Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:45, контрольная работа
Цели и задачи данной работы:
- рассмотреть межнациональные отношения в современном обществе с методологических позиций теории конфликтов;
- проанализировать истоки и содержание межнациональных конфликтов;
- определить пути разрешения и возможности их устранения;
- обозначить роль политических элит и лидеров как в обострении, так и преодолении конфликта;
- осмыслить состояние институциональных факторов, таких как: государственные органы, партии и общественные движения, в механизмах урегулирования межнациональных конфликтов.
Введение 3
1 Основные понятия 4
2 Право наций на самоопределение 9
3 Причины межнациональных конфликтов 10
4 Пути разрешения межнациональных конфликтов 14
Заключение 17
Список литературы 18
Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.
Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Можно выделить следующие объективные проблемы и противоречия, способствующие при неблагоприятном развитии общественно-политической ситуации и внешнем вмешательстве возникновению межнациональных конфликтов:
1. Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов - непоследовательное и несвоевременное разрешение расхождений интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Вплетение политических интересов в национальные провоцирует высшую стадию обострения конфликта.
2. Отсутствие или недостаточная
эффективность политико-
3. Гипертрофирование
роли национальной идеологии
влечет за собой усиление
4. Проблемы государственно-правового статуса народов (вопрос самоопределения). Этнотерриториальные проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов.
4. Деление этносов на коренные и некоренные в регионах страны.
3. Проблемы национально-территориального устройства и изменения статуса территорий.
4. Проблемы, связанные
с хозяйственным
5. Проблемы языкового
и культурного развития
6. Проблемы сохранения ареала обитания и промыслов уникальных этносов.
7. Проблемы социально-экономического неравенства регионов и территорий.
8. Проблемы неконтролируемой миграции и ущемления прав этнических образований в странах.
9. Проблемы политического
статуса народов и
10. Проблемы, порожденные
перекосами и ошибками в
11. Проблемы переоценки
национально-религиозной
12. Проблемы, порожденные проникновением тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизацией религии.
13. Проблемы, спровоцированные борьбой национальных элит за власть.
14. Экономические причины - борьба за пределы национального богатства.
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, объясняющая современные конфликты (акты международного терроризма) конфессиональными различиями. То есть в православной и восточных религиозных культурах не находят отклика идеи западной цивилизации.
Популярна также теория этнической границы (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин), определяемой маркерами – культурными характеристиками, имеющими первоочередное значение для этнической группы. Этнокультурный разграничитель заменяется доступом к власти, порождающим борьбу за большинство в органах власти.
Можно различным образом типологизировать причины межнациональных конфликтов. В общетеоретическом значении они подразделяются на: политические (кризисы, распады мировых держав, борьба старых и новых политических элит и др.), экономические (борьба за распределение общественного богатства, тесно связанная с политическими причинами), социально-культурные и социально-психологические. Одна из наиболее полных типологий принадлежит Я. Этингеру.
Конфликт в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая целого комплекса причин. Межнациональные конфликты свидетельствуют о том, что социальная напряженность достигла определенного критического предела, а существующие политико-правовые институты не способны разрешить объективные противоречия. [6, с. 151]
Механизмом или толчком конфликта обычно служат резкие социально-политические либо экономические перемены. Зачастую доминирующего дестабилизирующего фактора нет как такового - острейшие конфликты возникают спонтанно и без видимых причин. Ответы следует искать в психологии массовых состояний, в механизмах психического заражения и внушения.
4 Пути разрешения межнациональных конфликтов
Амплитуда конфликтов колеблется от бытовых обывательских перепалок до войн на уничтожение, включая различные виды межобщинной розни, политической, идеологической и вооруженной борьбы. Мировой опыт, в том числе практика России, показывает, что межэтнические конфликты могут быть решены только мирным путем. Урегулирование конфликтов — это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. [2, с. 174]
Эффективными методами ослабления конфликта являются:
- деконсолидация сил конфликта с помощью системы мер, позволяющих отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам;
- перерыв в конфликте, позволяющий расширить действие прагматических подходов к его регулированию. В результате чего снижается эмоциональный накал конфликта. [7, с. 23]
Даже в самых острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта. Она предполагает:
Для максимального успеха необходима прагматизация переговоров, т.е. деление глобальной цели на ряд последовательных задач. Как правило, стороны готовы заключить договоренности (перемирие) по жизненно важным потребностям, таким как: захоронение погибших, обмен пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы решают в последнюю очередь. Если ясно, что в данный момент решить их невозможно, то используют тактику отложенных решений. Бывают случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает позиция лидеров. Каждая сторона должна стремиться найти удовлетворяющие решения не только для себя, но и для партнера. Ключевыми фигурами участников переговоров должны быть юристы. Очень полезно участие в переговорах посредников и медиаторов, а в особо сложных ситуациях для легитимации договоренностей - представителей международных организаций.
Однако, подписание соглашений не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять. А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта, или по крайней мере снижение его остроты, например, за счет появления в отношениях между сторонами новых стимулов.
Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. [5, с. 41] Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы. Многие межнациональные конфликты можно назвать ложными, т.к. в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство угрозы. Необходимо снятие или хотя бы ослабление ложного конфликта за счет, скажем, образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям. В этой связи важную роль может сыграть национальная интеллигенция.
Изучение межнациональных конфликтов в различных странах мира, включая Россию, позволяет предложить такую систему их урегулирования, которая предполагает сочетание институционального и инструментального подходов.
Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.
Инструментальный подход состоит в сочетании конкретных мер, инструментов регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.
Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического, давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.
Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов (обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т. п.).
Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических уровней безболезненного решения проблем.
Заключение
Существуют две точки зрения по поводу значения межнациональных конфликтов. Одна утверждает, что они несут угрозу распада общества, другая – что они необходимы для процесса социального изменения. И все же межнациональный конфликт представляется тормозом в решении проблем общественной жизни различных наций. Погасить его крайне сложно, он может длиться столетиями и нести за собой огромные потери. От подобных проблем не застрахованы ни развивающиеся страны, ни страны со сложившимся демократическим строем. Межнациональные конфликты - специфическое, конкретно этническое выражение общих социальных противоречий.
В настоящее время исследователи, прогрессивные политики ведут активный поиск решений многочисленных этнических конфликтов. Передовой частью мирового сообщества признан гуманистический подход к урегулированию национальных разногласий. Он заключается в добровольном обоюдном согласии, отказе от любых форм насилия, развитии правовых начал и демократии, т.к. обеспечение прав и свобод человека, независимо от национальности, является условием свободы любого народа.
Список литературы
1. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология [Текст]: Учебник. – М.: Юрайт, 2006. – 692 с.
2. Дружинин В.В., Канторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта [Текст]. - М.: Радио и связь, 1989. - 288 с.
3. Лимонов В.А., Уколова И.П. Словарь основных терминов по политологии [Текст]: Справочное пособие. – СПб: СПбГИЭУ, 2005. – 98 с.
4. Международные конфликты [Текст]. - М.: Международные отношения, 1972. - 238с.
5. Рыжов О. Политические конфликты [Текст]. - М.: ВУ, 1997. - 64 с.
6. Чуланов Ю.Г. Политология [Текст]: Учебник. – СПб: Бизнесс-пресса, 2008. – 455 с.
7. Шевцов В.М. Межнациональны