Место и роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:53, доклад

Краткое описание

Место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль государства в политической системе общества.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Место и роль государства в политической системе общества

 

      Характеризуя роль и место  государства в политической системе   общества

следует исходить, прежде всего, из того, что оно  -  в  любой  стране  и  на

любом этапе  развития  общества  -  выступает  как самая массовая  и самая

всеобъемлющая организация. Оно объединяет или  стремиться  объединить  вокруг

себя  различные  слои населения.

      В конституциях и других законодательных  актах оно стремится определить

себя как  сообщество всего народа, объединение,  действующее  ради  всеобщего

блага. Это стремление закреплялось и в Конституции  СССР 1977г. (ст. 1  “Союз

Советских  Социалистических  Республик  есть  социалистическое  общенародное

государство, выражающее волю и интересы  рабочих,  крестьян,  интеллигенции,

трудящихся  всех наций и народностей страны”),  и  в  Конституции  Российской

Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права  и  свободы  являются  высшей

ценностью.  Признание,  соблюдение  и  защита  прав  и  свобод  человека   и

гражданина – обязанность государства”,  ст.  3  “…единственным  источником

власти в  Российской Федерации является ее  многонациональный  народ”),  и  в

Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в  целях  образования  более

совершенного  Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего  спокойствия,

организации  совместной  обороны,   содействия   общему   благосостоянию   и

обеспечения нам  и нашему потомству благ  свободы,  учреждаем  и  вводим  эту

Конституцию для  Соединенных Штатов Америки”).

      Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя  и  в

конституционных актах других государств. “Народ”  при этом зачастую  является

только социальным фоном,  за  которым  скрывается  реальная  государственная

власть, принадлежащая  определенному классу, социальному  слою  или  правящей

группировке.  В  реальности  же  именно   те,   в   чьих   руках   находится

государственная власть, являются реальными  творцами  внутренней  и  внешней

политики.

      Сказанное, однако, не  означает,  что  государство  ограничивает  свою

социальную  базу лишь непосредственно стоящими у  власти  правящими  кругами.

Напротив,  государство  прилагает  реальные  усилия  для  расширения   своей

социальной  базы, которая обеспечивает  ему  стабильность.  В  идеале  каждое

современное государство стремится к  тому,  чтобы  его   социальная  основа,

закрепленная  конституцией, которую  составляют  все  подданные  государства,

превратилась   в   его   реальную   основу.   Для   проведения   эффективной

деятельности, то  есть  полноценной  реализации  своих  функций  государству

необходимо  иметь  как  можно  большее  число  убежденных  сторонников   его

внутренней  и внешней политики.

      Особое место  и  роль  государства  в  политической  системе  общества

определяется  еще и тем, что в его руках находятся  огромные  материальные  и

финансовые  ресурсы.  В   некоторых   странах   оно   является   монопольным

собственником основных средств и  орудий  производства,  что  особенно  ярко

проявлялось  во  внутриполитической  деятельности  бывших   социалистических

стран. Так,  в СССР  в исключительной собственности  государства  находились

земля, ее недра, леса и воды,  а  также  основные  средства  производства  в

промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и  т.д., иное

имущество, необходимое  для осуществления государственных  функций.

      Как показывает практика, наличие  хорошо развитой государственной  формы

собственности  необходимо  для  нормального  функционирования   государства.

Однако,  как   считают   отечественные   правоведы,   необходимым   условием

стабильности   общества   и   политической   системы   в   целом    является

сосуществование  на  равных  правах  самых  различных  форм   собственности.

Государство  в  этом  смысле  не  должно   подавлять   прочие   составляющие

общественной  системы.

      Основное  отличие  государства   от  других   политических   институтов

общества состоит прежде всего в том, что ему  принадлежит  высшая  власть  в

обществе. Его  властная  сила  универсальна:  она  распространяется  на  все

население и  общественные партии данной страны; она  держится на  прерогативах

- полномочиях  отмены всякой другой власти, а также на наличии таких   средств

воздействия, которыми никакие другие общественные  организации,  кроме  нее,

не располагают. К таким средствам  воздействия  относятся  законодательство,

аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

      Политические партии и массовые  общественные  организации  также   могут

иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать  их

нормальное  функционирование. Однако в отличие  от  государственного  аппарата

они не имеют  в свое структуре, например,  таких  органов,  которые  призваны

охранять действующую  в обществе правовую систему  -  органов милиции,  суда,

прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих  в  интересах  всех  членов

общества.

      Среди различных элементов политической  системы государство  выделяется

еще и тем,  что  располагает  разветвленной  системой  юридических  средств,

которые  дают  ему  возможность  управлять  многими  отраслями  экономики  и

оказывать   воздействие   на    все    общественные    отношения.    Обладая

соответствующими  полномочиями, различные государственные  органы  не  только

издают в  рамках  своей  компетенции  нормативно-правовые  и  индивидуальные

акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному  -  путем

воспитания, поощрения  и убеждения, осуществлением  постоянного  контроля  за

точным осуществлением этих актов,  применением  в  необходимых  случаях  мер

государственного  принуждения.

      Следует отметить, что в некоторых   странах   общественные  организации

могут  иметь  в  своем  распоряжении  неприсущие   им   юридические   рычаги

воздействия.  Однако  они,  в отличие юридических   средств   воздействия,

находящихся в  руках различных государственных  органов,  носят  ограниченный

характер.  Возникают  они у общественных организаций  не в силу самой  природы

данных объединений, а в результате того, что само  государство  наделило  их

правом издания  юридических актов.

      Наконец, государство обладает  суверенитетом. Суверенность политической

власти  выступает  как  один  из  признаков  государства.   Его   содержание

заключается в  верховенстве этой власти по  отношению  ко  всем  гражданам  и

образуемым  ими негосударственным организациям внутри страны и в  независимом

поведении страны (государства) на внешней арене.

      Итак, государство и общественные  объединения  –  это  самостоятельные

части политической системы. Они  обладают  внутренней  самостоятельностью  и

независимостью  в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

      Функционирование  политической  системы  общества  осуществляется   на

основе правовых норм. Все  организационные  структуры  политической  системы

действуют в  рамках и на основе законов, которые  образуют правовой  фундамент

государственной и общественной жизни.

      Конечно,  названные  особенности   не   исчерпывают   всей   специфики

государства как  элемента политической системы общества на фоне  всех  других

ее структурных  элементов. Но они дают общее представление  о  государстве,  а

также о факторах, определяющих  место  и  роль  государства  в  политической

системе общества.

 

 

Министерство Образования  и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО 

«Российский Государственный социальный университет в г. Ставрополе»

Кафедра: менеджмента и административного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

По дисциплине: политология

Тема:

Место и роль государства в политической системе  общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка II курса

Экономического факультета

Специальность ГМУ

Подорожко В.В.

Проверил:

Герман Р.Э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2012.


Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества