Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:33, реферат
Актуальным для исследования этих двух категорий является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Эта работа даёт обзор лишь тех концепций, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей. Мне кажется, что каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических
Введение
В данной работе речь пойдёт
о соотношении таких двух понятий
как мораль и политика. Актуальным
для исследования этих двух категорий
является то, что они относятся
к наиболее ранним регуляторам общественной
жизни. Эта работа даёт обзор лишь
тех концепций, которые имели
наиболее широкий резонанс, наибольшее
количество последователей. Мне кажется,
что каждый человек имеет своё
неповторимое мировоззрение, свой собственный
взгляд на любой из вопросов, в том
числе и политических. Этот взгляд
имеет основания и обусловлен
неповторимым личным опытом, воздействием
социальной среды и воспитания, системы
верований, уровнем нравственного
и просто умственного развития, психофизиологическими
особенностями индивида, особенностями
социального положения и
«Диалог» между политикой
и моралью ведется с давних
исторических времён. В нём принимали
участие и великие мыслители
прошлого, и малоизвестные современникам
философы, представители литературы
и искусства, политики и религиозные
деятели. «Спор» между этими самыми
активными формами
Если суммировать исторические и современные взгляды на отношение морали и политики, то их можно выразить в следующих основных концепциях:
1. Концепция «параллельных
миров». Образно говоря, мораль и
политика находятся в
Признание несовместимости
морали и политики находит выражение
в двух противоположных
2. Концепция «кентавра»
- отождествление и слияние двух
разнородных субстанций –
История этой концепции
имеет древние корни. Ещё Платон
считал источником морали, идеалом
нравственности и высшей её инстанцией
на Земле – государство, только оно
устанавливает справедливость между
людьми, даёт им представление о
добре и зле. Примечательно, что
придание древнегреческим философом
государству статуса морального
Абсолюта, высшей нравственной силы и
непререкаемого духовного авторитета
послужили причиной создания, по существу,
первой в истории модели тоталитарного
государства, в котором всё, в
том числе и личная жизнь граждан,
подчинены государству, ради него Платон
считает необходимым упразднить
институты собственности и
Поскольку между политикой и моралью ставится знак равенства, то политика становится морализирующей, а мораль – служанкой политики.
3. Концепция «взаимодействия
двух миров» - морали и политики.
Взаимодействие морали и
А. Взаимообусловленность морального и политического сознания определяется тем, что они относятся к одному и тому же феномену – духовной жизни общества, в которой нет локально замкнутого пространства, свободного от проникновения понятий и идей, рождающихся в данном социуме. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, и в политику, и в искусство, и в другие формы общественного сознания. Все более или менее важные события получают отражение в морали. Вектор их социальной направлености определяется через систему нравственных понятий добра и зла, справедливости или несправедливости, ответственности или безответственности, гуманного или бесчеловечности. Политические решения переводятся в другую систему координат, где определяется их человеческая цена.
В свою очередь политика
создаёт в обществе определённый
морально-психологический
Б. Взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи политики и морали происходят два основных процесса. Первый – проникновение политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные убеждения. В принципе социальное явление, в том числе и политическое, способно стать нравственным феноменом, но при одном условии, если оно морально ассимилируется, становится предметом свободного выбора, внутренней мотивации и убеждённости, делом совести, чести и долга человека. Ярким примером взаимопроникновения морали и политики является чувство патриотизма, где идея государства, его величия и безопасности выражается в глубоком социально-нравственном чувстве.
Другой процесс
2. Взаимодействие морального и политического сознания
Политическое сознание
представляет собой своеобразный, динамичный
сплав чувств и представлений, в
котором по-своему выражается круг
интересов, связанных с деятельностью
государства и других политических
институтов. Политическое сознание выражает
и защищает насущные, жизненно важные
интересы как отдельных социальных
групп, так и общества в целом.
Эти интересы — прежде всего, национальные,
т.е. интересы той или иной страны,
культурные и т. д. Нередко политическое
сознание изображается сознанием преимущественно
классовым, даже партийным. Можно согласиться
с тем, что устремления отдельных
социальных групп в нем выражены
достаточно ясно. Но различные классы,
группы не могут сосуществовать, не
учитывая, хотя бы в минимальной
мере, чаяния других слоев населения.
