Межэтнический конфликт : источники возникновения и проблемы разрешения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:24, реферат
Краткое описание
Задачами, вытекающими, из цели являются: Анализ причин межэтнических конфликтов Выявление динамики этнического конфликта Рассмотрение способов урегулирования межэтнических конфликтов.
Во-первых, постепенное усиление конфликта
за счет введения все более активных сил,
а также за счет накопления опыта борьбы.
Так, карабахский конфликт начался с митинга
и мирных требований армянского населения
об изменении статуса Нагорного Карабаха.
В поддержку этих требований стали проводиться
митинги и демонстрации в Ереване и других
городах Армении. Резкая эскалация армяно-азербайджанского
конфликта наступила после трагедии Сумгаита.
Во-вторых, увеличение
количества проблемных ситуаций и углубление
первичной проблемной ситуации. Это характерно
для всех этнических конфликтов. По мере
развития конфликта происходит выискивание
все новых претензий, обвинений, первичная
проблемная ситуация обрастает все новыми
аргументами и фактами. Наиболее характерным
в этом смысле является конфликт вокруг
Приднестровья. Первоначальные требования
сводились к автономии в рамках Молдовы.
Однако высшие органы власти Молдовы отвергли
такую возможность. Конфликт продолжал
разрастаться. И преднестровцы стали ставить
вопрос об отделении от Молдовы и государственной
самостоятельности.
В-третьих, повышение
конфликтной активности участников, изменение
характера конфликта в сторону его ужесточения,
вовлечение в конфликт новых лиц. На примере
этнических конфликтов в Нагорном Карабахе,
Грузии, Боснии, Югославии др. видно, как
усиливается конфронтация, конфликт из
относительно спокойного переходит в
вооруженные столкновения, растет число
жертв, убитых и раненых, в конфликт вовлекаются
практически все слои населения с одной
и другой стороны.
В-четвертых,
нарастание эмоциональной напряженности,
сопровождающей конфликтные взаимодействия,
которое может оказать как мобилизующее,
так и дезорганизационное влияние на поведение
участников конфликта. В межэтническом
конфликте по мере его развития возрастает
чувство апатии или враждебности. Поводы
и случаи для этого всегда находятся. Так,
погромы и убийства невинных людей армянской
национальности в Сумгаите, а затем и в
Баку в 1990 году усилили вражду между армянами
и азербайджанцами.
В-пятых, для межэтнического
конфликта характерно формирование устойчивого
образа “внешнего врага”, когда компромисс
воспринимается только как капитуляции
противника, когда проявляется стремление
каждой из сторон – участниц противоборства
одержать победу. Показательным в этом
отношении является Грузия, Карабах, где
доминирует установка “до победного конца”,
а поиски компромиссов или мирных решений
пока не удается найти.
В-шестых, для
этнического конфликта, как правило, характерна
их интернационализация, т.е. вовлечение
в конфликт или его урегулирование третьих
сил или международными организациями6.
Способы урегулирования
конфликтов.
Технология
урегулирования межэтнических конфликтов
предполагает алгоритм деятельности в
этом направлении. В ходе работы по разрешению
конфликта прежде всего должны быть проанализированы
причины конфликта, его биография, стороны
конфликта, позиции отношения сторон,
конечное отношение к конфликту.
Прежде всего,
следует учитывать, что этнический конфликт
легче погасить в самом начале, в зародыше,
когда он не приобрел ещё широкомасштабный
характер. Дело в том, что межэтнический
конфликты, однажды вспыхнув, имеют тенденцию
к разрастанию. Если конфликт перешел
в длительную стадию, принял затяжной
характер, то его разрешение становится
трудным, иногда с необратимыми последствиями.
Одним из методов
ослабления конфликта является дезинтеграция
сил, участвующих в конфликте, с помощью
системы мер, изолирующих наиболее радикальные
элементы или группы, и поддержки сил,
наиболее склонных к компромиссам, переговорам.
К эффективным
средствам торможения конфликтов относится
использование широкого спектра санкций
– экономических, политических, дипломатических,
военных и др. Иногда необходимым становится
вооруженное вмешательство. Чаще всего
это происходит, если в ходе конфликта,
принявшего форму насильственных столкновений,
имеют место массовые нарушения прав человека.
Если вооруженные силы используются на
территории других государств, то обязательно
требуется санкция международных организаций.
