Национальная безопасность государства, её основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 23:21, лекция

Краткое описание

1. Сущность и содержание национальной безопасности.
2. Структура системы национальной безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 01 национ безоп.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Тема 1. Национальная безопасность государства,

её основные элементы

 

Вопросы:

  1. Сущность и содержание национальной безопасности.
  2. Структура системы национальной безопасности.

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 48 с.
  2. Федеральный Закон РФ "О безопасности" от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ // СПС Консультант-плюс (Закон РФ «О безопасности», от 09.04.1992 № 2446-I (с изменениями от 25.12.1992, 25.06.2002) // правовая система Гарант. (УСТАРЕЛ))

 

Актуальность темы обусловлена тем, что национальная безопасность гарантирует независимость и развитие государтсва.

Теоретическая значимость лекции заключается в формировании целостного представления о национальной безопасности государства.

Практическая значимость овладение методикой построения системы обеспечения  национальной безопасности.

Предмет лекции - система обеспечения  национальной безопасности.

Цель лекции – овладение курсантами знаниями в области основ теории национальной безопасности и подготовка к профессиональной деятельности согласно общим требованиям, предъявляемым к дипломированным специалистам.

Задачи:

- дать понятие «национальная  безопасность»: его основные  категории  и содержание;

- рассмотреть основные структурные  элементы системы национальной  безопасности;

- охарактеризовать стратегические  цели, задачи обеспечения национальной безопасности

Взаимосвязь с ранее изученными темами проявляется в том, что данная лекция является первой в курсе экономическая безопасность.

Взаимосвязь лекции с последующими темами проявляется в том, что основные положения данной лекции являются основой изучения следующей темы «Сущность, роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности и ее стратегической обеспечение».

 

 

1. Сущность и содержание национальной безопасности

 

С момента своего появления на Земле человеческая цивилизация живёт в окружении постоянных угроз, исходящих извне и существующих внутри его сообщества. Поэтому безопасность имеет важное значение в жизнедеятельности человека и общества.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам.

В толковом словаре В.Даля «безопасность – отсутствие опасности; сохранность, надёжность».

Категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи  с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Безопасность не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого (общества) является самосохранение и развитие. Развитие предполагает увеличение возможностей и ресурсов человека, общества и государства в различных сферах бытия. Оно обеспечивается правовыми, политическими, экономическими и другими средствами, не нарушающих выработанных человечеством механизмов функционирования и воспроизведения жизни.

Важнейшей особенностью социальной формы развития является тесная взаимозависимость между развитием и безопасностью.

Фактически, развитие и безопасность – это две стороны общего процесса жизни общества.

Когда-то люди пришли к государству как к форме своей организации с главной целью – обеспечить свою безопасность. Так, ещё в XIX в. русские специалисты отмечали: «Необходимость в личной  и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»1.

Следовательно, первичным является развитие, безопасность — вторична и призвана обеспечить развитие, защитить его от различного вида угроз.

Однако вторичность безопасности ничуть не умаляет её роли и значения в объективной действительности.

Иными словами без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем национальной безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует и способствует пониманию общества как единого, неразрывного целостного организма.

В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон РФ «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил принципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и защиты интересов личности и общества.

Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защиты информации» 1995 г., а его  определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищённости национальных интересов от внутренний и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».2

Основополагающий документ в этой области, впервые утверждённый Президентом РФ в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности РФ, и её структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г.

В соответствии с положениями существующей законодательной и нормативной правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом:

Национальная безопасность или безопасность нации есть состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства, национальных ценностей, национального образа жизни от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

 

В определении национальной безопасности содержится целый ряд понятий.

Личность — это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт. Индивид — отдельный человек с его специфическими особенностями.

Общество — это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Национальные ценности — это принадлежащая стране материальная, интеллектуальная и духовная собственность как основа её существования и развития.

Национальный образ жизни — это исторически принятые отдельным национальным образованием или всем обществом в данной стране и наиболее распространённые и устойчивые формы социального и индивидуального поведения, нравственный уклон и система оценок, произвольные нарушения которых приводят к негативным последствиям и (или) утрате самобытности.

Национальная безопасность — это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними.

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности.

Система национальной безопасности — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз.

Система обеспечения национальной безопасности — это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

В центре системы национальной безопасности, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Национальные интересы для любой страны — это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью её жизненных потребностей.

В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической других сферах.

Именно интересы являются основой движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.

Как учил Гегель, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть»3. Перефразируя это выражение от обратного, наличие интереса означает жизнь, поэтому при указанном подходе к безопасности, защищая интересы, мы защищаем интересы, мы защищаем жизнь, жизнь человека, общества, государства, нации. Что может быть благороднее, важнее и конкретнее?

Проблема заключается в том, что в нашей стране испокон веков не признавались никакие другие интересы, кроме государственных, особенно это характерно для советской эпохи. Мы не знаем своих интересов, не знаем, чего хотят люди, каковы потребности, интересы отдельных индивидов, слоёв и групп общества по профессии, национальности, вероисповеданию, территориальному размещению населения по стране и т.д. Более того, в России никто не занимается целенаправленным формированием интересов у людей, кроме рекламной деятельности СМИ, тогда как за рубежом такая работа с человеком начинается, чуть ли не с момента его рождения.

Ещё Наполеон говорил: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес»4. К сожалению, начиная с Ивана Грозного и до сих пор, задачи развития и безопасности страны решаются традиционным методом опоры на страх. Чтобы изменить эту печальную тенденцию, надо осознать важность интересов и целенаправленно формировать их в обществе, как это делается в других странах.5

Интересы личности состоят в реализации  конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочнении демократии, в сознании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимного международного сотрудничества.

Основными объектами национальной безопасности являются:

    • Личность — её права и свободы;
    • Общество — материальные и духовные ценности;
    • Государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К объектам относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государства;

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной системы.

К субъектам обеспечения национальной безопасности относятся государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти), граждане, общественные и иные организации и объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объекты и субъекты взаимно определяют друг друга, а различие между ними возникает в процессе правоотношений, связанных с обеспечением национальной безопасности.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются (Статья 2 ФЗ О безопасности, 2010 г.)

1) соблюдение и защита прав  и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность  применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных  мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, других государственных  органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Таким образом, государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и, наконец, состоянием военной мощи.

 

Информация о работе Национальная безопасность государства, её основные элементы