В противном случае наступает
непрерывная гражданская война.
Кроме того, у любого государства
есть общие для всего населения
интересы: охрана границ, отстаивание
своих специфических
Исторически менялся и характер взаимодействия морального и политического сознания. Пожалуй, вплоть до эпохи Просвещения наблюдался значительный разрыв между политикой и моралью. "Цель оправдывает средства", — этот девиз, откровенно сформулированный Н. Макиавелли, применялся задолго до ХVI века. Под практическую целесообразность, под интересы политики подгонялись не только нормы повседневной нравственности, но и решения церковных соборов. Однако рост морального самосознания, духовной культуры, потрясения, вызванные опустошительными войнами (особенно в ХХ веке) привели к возрастанию роли морального фактора, моральных ценностей в политическом сознании, в его повседневном функционировании. Во всяком случае, ныне политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Ныне к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации.
В чем же различие между
моральным и политическим сознанием?
Как отмечалось выше, политическое
сознание обслуживает, прежде всего, горизонтальные
устремления людей, а моральное
— не только горизонтальные, но и
вертикальные. Именно с позиций высших
нравственных ценностей (а не только
с позиции сиюминутной выгоды)
должны оцениваться действия различных
политических институтов. Именно моральное
сознание задает ориентиры политическому
сознанию. Центральные понятия морального
сознания — это понятия добра
и зла. Отправным же понятием политического
сознания является понятие власти.
Последняя нередко
Словом, различий между
моральным и политическим: сознанием
немало. Но есть и точки соприкосновения,
есть пространство для взаимодействия.
Государство не есть какая-то абстракция.
Оно реализуется в конкретных
органах, в их деятельности. И, прежде
всего сущность такого или иного
государства воплощается в
Действуя в одном и том же обществе, моральное и политическое сознание неизбежно взаимодействуют, каждое по-своему обеспечивая стабильность общества, отвечая на разнообразные духовные потребности человеческой личности.
3. Роль государства в
С одной стороны, как отмечалось, именно моральное сознание задает для политики предельные ориентиры. Но с другой стороны, становление и развитие нравственности происходит в обществе, и государство, так или иначе, оказывает воздействие на этот процесс. Хотя широко распространено мнение, что государственные мужи не очень обременяют себя нравственными переживаниями или, говоря словами Вебера, "гений или демон политики живет во внутреннем напряжении с Богом любви", все же следует признать, что государство, несмотря на субъективные намерения тех или иных политиков, объективно способствовало развитию морали. Неслучайно некоторые мыслители (например, Платон, Гегель и др.) весьма позитивно оценивали роль государства в нравственной жизни общества.
Позитивная роль государства просматривается уже на самых ранних ступенях его развития. Хотя первые политические союзы племен являлись продуктом не столько договора, сколько насилия, все же элемент договора присутствовал в отношениях между победителями и побежденными. А договор всегда содержит в себе нравственный компонент: он включает в себя определенное доверие, взаимоуважение. Государственная организация способствовала возрастанию власти человеческого духа над стихийными силами природы. Именно государство организовывало масштабное строительство, оно прокладывало дороги, каналы. В этих, говоря словами Вл. Соловьева, "египетских работах" вырабатывалась строжайшая дисциплина, трудолюбие, твердость духа, зачатки человеческой солидарности, т.е., можно сказать, первые высокие нравственные качества. Как отмечал Вл. Соловьев, этот тяжкий труд обеспечивался не только грубым насилием, но и верой народных масс в божественность власти, что было, конечно же, историческим приобретением культуры, победой духовного начала над плотским. Обожествление фараона, царя приводило к тому, что труд в определенной мере превращался в религиозно-нравственную обязанность, наполнялся особым духовным смыслом, что в известной мере выводило человека из состояния простой рабочей скотины.
Государство, наводя определенный порядок в обществе, развивая материальное производство, экономику, создавало тем самым внешние, но обязательные условия для совершенствования нравственной жизни. Хаос в обществе приводит к подавлению нравственного начала. С появлением государства возникает и право, которое нередко обоснованно называют "минимумом нравственности". Именно государство искоренило, в конечном счете, такие свирепые обычаи родового строя, как кровная месть, человеческие жертвоприношения, упорядочило отношения между полами.