Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:31, реферат

Краткое описание

Вопрос определение места и роли молодежи в политическом процессе в любой стране является принципиальным. Молодежь - это важнейший социальный и электоральный ресурс общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах. Позиция молодежи в политическом процессе актуальна и для современной России. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом причин.
Во-первых, избирательное право в России имеют только около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. Это около четверти от общего числа избирателей.
Во-вторых, молодежь - наиболее динамичная и энергичная социальная группа, которая будет определять развитие общества и государства через несколько лет.

Содержание

Введение
1. Политическое участие молодежи.
1.1 Цель и приоритеты государственной молодежной политики.
1.2. Формы и виды участия молодых людей в политическом процессе.
2. Политическая культура молодежи и ее электоральное поведение.
2.1. Факторы отчуждённости молодежи от политики.
3. Принципы реализации государственной молодежной политики
3.1. Молодежные политические организации.

Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

всякая херня.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

1.    Политическое  участие молодежи.

1.1  Цель и приоритеты  государственной молодежной политики.

1.2. Формы и виды участия  молодых людей в политическом  процессе.

2.    Политическая  культура молодежи и ее электоральное  поведение.

2.1. Факторы отчуждённости  молодежи от политики.

3.     Принципы  реализации государственной молодежной  политики

3.1.  Молодежные политические  организации.

 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос определение места и роли молодежи в политическом процессе в любой стране является принципиальным. Молодежь - это важнейший социальный и электоральный ресурс общества, который  может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах. Позиция молодежи в политическом процессе актуальна и для современной России. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом причин.

Во-первых, избирательное право в России имеют  только около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. Это около четверти от общего числа избирателей.

Во-вторых,  молодежь -  наиболее динамичная и энергичная социальная группа, которая будет определять развитие общества и государства через несколько лет.

В-третьих,  молодежь предопределяет структуру занятости населения и его трудовую активность на ближайшие десятилетия. Поэтому от сегодняшнего положения молодежи зависит экономическое развитие государства и его мощь. В силу этих причин обращение политических сил России к молодежи, изучение и решение ее проблем, привлечение молодых людей к участию в политическом процессе становится необходимостью  и приобретает особую актуальность. В  настоящее время в России сложилась ситуация, когда у граждан, принимающих активное участие в политическом процессе, уже оформились предпочтения в выборе конкретной идеологии и партии. В то же время число тех, кто не проявляет политической активности или не сделал еще своего выбора, значительно больше.

Именно это часть электората и является тем самым ресурсом, за которым сегодня разворачивается борьба. Значительную часть этой социальной группы представляет молодежь.  В последнее время молодые люди  все чаще проявляют политическую активность под влиянием внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов, определяющих повышение политической активности молодежи, следует особо отметить " оранжевые " революции в странах СНГ. Главным внутренним факторами повышения политической активности молодежи стали тяжелое финансовое положение молодых россиян, отсутствие перспектив на будущее и непопулярные социальные реформы, проводимые правительством РФ. Основной задачей сейчас является привлечение молодежи в политический процесс страны.

Выбор этой темы связан с ее актуальностью. Как известно, от состояния политического сознания различных социальных групп, господствующих в нем идей и настроений, зависит многое в политической, социальной, культурной жизни общества. Особенно важно учитывать состояние политического сознания молодежи -  наиболее активной части общества, которой принадлежит будущее. " Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен, наряду с новыми государствами, общественными движениям, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п. в качестве реальной значимой силы перемен определяет- молодежь. В  документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи, она становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Предполагается, что к концу столетия лица в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет- около 50%. В любом случае с молодежью придется считаться как с силой, которая будет определять политические, экономические и социальные структуры общества, и которая уже выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного общества. Однако роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть".

Формирование политического сознания молодежи является важной функцией социальных институтов.

Проблема: неоднозначное отношение молодежи к политическим организациям.

Предмет исследования: причины вовлечения молодежи в политические организации, основные тенденции его развития.

Объект исследования: студенческая молодежь.

Цель работы : Попытаться спрогнозировать процесс вовлечения молодежи в политическую жизнь страны.

Задачи работы :

1.  Дать определение  понятию " молодежь".

2.  Определить положение  и перспективы данной социальной  группы.

3. Определить формы и  виды участия молодых людей  в политическом процессе. 

Метод исследования: анализ  литературных источников по проблеме исследования.

 

 

1.Политическое участие молодежи

 

1.1. Цель и приоритеты  государственной молодежной политики.

Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения  возникающих проблем. Только  такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни  подавляющей части молодого поколения и развития страны в целом.

В то же время мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что  для любого общества характерно разделение населения по уровню доходов и потребностей. В результате, в обществе объективно формируются определения группы:

1) Граждан, отличающихся  повышенными требованиями к стандарту  жизни и обеспечения, проявлению  своих гражданских  и лидерских  качеств, живущих в целом состоятельнее  своих сограждан. Их доля в  обществе не превышает 10-15%.

