Мораль и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы дать комплексную углубленную характеристику политики и морали и рассмотреть с точки зрения взаимосвязи между политикой и моралью.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Определить:
понятие морали, её сущность, структуру, функции;
понятие политики, сущностную характеристику,
соотношение морали и политики;
и влияние политики и морали на историю.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие морали
Понятие политики
Соотношение морали и политики
Взаимное влияние политики и морали в истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
4
8
12
17
24
26

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской публичной и закрытой, проводимой от имени того или иного класса или социально-политического блока и т.д.

По сути, политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть, в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры. Политика дифференцируется по видам: внутренняя – курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя – курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международном проводится международными государственными и негосударственными объединениями. Направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аграрная, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др.

В основе политики лежат  либо сотрудничество, кооперация и  взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между  ними, а также организациями, выражающими их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать, как своеобразную науку об изучении и разрешении конфликтов. Известный российский философ политики И.А. Ильин в этой связи отмечал: «Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан»7.

Политика является наукой и искусством. Наукой она считается  с тех пор, как человечеству стали  известны законы общественного развития, зная которые можно целенаправленно  влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.8

Политика проявляется  через людей. Она адекватно отражает их качества, ценности. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений. Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, то есть участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык, способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества. «Правь так, – советовал властителям известный хорватско-русский политический деятель  и ученый XVII в. Ю. Крижанич в своем фундаментальном произведении «Политика», чтобы не захотели перемен. Для этого надо обеспечить благочестие, справедливость, покой, изобилие, веру, суд, мир и дешевизну»9.

Политика – в высоком  смысле этого слова – не карьера, не тщеславие и властолюбие, а  истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом. Русский  просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал, что «политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа»10.

Если же политика служит низким помыслам и целям, основывается на лжи, коварстве и преступлениях, то она, естественно, превращается в «грязное дело». Помешать такой политике может только честная политика, основывающаяся на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности.

Соотношение политики и  морали

Мораль как одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей, в  отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами,  её нормы опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Мораль находит выражение  в поступках человека по отношению  к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее нежелательно отделять от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла как роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, так и морали – в воспитании общества. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием истинной политики.

И мораль, и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нем существенно различаются.

В отличие от других организационно-контрольных  сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но, прежде всего – в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики. «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, – говорил Конфуций, – то и все остальное будет ясно».

Общее между политикой  и моралью заключается в том, что и политика, и мораль относятся  к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего они подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Различия между политикой  и моралью:

  1. Политика представляет собой деятельность, направленную на урегулирование групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.
  2. Источником политики являются экономические и другие насущные интересы и потребности людей. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.
  3. Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Политические деятели обычно не руководствуются любовью или ненавистью, их направляют интересы, а не чувства.
  4. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект – отдельный человек делающий свой нравственный выбор. Политика же обычно носит групповой, коллективный характер.
  5. Важнейшей отличительной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на «санкции» совести. «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, – учил Аристотель, – гот больше идет назад, чем вперед».

Можно выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой:

  1. полное подчинение моралью и религией политики (например, в средневековье);
  2. серьезный разрыв между политикой и моралью (так, в условиях диктатуры морально лишь то, что служит диктатору);
  3. сохранение аутентичности или разумного взаимодействия политики и морали (в демократическом, правовом обществе).

Выделяются следующие  подходы к взаимоотношению политики и морали: морализаторский, ценностно-нейтральный  и компромиссный.

Морализаторский подход предполагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства.

Ценностно-нейтральный  подход основывается на игнорировании  политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В «Артхашастре», работе Н. Макиавелли «Государь» и других трактатах описаны  способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства».

Компромиссный подход преобладает  среди большинства ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания  необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику  последней. Вот почему «хорошая политика» не отличается от «хорошей морали».

В современном мире центральными направлениями институциализации  нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение  демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

Подлинное искусство  политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно  быть добродетельным.

Как говорилось выше, политика может быть моральной и аморальной, но она не может быть безморальной, поскольку всегда выражает конкретные интересы людей, имеет определенные, оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, осуществляется с различным уровнем профессионализма. В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой особо значимой моральности и особенно опасной социальной безнравственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она, подобно вышедшей из-под контроля людей науке и технике, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

В современных условиях возрастает роль нравственных критериев и координат политики, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков. Можно сказать, что мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна и грязна.

Интересно рассуждение  А. Шопенгауэра о роли морали в  обществе и причинах отказа человека делать зло, осуществлять злонамеренные  действия. Он говорил, что «человек, не делает зла, которое, он способен сделать» и мотивируется лишь следующим: страхом наказания или мести, страхом загробного возмездия, состраданием, честолюбием, т.е. страхом позора и честностью, т.е. объективной преданностью и верностью, вместе с решимостью свято соблюдать эти священные основы человеческого общежития. Это чувство имеет огромное значение. Оно побуждает честного человека отворачиваться с презрением от бесчестного, но корыстного дела, с возгласом: «Я честный человек!»11.

Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижения. Политика – это не только и не столько личная власть, а осуществление поставленных лидером политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны, подлинное величие государства. Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории.

В конечном счете, нравственное решение общественного деятеля  и политика, помноженное на знания, опыт и интуицию, является самым  верным.

Взаимное влияние политики и морали в истории.

На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает  характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда.

В традиционном обществе политика и мораль, это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает переход в эпоху техногенных цивилизаций. И в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас. В традиционном обществе нет отдельных групп, все слиты коллективно. Осознание человека личностью, членом группы, противопоставления морали одного морали другого еще не происходит. Различие личного и общественного отсутствует, и все, что было вне традиционного общества, было вне закона.

Информация о работе Мораль и политика