Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:01, лекция
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Тип межгосударственных отношений
в таких мирах может
В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношение соперничества и отношение сотрудничества.
Изучая процессы международного сотрудничества, политическая наука реально показала возможность прекращения гонки вооружений и установления прочного мира на планете.
Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов, международного терроризма и др. В современных условиях отдельные государства не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы.
В марксисткой
литературе типология международных отношений
проводится в соответствии с общественно-классовыми
критериями, с типом общественно-экономической
формации. Здесь выделяются рабовладельческие,
феодальные, капиталистические и социалистические
международные отношения. После Второй
мировой войны на основе классового подхода
выделяют три основных вида современных
международных отношений:
отношения господства
и подчинения;
отношения сотрудничества
и взаимопомощи;
смешанный тип
отношений переходного характера.
Реальная международная
жизнь и прежде не вписывалась в подобную
типологию, которая игнорировала наличие
серьезных противоречий и даже вооруженных
конфликтов между социалистическими странами,
так же как и существование отношений
подлинного сотрудничества (хотя и не
исключающего противоречий) между капиталистическими
государствами. Изменения же, которые
произошли в Восточной Европе в начале
1990-х годов и которые привели к исчезновению
мировой социалистической системы, заставили
большинство специалистов полностью отказаться
от классового и перейти к обще цивилизационному
критерию в классификации международных
отношений. Виды международных отношений
рассматриваются либо на основе сфер общественной
жизни (и, соответственно, содержания отношений)
- экономические, политические, военно-стратегические,
культурные, идеологические отношения
и т.п., либо на основе взаимодействующих
участников - межгосударственные отношения,
межпартийные отношения, отношения между
различными международными организациями,
транснациональными корпорациями и т.п.
В зависимости
от целей исследования, его объектом могут
выступать и такие типы международных
систем, как стабильные и нестабильные
(или революционные, по определению С.
Хоффмана), конфликтные и кооперативные,
открытые и закрытые и т.п.
В теории международных
отношений выделяют в исторической ретроспективе
следующие типы систем:
- "Вестфальская
система международных отношений",
возникшая в 1648 г. после окончания Тридцатилетняя
война; ей присуща идея "Баланс сил";
- "Венская
система международных отношений" возникла
после окончания Наполеоновских войн
в 1814 г., ей присуща идея "Европейский
концерт";
-«Версальско-Вашингтонская
система международных отношений» явилась
результатом Первой мировой войны;
-"Ялтинско-Потсдамская
система международных отношений" сложилась
после Второй мировой войны и легла в основу
биполярного мира по линии противостояния
Восток (блок социалистических государств)
- Запад (капиталистический мир).
Ялтинско-Потсдамская
система завершилась в 1991 г. с распадом
СССР и прекращением биполярного противостояния.
1. на основе классового критерия
2. на основе общецивилизационного критерия
3. по сферам общественной жизни
4. на основе взаимодействующих участников
5. по степени развития и
6. на основе геополитического критерия
7. по степени напряжённости
3.Международные
политические институты, их
Международная политика - это вся совокупность действий политических субъектов в отношениях между государствами и на международной арене в целом.
Международная политика имеет
двойственный характер: защищая и
реализуя собственные интересы, любой
субъект международных
Характерные черты мирового политического процесса:
• наличие центра,
в качестве которого выступает
Организация Объединенных
• выдвижение на
первый план глобальных
• нарастание тенденций
к сотрудничеству, взаимодействию
и растущее разнообразие
• противоречивое
взаимодействие постоянно
• сложная совокупность базовых (центральных) и периферийных, транснациональных, региональных, национальных и локальных, цивилизационных и этнополитических политических процессов: противоречивое действие тенденций к “многополюсному” и “однополюсному” (США) миру; коллизионное взаимодействие между основными международными центрами силы (США, Западная Европа, Россия, Китай, Япония, “новые индустриальные страны” и др.); противоречия между цивилизациями (Западной, Восточной, Исламской, Россией и др.);
• многообразие социально-
• противоречивые
тенденции: преемственность и
новизна, направленность и
• относительная
Международная (мировая) политика
представляет собой целенаправленную
политическую деятельность субъектов
международного права (государств, межправительственных
и неправительственных
Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества.
Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.
Основные теории международной политики.
Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция
революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф.
Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу
мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней,
рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в
соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических
формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.
Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социализму,
марксисты-ленинцы выдвинули
положение о мировом
антиимпериалистической борьбе.
Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма является
мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной принцип
дележа, кроме силы.
Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была
разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г.
Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного
направления является Г. Моргентау.
Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть
полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать
друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда непрочное
урегулирование конфликтов».
Международная политика понимается «реалистами»
как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за
превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм»
мировых процессов.
Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной
политики: что движет деятельностью государств на международной арене, во имя
чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если
в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, то в
международной политике — преимущественно национальные интересы. Поэтому в их
работах получила основательную разработку концепция национальных интересов.
Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности
его лидеров коренных потребностей национального государства.
К постоянным интересам относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),
«экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание
экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),
«интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие
подчиненную роль или возникающие одновременно.
Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы
следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При
некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не
совпадать.
Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение,
соответствующее ее силе. «Международная политика, как и всякая другая, —
подчеркивает Г. Моргентау, — есть борьба за силу. Каковы бы ни были
абсолютные цели международной политики, сила всегда является
непосредственной целью».
«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма,
заявили о намерении связать процессы и достижения Научно Техническая Революция с моделями
международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным
влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения
сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких
моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.
Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого
направления сложились школы
структурно-функционального и
внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику
государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы,
определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты
рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри.
Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям,
транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений,
влияющим на формирование мировой политики.
Главный недостаток модели международных отношений — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.
Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической науки
о международных отношениях и внешней политике.
К числу наиболее общих
функций политических институтов относятся:
• консолидация общества, социальных
групп в целях реализации их коренных
интересов посредством политической власти;
• выработка политических программ, выражающих
устремления этих социальных общностей,
и организация их осуществления;
• упорядочение и регулирование действий
общностей в соответствии с политическими
программами;
• интеграция других социальных слоев
и групп в поле общественных отношений,
выражающих интересы и соответствующие
устремления общности, создавшей институт;
• защита и развитие системы общественных
отношений, ценностей, соответствующих
интересам представляемых общностей;
• обеспечение оптимального развития
и направленности политического процесса
на реализацию приоритетов и преимуществ
соответствующих социальных сил. Политические
институты обычно возникают на базе тех
или иных не институционализированных
общностей или групп и отличаются от предшествующих
структур созданием постоянного и оплачиваемого
аппарата управления.
Информация о работе Мировая политика и международные отношения