2) Граждан, готовых к трудовой  деятельности, необходимой для обеспечения  стандартного уровня потребления  товаров и услуг. Доля таковых - 65-75 % от населения. Как показывают  российские исследования, именно для этой группы населения характерна заниженная оценка уровня своей жизни и возможностей роста.

3) Граждан, стабильно пребывающих  в трудной жизненной ситуации  и живущих беднее своих сограждан. Доля таких людей составляет  в среднем 15 - 20 % от общей численности  населения.

Каждая из этих групп состоит из разных категорий жителей, с определенным уровнем запросов и потребностей. Социальная политика эффективна только в том случае, если она действует в отношении каждой из названных групп в точном соответствии с их проблемами и потребностями, но реализует заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину.

В результате такой политики формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и граждан, которые позволяют сократить издержки, и в первую очередь, за счет привлечения граждан к решению собственных проблем.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовывать три приоритета:

1.Информирование молодежи  о потенциальных возможностях  развития в России и ее вовлечение  в социальную практику;

2. Развитие инновационной  активности молодежи;

3. Интеграция молодых  людей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации, в жизнь общества. Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, правильно направить их в соответствии с указанными приоритетами и обеспечить:

- Системное, полноценное  информирование всех молодых  людей о возможностях их развития  в России и мировом сообществе.

- Выявление, продвижение, поддержку  активности молодежи в социально-экономической, общественно-политической и творческой  сферах.

- Вовлечение в полноценную  жизнь молодых людей, которые  испытывают проблемы в процессе  интеграции в социум. к ним, прежде  всего, относятся инвалиды, выпускники  сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждениях закрытого типа , жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ- инфицированные и наркозависимые молодые люди. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвратит объединение молодых людей по признаку "неуспешности", сократит базу для развития различных фобий в общественной сознании.

Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Эти приоритеты не охватывают всего объема проблем стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они способствуют выявления направлений и сферы первоочередного инвестирования государственных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в ХХI веке.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формы и виды участия  молодых людей в политическом  процессе.

Без широкого политического  участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти.

В 2000-2004 годах в стране возникли возможности интенсивного развития, реализациях которых, как отмечал президент В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию в 2004 году, тесно связана с  "повышением социальной нагрузки на молодое поколение работающих". Без широкого политического участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. В период становления гражданского общества необходимо управление процессом политической активности молодежи. В условиях трансформации экономической и политической систем, кризиса ценностных ориентаций и отсутствия государственной идеологии требуется создание новой системы политической социализации и формирование новой политической культуры населения. Политическая социализация обеспечивает сохранение и передачу политического опыта новым поколениям, преемственность политических институтов, норм, ценностей, стабильность политической системы. Для России сегодня принципиально важно поднять уровень политической культуры молодых людей, расширить область понимания ими своего места и роли в политическом процессе. В этом плане большой интерес представляет исследование форм политического участия молодежи в условиях модернизации общества.

Российская молодежь объективно призвана стать сознательным участником социальных и политических преобразований, а не только объектом воспитания и образования.

Государственные , общественные институты воспитания и образования должны вести работу по политическому совершенствованию личности, расширять ее знания и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей.

В высших учебных заведениях политическое воспитание осуществляется через изучение социально-гуманитарных наук, в первую очередь политологии и социологии. Молодое поколение граждан должно непосредственно участвовать в формировании и реализации политики, социальных программ, касающихся молодежи и общества в целом, стремиться к овладению знаниям и навыкам для принятия социально значимых решений. Важнейшей функцией молодого поколения является ответственность за будущее страны, преемственность истории и культуры, воспроизводство новых поколений. И от создания этой меры ответственности молодежью зависит направление развития всего общества. Положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди которой наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодежи: лишь небольшая ее часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдаются понижение социального статуса, рост безработицы, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, растет преступность. Усиление политической активности молодежи способно, если и не снять эти проблемы, то расширить возможности их решения.

На электоральную активность молодежи (механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс, - повышение социальной активности молодых людей, за счет использования современных технологий.) серьезно влияет и идущий процесс социального расслоения населения. Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья и получения других, социально-значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно-обуславливающими проблемами. Государство, если оно действительно социальное государство и таковым является фактически, а не формально - по конституции, должно всячески способствовать и помогать молодым людям решать эти проблемы. Именно трудности в их решении,  в современной России, становятся важнейшими индикаторами негативного отношения к политике и участия в электоральном процессе молодежи.

Сегодня именно молодым людям объективно суждено через десять-пятнадцать лет определять судьбы социально-экономического, политического и духовного развития новой демократичной России. Поэтому, нам представляется, что роль " кузницы" молодежных политических кадров могут выполнять общественно-молодежные организации при непосредственном участии представителей законодательных, исполнительных органов и различных партий. [3]

Информация о работе Молодежная политика