Применения правовых
механизмов не всегда работают, потому
что предполагает изменение всего законодательства
полиэтнических государствах. Но в любом
случае, в обществе, где привилегии распределяются
не верно, например, между евреями и арбами
в Израиле, то должны быть предприняты
определенные усилия, которые внесут гармонизацию
в межэтнические отношения. С психологической
точки зрения необходимо разрушить барьер
между группами, что обычно способствует
изменению законов.
К сожалению, существует
и такой способ разрешения конфликта,
как вооруженное противоборство, война.
Прусский военный теоретик Клаузевиц
говорил, что “война есть продолжение
политики иными словами (именно: насильственными)
средствами”.
В межэтнических
конфликтах вооруженного характера важно
добиться остановки военных действий
и перемирия сторон. Это дает возможность
остудить пыл противоборствующих сторон.
И создать условия для переговоров. В результате
этого меняется эмоциональный фон конфликта,
снижается накал страстей, что позволяет
расширить действие прагматических подходов
к урегулированию конфликта. Этот метод
использован в карабахском, осетино-ингушском,
грузино-абхазском и других межэтнических
конфликтов.
Некоторые
условия и правила существуют и в переговорном
процессе. Для достижения успеха его следует
прагматизировать, для чего необходимо
разделить предмет переговоров на ряд
последовательных задач. Обычно стороны
идут на переговоры по первоочередным
и неотложным вопросам, по поводу которых
и устанавливается перемирие: для захоронения
погибших, обменом пленных, возврата беженцев.
Затем переходят к актуальным бытовым,
социальным, экономическим вопросам. Политические
вопросы, как наиболее трудные, обсуждаются
в последнюю очередь. Если очевидно, что
в данный момент решить их невозможно,
то используется тактика так называемых
“отложенных решений”.
Переговоры должны
проводиться таким образом, чтобы каждая
сторона стремилась учитывать не столько
позиции друг друга, сколько взаимные
интересы. Тогда можно будет найти удовлетворенный
результат не только для себя, но и для
партнера. По рекомендациям конфликтологов,
надо добиваться смены модели “выигрыш
- проигрыш” на модель “выигрыш - выигрыш”.
При этом важно каждую договоренность
в переговорном процессе закреплять юридически.
Опыт показывает,
что согласие сторон в переговорах редко
достижимо без участия посредников, которые,
как правило, выполняют роль арбитража.
Таковым может являться третейский суд,
которые предполагает официальное разбирательство:
судебную или какую-нибудь иную юридически
официальную процедуру. Конфликтующие
стороны могут обращаться в международные
организации (суд, арбитраж), которые также
способствуют разрешению споров. Арбитраж
опирается на нормы конституции, условия
прежних договоренностей и нормы международного
права. Также в переговорах могут участвовать
общественные силы по методу народной
дипломатии.
Урегулирование
конфликта – это всегда сложный процесс,
где требуется большое искусство. Особо
сложным является разрешение этнотерриториальных
конфликтов. Здесь применим такой метод,
как альтернатива. Его суть в применении
нестандартного, неординарного выбора
из предлагаемых вариантов решения. Например,
“обмен территории на мир” или экономическая
территориальная уступка в обмен на получение
льгот, восстановление прав определенной
этнической группы. Этот механизм применялся
в Боснии, в ходе палестино-израильских
переговоров.
Все способы урегулирования
конфликтов можно свести к трем вариантам:
1. Полная победа одной стороны
над другой, т.е. разрешение конфликтной
ситуации с позиции силы. В этом случае
у побежденной стороны, как правило, остается
чувство национальной обиды, горечи поражения,
которые передаются новым поколениям,
и конфликты могут консервироваться, переходя
из открытого состояния в латентное. Через
какое-то время такой конфликт может опять
обостриться.
2. Существуют варианты разрешения
актуализированного конфликта, когда
налицо взаимное поражение конфликтующих
сторон. Такой исход неизбежен при истощении
сил обеих борющихся сторон при том, что
ни одна из них не одержала победу над
другой. В этом случае стороны вынуждены
обращаться за помощью к третьей стороне,
искать компромисс. При этом способе конфликт
переходит практически в латентное состояние,
при котором стороны продолжают рассматривать
друг друга как противников. Этот вариант
разрешения конфликта также чреват высокой
вероятностью последующей актуализации.
3. Возможен вариант
разрешения конфликта с взаимным удовлетворением
сторон в виде достижения соглашения по
вопросам и установления конструктивного
взаимодействия. Подобный исход зависит
от наличия у конфликтующих сторон политической
воли к позитивному разрешению конфликта.
При этом вырабатываются механизмы их
последующего сотрудничества для решения
стоящих перед ними общих проблем. Нередко
бывает так, что посредники или международные
организации берут на себя роль гарантов
выполнения достигнутых договоренностей.
При этих вариантах конфликт переходит
в латентное состояние на продолжительное
время.
Также стоит отметить
важную роль в решении межэтнических конфликтов
четко сбалансированной этнополитики.
Основными ориентирами этнополитики принято
считать следующие задачи:
1. В
политической и государственно-правовой
сфере: создание правовой базы для регулирования
федеративных и национальных отношений;
достижения межнационального согласия;
утверждения принципа равноправии граждан
различных национальностей и вероисповеданий,
взаимопонимание между ними; разработка
мер раннего принуждения национальных
конфликтов и связанных с ними криминальных
проявлений и массовых беспорядков.
2. В
социально-экономической сфере: реализация
экономических интересов народа на основе
учета их традиционных форм хозяйствования
и опыта трудовой деятельности; выравнивания
уровня социально-экономического развития
страны; осуществление специальных программ
занятости в трудоизбыточных районах.
3. В
духовной сфере: формирование и распространение
идей духовного единства, дружбы народов,
межнационального согласия; сохранение
исторического наследия и дальнейшее
развитие национальной самобытности и
традиций взаимодействия славянских,
тюркских, кавказских, фино-угорских, монгольских
и других народов; учет взаимосвязи национальных
обычаев, традиций и обрядов с религией,
поддержка усилий религиозных организаций
в миротворческой деятельности.
4. В области внешней
политики: содействие процессу реинтеграции
на новой основе государств-бывших республик
СССР в политической, экономической и
духовной сфере; реализация международных
соглашений о защите национальных меньшинств;
выработка и осуществление на межгосударственном
уровне механизмов решения проблем беженцев
и вынужденных переселенцев.
Предвидеть
возникновение этнического конфликта
– значит иметь возможность своевременно
принять должные меры по предупреждению,
локализации или скорейшему, с наименьшими
потерями, разрешению.
Заключение.
Конфликт
это “вещь” достаточно сложная и не так
просто она “решается”, так что следует
обратить внимание политической элиты
на центры по исследованию разноуровневых
конфликтов, особенно надо научиться взаимодействовать
с ними, увеличить их финансирование.
Нередко приходится слышать, что социально-экономическая
политика гораздо важнее этнополитики,
видно, наша политическая элита считает,
что межэтнические проблемы исчезнут
“сами собой”, будут предотвращены вследствие
экономического благосостояния народа.
Но это не так! Важно учитывать опасность
межэтнического конфликта, как первого
барьера на пути к экономическому росту.
Поэтому необходимо ведение правильной
этнополитики, но немного модифицированной,
наша этнополитика разрабатывается центром,
а затем передается уже регионам, но это
не правильно, в разработке этнополитики
должны участвовать и элиты этих регионов.
Необходимо также проводить более глубокий
анализ обстановки, это будет способствовать
более четким выработкам этнополитики.
Необходим комплекс
экономичеких и социальных мер с целью
устранения социально-экономического
неравенства по этническому признаку,
устранение дискриминации в доступе к
ресурсам и предпринемательской деятельности.
Проведение работы
по анализу существующей ситуации, прогнозирование
возможных конфликтов, примерное выявление
косвенных и прямых участников. Названная
работа должна проводиться не только центром,
но и регионами.
Конечно же, приоритет
по предотвращению конфликтов принадлежит
центральным органам власти, но следует
также ставить определенные задачи перед
органами местного самоуправления и местными
культурно-национальными объединениями,
временными соглашательскими комиссиям
из представителей церкви, советов старейшин,
женских организаций и т.д. Стоит отметить
законодательство РФ, которое довольно
слабо в этом плане, необходимо выработать
определенный ряд законов, которые бы
закрепляли права различных этнос, например,
как использовании родного языка и т.д.
Cписок
литературы:
1) Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Издательский центр «Академия»
- C 138 - 144
2) Коркмазов А. Ю. Проблема этноса и
этничности в науке: в поисках парадигмы // Сборник научных
трудов. Выпуск 1 (11). Серия «Гуманитарные
науки» // Северо-Кавказский
государственный технический университет. — Ставрополь, 2004. – C 3 - 7