Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:00, реферат
Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
1. Введение
2. Понятие о государстве. Государство как основной институт общественной системы
3. Функции государства
4. Исторические типы государства
5. Место и роль государства в политической системе общества
6. Особенности государства как составного элемента политической системы
7. Заключение
8.Список литературы
Филиал негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Столичная финансово-гуманитарная академия»
в г.Владимире
заочное
отделение
Факультет
Психологии, педагогики и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Политология»
«Место
и роль государства
в политической системе
общества»
Выполнил студент4 курса
Козлова Анастасия Алексеевна
Зачетная
книжка № 14П08-6-Вл с/з
Владимир,
2011 г
Содержание:
8.Список литературы
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Изучением
взаимодействия таких феноменов
общественного развития, как государство
и политическая система занимаются
представители многих наук - философии,
социологии, политологии, правоведения,
экономических наук, психологии. Их
задача - познание законов взаимовлияния
политической системы и государства
с тем, чтобы в критические
моменты развития общества и государства
иметь способы и механизмы
возможного предотвращения революционных
взрывов и социальных катастроф,
резкой смены действующих
Целью
настоящей курсовой работы является
рассмотрение вопроса о месте
государства в политической системе
общества и его роли в ней. Для
достижения поставленной цели в работе,
прежде всего, необходимо дать общую
характеристику самих понятий “государство”
и “политическая система”, определить
их содержание. Поскольку государство
является лишь одной из форм организации
общества и в определенной степени
само порождает складывающуюся в
нем политическую систему, в работе
целесообразно рассмотреть типы
государств, возникавших в различные
исторические периоды и отчасти
- действовавшие в них
Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественно - исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства также рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
В то же время следует иметь в виду, что функции государства не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы.
Государство
в определении современных
Государство
- это лишь одно из общественных явлений,
(общественных институтов), то есть один
элемент, одна сторона общественной
жизни. Поэтому предпосылки его
возникновения имеют социально-
Следовательно,
государство представляет собой
социальное явление, ограниченное определенными
историческими рамками. Возникает
оно в результате замены кровнородственных
связей, характерных для первобытно-
Все перечисленные свойства государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны.
Классовый
подход в определение государства
привнесли К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин.
Государство, по их определению, есть результат
борьбы классов, возникающих в результате
общественного разделения труда, формирования
семьи и частной собственности,
распада кровнородственных
Следует
признать, что классовая теория государства,
не выдерживает испытания
Понятие политической системы
Государство - основное, но не единственное политическое учреждение общества. Наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т.д., которые в совокупности с государством и образуют политическую организацию общества.
Следовательно, под политическими системами в теории государства и права принято понимать совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.
В зависимости от степени участия в политической жизни различные элементы этой системы (органы и организации) принято делить на следующие группы: собственно-политические, несобственно-политические и политические в незначительной степени.
К собственно политическим структурам относятся государство, все политические объединения (партии), отдельные общественные организации. Характерным признаком этой группы объединений является их прямая связь с политикой, их способность активно воздействовать на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования является цель политическая, то есть цель так или иначе связанная с властью. Как правило, она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои, классы и структуры общества, в осуществлении политических интересов определенных классов и (или) всего общества.
К несобственно-политическим объединениям относятся такие организации и объединения, которые возникают и развиваются не в силу политических причин, а в силу, например, экономических или других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, непосредственной целью создания и деятельности которых является уже не политическая, а какая-либо другая цель - производственная, социально-бытовая, культурная и т.п. Организации этой группы могут вести деятельность, которая так или иначе связана с политикой, но они не ставят перед собой задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Можно сказать, что политическая деятельность этих организаций не имеет для них решающего значения.
Однако изложенная выше ситуация не означает, что несобственно-политические объединения играют второстепенную роль в политической системе общества. Напротив, они являются ее полноправными и необходимыми элементами.
Организации, имеющие в своем содержании так называемый незначительный политических аспект, возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью (можно сказать - хобби). Это, например, женские клубы, объединения нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и т.п. Политический смысл они приобретают лишь как объекты воздействия государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций. Сами же они не являются субъектами политической деятельности - носителями политической власти или соответствующих ей политических отношений.
Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составляющих элементов политической системы общества - играло и продолжает играть государство. Имея в своем оснащении специальный аппарат управления, принуждения и подавления, государство как бы возвышается над всеми прочими элементами организации общества, координирует и направляет их.
Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.
Функции государства объективны. Они не зависят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация “общих дел”, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.
Генеральная
функция государства
Необходимо
упомянуть о том, что практически
все, известные ныне теории происхождения
и функций государства в основе
своей имеют две основные концепции,
принимающие во внимание ту или иную
сторону государственной
Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах , Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного “общественного договора”, положившего конец “войне всех против всех”. Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.
Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества