а) борьба с международным терроризмом,
укрепление основ внутренней безопасности
и национальной безопасности США в широком
смысле этого слова;
б) обеспечение устойчивых темпов экономического
роста страны как в краткосрочном, так
и долгосрочном плане на основе ускоренного
научно-технического прогресса;
в) повышение качества жизни американцев,
главным образом, путем совершенствования
системы здравоохранения и медицинского
обслуживания;
г) всемерное развитие энергетики и энергетического
сектора;
д) сохранение качества окружающей среды.
Главным фактором достижения этих целей
является повышение расходов на проведение
НИР [2, с. 78].
США - одна из первых стран, в которой
информационные технологии стали стратегическим
ресурсом, широко развитым и используемым
в экономике, политике, военной сфере и
многих других областях.
Активная роль государства в инновационной
сфере обусловлена критически высоким
значением новых технологий для поддержания
национальной безопасности и конкурентоспособности
страны на мировой арене.
Рост финансирования НИОКР в интересах
повышения конкурентоспособности национальной
экономики является одним из главных приоритетов
научно-технической политики США. В официальных
документах значится, что исследования
и разработки помогут решить проблемы,
стоящие перед США в таких критически
важных для сохранения национальной экономической
конкурентоспособности областях, как
здравоохранение, оборона, энергетика,
сохранение окружающей среды и т. д. .
Важную роль в формировании научно-технического
потенциала страны играют исследователи.
В США высоко ценится человеческий потенциал
в экономике знаний. Понимая важность
для науки высококвалифицированных кадров
ученых, правительство США проводит целенаправленную
политику привлечения «свежих умов» в
свою страну, одновременно совершенствуя
систему подготовки профессиональных
исследователей .
Иммигранты оказывают заметное позитивное
влияние на экономику США. Весьма наглядно
это проявляется в научно-технической
сфере, в образовании и здравоохранении,
куда США особенно охотно привлекают специалистов
из-за рубежа. В ряде областей науки (компьютерные,
инженерные науки, математика, биология),
в медицине и в некоторых наукоемких отраслях
экономики от 1/3 специалистов высшей квалификации
составляют выходцы из других стран. Например,
с 1990-х годов по 2005 год в среднем каждый
третий лауреат Нобелевской премии в США
в области медицины и психологии был выходцем
из-за рубежа .
Данные официальной переписи населения
США 2000 года, в частности, показывают, что
не менее 22,4 % американских граждан с учеными
степенями имеют иностранное происхождение.
К этой категории относились 16,5 % ученых
и инженеров со степенью бакалавра, 29 %
- со степенью магистра и 37,6 % - доктора
наук. Показательно, что хотя в 1990-е годы
относительная доля иностранцев составила
42,5 % от общей численности американских
специалистов, за это же десятилетие численность
иммигрантов-докторов наук достигла 62,4
% .
Главным в научной политике администрации
Дж. Буша является упор на междисциплинарный
характер современных научных изысканий;
с этой точки зрения главным объектом
внимания федеральных министерств и ведомств,
осуществляющих научно-техническую политику,
является забота о развитии инфраструктурного
обеспечения НИР и расширенном воспроизводстве
высококвалифицированных научных кадров,
получающих финансирование как по линии
федерального правительства, так и из
других источников. Одна из главных проблем
национальной научно-технической политики
видится, прежде всего, в обеспечении координации
деятельности и научных программ федеральных
министерств и ведомств, а также международных
программ. Как указывается в программном
документе администрации Дж. Буша, «все
более отчетливо проявляющий себя междисциплинарный
характер научных исследований, растущие
объемы необходимых инвестиций в инфраструктуру
научно-исследовательских центров и интернациональный
характер современной науки требуют формирования
новых управленческих структур и глобальных
усилий по стимулированию научного прогресса»
.
Однако наиболее важным составным элементом
в подходе администрации Дж. Буша к дальнейшим
путям развития американской науки является
не поиск новых направлений «революционных
реформ», а совершенствование механизма
повседневного управления научными исследованиями
на основе фундаментальных принципов
развития и совершенствования научно-технического
потенциала, заложенного еще в прошлом
веке.
В начале ХХI века первое место с отрывом
от остальных научных дисциплин занимали
медико-биологические науки, на долю которых
в 2001 году приходилось 58,6 % всех расходов
на академическую науку. При этом на первое
место уверенно занимали медицинские
науки, доля которых составляла 31,1 %, в
то время как доля собственно биологических
наук - 27,5 %. Вторую позицию занимали технические
науки, доля которых составила в начале
века 15,3 %. Третье место занимают физические
науки (физика, химия), доля которых составила
8,6 %, на четвертом месте - науки о Земле
(включая атмосферные и океанические науки)
- 5,6 %. Социальные науки (экономика, политология,
психология) находились на пятом месте
- 4,4 %. Доля компьютерных наук составила
2,9 %, а доля физиологии (как отдельной научной
дисциплины) - 1,8 %. На последнем месте находились
математические науки - 1,1 % [2, с. 71].
В 1998 - 2002 годах дополнительные ресурсы
шли на программы в области биологии и
здравоохранения, однако после событий
11 сентября 2001 года внимание переключается
на программы внутренней безопасности,
с 2006 - 2008 годов активно растет финансирование
программ исследований космоса, с 2007 года
- программ повышения конкурентоспособности
экономики. Также идет увеличение Национального
научного фонда за счет программ по физике,
математике и информатике. Появление новых
научных программ в стратегии администрации
означает постепенное свертывание расходов
на старые программы [3].
В проекте бюджета США на 2009 финансовый
год, представленном президентом Дж. Бушем
конгрессу в феврале 2008 года, администрация
планировала сохранить приоритетное финансирование
оборонных исследовательских программ.
Безусловное лидерство в расходах, как
и в предыдущие годы, у Министерства обороны,
далее следует здравоохранение (его научно-исследовательский
бюджет втрое меньше) и исследование космоса
(примерно 10 % от финансирования НИОКР
Министерства обороны) .
В целом США удерживают позицию лидерства
в сфере науки и технологий и обладают
конкурентными преимуществами перед другими
странами. Развитие направлений фундаментальной
и прикладной науки зависит целиком от
финансовой поддержки государства. Государственная
стратегия приоритетов финансирования
в области науки, техники, технологий определяет
место страны в мировом масштабе в данных
областях. Подобная политика государства
имеет огромное значение, определяя научно-технологическое
будущее своей страны и многих других
государств. Достижения в науке и технологиях
США могут быть востребованы во всем мире.
Ведущими центрами развития науки и технологий
в США являются университеты.
Первые 10 университетов, открывающие
рейтинги лучших вузов мира, являются
американскими, и они по праву занимают
эти места, будучи ведущими исследовательскими
центрами мира. Это Гарвардский университет,
Массачусетский технический институт,
Стэндфордский, Принстонский, Йельский,
Пенсильванский, Калифорнийский университеты
и другие.
Ведущим преимуществом американских
университетов является интеграция науки
и образования. Система высшего образования
в США - основной сектор проведения фундаментальных
исследований в стране. 235 исследовательских
университетов США и несколько крупных
исследовательских университетов Канады
фактически составляют основу научного
потенциала этих стран, позволяют занимать
ведущие позиции в мировой науке. Важным
конкурентным преимуществом лучших американских
университетов является сложившаяся организация
учебного процесса, позволяющая сочетать
в одном учебном заведении научно-исследовательские
лаборатории и учебный процесс.
Важным элементом функционирования высшей
школы является финансовый аспект. Финансирование
образования в США - одна из главных прерогатив
государства. Образование - это общественное
благо, и инвестиции в человека являются
в развитых странах главной ответственностью
государства.
Наряду с университетами важную роль
в развитии науки и технологий играют
научно-исследовательские центры.
На протяжении века научно-исследовательские
центры влияют на характер деятельности
США на международной арене. Эти учреждения
представляют собой независимые институты,
созданные для проведения исследований
и приобретения знаний, применимых в разных
областях. Необходимо также отметить преимущество
данных центров над университетами в разработке
тех или иных стратегий по национальной
безопасности. Так, в университетах научно-исследовательская
работа зачастую определяется предоставлением
теоретических и методических рекомендаций,
лишь отдаленно связанных с реальными
политическими проблемами. В правительстве
же должностные лица, погруженные в частные
вопросы политики, оказываются не в состоянии
разработать оптимальную методику для
решения проблем. Поэтому основная функция
«мозговых центров» - помочь восполнить
этот пробел, объективно существующий
между идеями и их реализацией .
Таким образом, стремительное развитие
науки и высоких технологий определяет
лидирующее место США в мире. Масштабные
проекты финансирования научно-технологических
достижений в США настораживают научные
круги других развитых стран. По мнению
некоторых ученых, развитие современной
науки уже перешло критическую черту в
обеспечении безопасности мирового сообщества.
Ведущим странам мира необходимо выступать
с широкими международными инициативами
по формированию правового механизма,
надежно препятствующего созданию таких
видов оружия и технологий, которые могут
обернуться для народов планеты уничтожением.
Таким образом, можно сделать вывод, что
основные достижения в науке и технологиях,
разрабатываемые как в университетах,
так и в исследовательских центрах США,
находятся на высоком уровне.
Изучение космоса, разработка нанотехнологий,
биотоплива, развитие биологии и других
направлений в науке является важным для
государства, определяет лидирующее место
США в мире в данной области, делает экономику
страны сильной и конкурентоспособной.
4) Вывод.
Подводя наиболее общие итоги
можно сделать следующие теоретические
выводы:
1. Научно-технический прогресс,
как постоянно действующий фактор стратегического
масштаба, стал занимать все большее место
не только в экономических, но и в политических
расчетах современных государств. Воздействие
на внешний мир примером своих социально-экономических
достижений, необходимость ускорения
научно-технического развития поставило
на повестку дня вопрос об эффективности
своей экономики, о постоянном собственном
обновлении техники, технологии и оборудования.
В это же время государственная научно-техническая
политика не предполагает некую автаркию,
полное обновление в научно-технической
сфере. Наоборот, одним из генеральных
ее направлений является всестороннее,
взаимовыгодное, международное разделение
труда в области развития науки и техники
и на этой основе поиск реальных путей
повышения эффективности производства.
2. Уровень, темпы и характер
научно-технического прогресса зависят
от путей, формы и способов разрешения
противоречий, которые возникают в научно-технической
сфере. Своевременное выявление и преодоление
назревающих противоречий рассматриваются
научно-технической политикой как объективная
диалектика прогресса науки и техники
и важнейший источник ускорения социально-экономического
развития общества. Трудность в преодолении
противоречий заключается в том, что, к
сожалению, действующий сегодня хозяйственный
механизм не всегда еще обеспечивает в
ходе борьбы противоположных тенденций
реализацию примата народнохозяйственного
подхода, иногда еще узко ведомственный,
а иногда и частный интерес получает преимущество.
3. Значительное расширение
спектра задач по внедрению новейших достижений
науки и техники в связи с интенсификацией
общественного производства определило
возрастание роли научно-технической
политики по практической реализации
накопленного научно-технического потенциала
и выявлении приоритетных направлений
его дальнейшего увеличения. Эта роль
наиболее полно отражается в функциях
научно-технической политики. Именно в
функциях проявляются фактически все,
или, по крайней мере, атрибутивные связи
научно-технической политики, ее направленность,
основные цели.
Одной из ведущих функций научно-технической
политики является планирование научно-технического
прогресса, которое охватывает проведение
научных исследований и технических разработок,
освоение в производстве новых видов техники
и технологии, ввод в действие головных
образцов технологического оборудования,
финансирование научно-исследовательских
работ, подготовку научных кадров и конечные
технико-экономические результаты использования
достижений науки и техники.
1. Актуальные проблемы
современной научно-технической
революции. -М.: Политиздат, 1970. 213 с.
2. Васильев, В. С. Американская политика
в области науки / В. С. Васильев // США, Канада:
экономика - политика - культура. - 2005. -
№ 7. - С. 64 – 79
3. Кочетков, Г. Б. Республиканская партия
и наука / Г. Б. Кочетков // США, Канада:
экономика - политика - культура. - 2006. -
№ 12. - С. 38.