОК, берет начало в современном олимпизме.
  4. Под верховной властью МОК олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и других лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание МОК. Организацию и управление в спорте должны осуществлять независимые спортивные организации, признанные таковыми.
  5. Цель олимпийского движения - способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры.
  6. Деятельность олимпийского движения, которую символизируют пять переплетенных колец, носит постоянный и универсальный характер. Она охватывает пять континентов. Она достигает своей кульминации, объединяя спортсменов всего мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх.
  7. Заниматься спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом в соответствии с его или ее потребностями.
  8. Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия празднования Олимпийских игр.

В соответствии с Олимпийской  хартией МОК призван:

  • поощрять координацию, организацию и развитие спорта, и спортивных организаций;
  • сотрудничать с компетентными общественными и частными организациями и властями в стремлении поставить спорт на службу человечеству;
  • обеспечивать регулярное проведение Олимпийских игр;
  • бороться с любыми формами дискриминации в олимпийском движении;
  • способствовать соблюдению спортивной этики;
  • посвящать свои усилия тому, чтобы дух честной игры преобладал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них;
  • руководить борьбой с допингом в спорте;
  • принимать меры, цель которых - недопущение возникновения угрозы здоровью спортсменов;
  • противостоять любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте;
  • поддерживать Международную олимпийскую академию (МОА);
  • поддерживать другие учреждения, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию.

3.3 Общие положения МОК

Международный олимпийский комитет выбирает и  избирает своих членов из числа лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Они должны быть гражданами страны, где постоянно проживают или  где сконцентрированы их интересы, и где существует признанный НОК. Кроме того, они должны владеть  хотя бы одним из языков, используемых на сессиях МОК - французский или  английский.

В торжественной обстановке новые  члены МОК подтверждают свое согласие выполнять возложенные на них  обязанности словами клятвы: "Удостаиваясь чести стать членом Международного олимпийского комитета и представлять в нем мою страну, ... и заявляя, что сознаю ответственность этого  звания, я обязуюсь служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и заставлять соблюдать  все положения Олимпийской хартии и решения МОК, которые я принимаю безоговорочно, оставаться свободным  от всякого политического или  коммерческого влияния, как и  от всех соображений расового и религиозного порядка, и защищать при всех обстоятельствах  интересы МОК и олимпийского движения".

Обычно  от страны избирается один член МОК. Однако от стран, где проводились Игры Олимпиады  или зимние Олимпийские игры могут  быть избраны два члена МОК. В  соответствии с уставом МОК сам  выбирает новых членов "среди  наиболее достойных любителей спорта". Принцип самопополнения должен обеспечивать МОК полную независимость. Подобную структуру имел также Международный  комитет Красного Креста. Примерами  для организационной структуры  послужили структуры католической церкви, ордена мальтийских рыцарей  и Французской академии. 

3.4 Система выборов членов  МОК

Члены МОК являются его представителями  в своих странах, а не делегатами этих стран. Они не могут принимать  от правительств, организаций или  частных лиц никаких поручений, которые бы связывали их или препятствовали свободе их действий, независимости  при голосовании. Пьер де Кубертен утверждал, что таким образом олимпийская  идея будет защищена от нажима со стороны  государственного аппарата, а национальные интересы будут подчинены общим  принципиальным установкам.

Система выборов членов МОК подвергается резкой критике со стороны многих НОК, МСФ и других организаций, представителей которых нет в МОК. Острые суждения по этому вопросу высказывали  и отдельные государственные  деятели. Например, в свое время президент  Финляндии Урхо Кекконен высказал свои критические суждения в адрес  МОК: "МОК является слишком суверенным в вопросах своей деятельности и  не подлежит никакому контролю. Его  решения являются окончательными и  не подлежат обжалованию. Я знаю многих членов этого могучего, исключительного  органа. Эти люди повсеместно уважаемые  и заслуживающие уважения. Но они  не могут быть владыками в демократическом  обществе, так как их власть не может  распространяться на общественный орган... Не думаю, что это будет оговором, ибо это правда, что вследствие долголетнего срока полномочий, без  какого-то контроля со стороны, члены  МОК оторвались от реалий спорта и  увязли в собственных правах и  ритуалах". Еще более категоричен  был Фидель Кастро, который в 1985 году сказал: "Олимпийское движение возникло в эпоху колониализма. Многие из его методов, стиль, концепции укоренились  в устарелых идеях колониальной эпохи, а мы на деле уже не являемся колониями, у нас уже нет необходимости, чтобы графы, маркизы или миллионеры советовали нам, что делать в области  спорта... Олимпийское движение следует  перестроить, преобразовать, поскольку  дела так не могут идти дальше.

Есть  небольшие европейские страны, у  которых почти нет спортсменов, а у них два представителя  в Международном олимпийском  комитете, в то время как другие страны, с большим спортивным весом  не имеют ни одного представителя  в Комитете. Комитет - не представительный орган отдельных стран, а олигархическое, самодержавное учреждение, которое  существует само по себе, и именно оно  назначает своих представителей в странах мира".

В конце 70-х годов развернулась оживленная дискуссия, когда М. Эрцог, Франция, предложил от кооптации перейти  к избранию членов МОК, а также  включить в его состав женщин. Последнее  предложение М. Эрцога было принято, но кооптация членов МОК осталась.

Среди многих руководителей олимпийского движения бытует мнение, что жизнеспособность его в течение 100 лет объясняется  во многом элитарной структурой МОК  и кооптацией его членов. И хотя такая позиция затушевывает идеалы, приемлемые для представителей разных социально-экономических и политических систем, наций, классов, рас и вероисповеданий, она представляется достаточно убедительной и подтвержденной практическими  результатами работы МОК.

Следует отметить и еще один факт: на 1 января 1995 года из 100 членов МОК 32 человека одновременно являлись Президентами Национальных олимпийских  комитетов, 5 - Президентами континентальных  ассоциаций, 10 - Президентами международных  федераций, как правило наиболее авторитетных и крупных. Естественно, что совмещение многими членами  МОК постов в различных ветвях международной олимпийской системы  является одним из факторов, обеспечивающих координацию действий различных  элементов системы олимпийского спорта, единство и монолитность современного олимпийского движения.

Начиная с 2003 года члены МОК могут выбираться на 8 лет с возможностью переизбрания. Но стать членом МОК теперь окажется очень трудно. Создана так называемая Комиссия по номинациям, а проще говоря, своего рода отдел кадров, куда должны поступать представления от международных федераций, национальных олимпийских комитетов, их объединений или от действующих членов МОК. Эта комиссия сразу же запрашивает у кандидатов документы, касающиеся его профессионального и материального положения, и готовит досье для представления в исполком МОК. Исполком тоже изучает документы и лишь затем предлагает сессии МОК принять или не принять того или иного кандидата. При этом все первичные заявки должны поступить в Комиссию по номинациям не позже, чем за три месяца до очередной сессии, и, кроме того, на одну вакансию может быть несколько претендентов.

Что касается действующих атлетов, то их будут выбирать прямо во время Олимпийских игр обитатели Олимпийской деревни. Во время летних Игр четыре спортсмена, набравшие наибольшее число голосов, станут членами МОК на 8 лет, а ещё четверо (опять-таки согласно набранным голосам) — на 4 года. На зимних Играх соответственно будут выбраны два атлета на 8 лет и два — на 4.

Ещё три члена МОК в этой категории  будут названы дополнительно  по представлению исполкома МОК, чтобы иметь разумное соотношение  представительства по континентам, видам спорта и т.д. Действующими атлетами отныне считаются те, кто  либо участвует в Олимпийских  играх, либо принимал участие в них  не раньше чем за четыре года до этого. Первые такие выборы прошли в Сиднее.

Что же касается действующиех членов МОК, то необходимо заметить, что возрастной лимит и некоторые другие новые  ограничения касаются их не в полной мере. Для тех, кто уже является членом МОК, возрастной лимит остался  на уровне 80 лет, и с 11 декабря как  бы только начался отсчет первого  восьмилетнего срока. А в связи  с тем, что за один раз всех не переизбрать, решено, что процедура  переизбрания в 2007 году пройдет одна треть из них, в 2008-м — вторая и в 2009-м — третья. Кто в какую группу попадает, решит жеребьевка.

Как уже было отмечено, в будущем влияние  президента МОК будет резко ограничено. В частности, президентов будут  избирать только на восемь лет —  с возможностью переизбраться ещё  один раз на четыре года. Кроме того, президент МОК не сможет оказывать  большого влияния на выборы новых  членов МОК. Для сравнения: из нынешних 113 членов МОК 95 были избраны при  Самаранче. Можно ли сомневаться, что  фактически он определял, кого, когда  и где принять в члены МОК?

При этом ни в коей мере нельзя бросить  тень на ту выдающуюся роль, которую  Самаранч сыграл и играет в развитии международного Олимпийского движения, в повышении значимости Олимпийских игр и престижности членства в МОК.

Реформы затронули и структуру исполкома  МОК. Сейчас в него входит 15 человек: президент, четыре вице-президента и  десять членов исполкома. На все вакансии претенденты должны подать заявку как  минимум за три месяца до выборов, а повторно избираться в исполком можно лишь через четыре года после  окончания срока действующих  полномочий. Без этого перерыва возможен лишь переход из членов исполкома  в вице-президенты.

3.5 Организация, состав и структура МОК

Новая структура МОК выглядит следующим  образом: 15 человек должны предсталять  международные спортивные федерации  или их объединения, 15 — национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 — действующие атлеты и 70 — так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может  быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен от 18 до 70 лет.

Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции и Швеции; первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах. Уставный документ МОК — Олимпийская хартия (в 1972—1978 называлась "Олимпийские правила"). В обязанности МОК входит регулярное проведение ОИ и ЗОИ, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире. МОК принимает решения о признании НОК и МСФ (на 18 марта 2005 признаны 202 НОК, 35 международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 7 федераций по зимним олимпийским видам спорта, 29 федераций по видам спорта, не входящим в современную олимпийскую программу); определяет программу ОИ и ЗОИ, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаёт мсждународным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение ОИ или ЗОИ, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.

Информация о работе Международные спортивные организации: история создания, развития, правовой статус