Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:48, реферат
Российское общество в настоящее время переживает достаточно знаменательный момент: происходит очередная реформа политической системы. Интерпретация этой реформы как представителями политической элиты, так и представителями политологического сообщества вызывает достаточно много контраверз, центральной из которых, на мой взгляд, является понимание взаимоотношения между властью и обществом.
В данном случае показательно,
что неудовлетворенность
7 Российский социум в первой половине 95 года: политико-коняликтологическая экспертиза //Власть, 1995, 9, С. 59-60.
8 Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желание и реальность //Полис 1995 №4
9 Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1994 №5, С.62
10 Гудков Л.Д., Дубин Б.П. Интеллигенция. М., 1995, С. 147, Левада Ю.А. Возвращаясь к феномену человека советского //Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998, 4.
11 Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1995, 6, С. 62
12 Кертман Г.Л. От политического отчуждения к опоре на собственные силы // Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. М., 1996, С. 49-61
62
считало, что благополучие человека зависит от них самих, а 64% - от того, насколько справедливо устроено общество13.
Также доказательством доминирования ценностей патернализма служит и то, что согласно исследованию ФОМа в марте 1998 года 75% респондентов были уверены в том. что им и их семьям нужна помощь со стороны государства (в обратном были уверены лишь 21%).
“Разгосударствливание” советского человека, усиление его ориентации на сферу частного существования скорее не нейтрализует, а наоборот активизирует потребность в социальной защите, в результате увеличивается спрос и на социальные гарантии и усиливается ностальгия по советским временам.
В политических ориентациях основу составляет патерналистское отношение людей к политической и экономической сфере - они требуют от власти социальной защищенности (51%), укрепления общественного порядка и законности, борьбы с преступностью и контроль над ценами (44%)14. Однако исследователи отмечают, что первые два требования выдвигают все социальные группы, а последнее - госслужащие, рабочие, пенсионеры, тогда как молодые и более образованные об этом не упоминают. Также отчасти доказательством этого может служить то, что как показывает наше исследование. в 90-е годы, такие выводы подтвердились. Выявлено, что потребность в безопасности занимала ведущее место и набирала 65,2%15. Власть респонденты видят как нерешительную, неподконтрольную народу, бессильную перед переступившими закон, и поэтому неспособную защитить их.
Все это говорит о том, что патернализм - и в пост-советский период является одним из важнейших факторов. определяющих оценки власти и политических лидеров со стороны населения. Однако это не означает, что государственный патернализм является синонимом авторитаризма. Сторонники диктата государства в экономике не готовы жертвовать демократическими правами, их идеалом, по мнению В.В. Лапкина и В.И. Пантина, является “абсурдное сращивание экономического диктата и политической свободы”, а экономическая свобода у многих нередко связывается со свободой других действовать в ущерб их личным интересам.16 Из ряда социологических исследований известно, что, высказываясь за “сильную власть” и сильного лидера, который может навести порядок и поправить дела в стране (в августе
13 Экономические и социальные перемены. Мониторинг. 1995, 6, С.62
14 там же стр.12
15 Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность // Полис. 1995,4, стр. 86-98.
63
1998г. с этим было согласно 83% респондентов17), большинство не отождествляет ее с диктатурой. Однако, этот отказ совсем не означает предрасположенности нашего общества к демократии.
Данные социологических
исследований, проведенных в конце
80-х - начале 90-х годов показывают,
что большинство населения в
этот период связывало демократию с
ростом экономического благополучия,
с удовлетворением роста
В отличие от большинства
стран т.н. “транзита”, например стран
Латинской Америки или
Нам представляется, что эта точка зрения верна лишь отчасти. Действительно, в конце 80-х-начале 90-х само понятие демократии большинством населения воспринималось позитивно. В нашем исследовании 1993-1995 гг. демократами респонденты называли тех политических лидеров, которые им нравились и воспринимались как “свои”. Так к демократам были причислены как Е.Гайдар с
16 Лапкин В.В., Пантин В.И. Русский порядок //Полис 1997, 3, С.81,86
17 ФОМ №396, опрос проведен 8-9 августа 1998.
18 Preworski A., Bardhan Pr. Sustainable Democracy. Cambridge, 1995, Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998.
64
Явлинским, так и Зюганов
с Жириновским. То есть понятие “демократ”
в то время стало тем самым
ярлыком, который приклеивался к
политику, если он нравился и воспринимался
как свой. Начиная с 1996 года, политические
представления наших
Любопытным фактом оказалось и то, что, выражая приверженность демократии, большинство россиян затрудняются сказать, какими же характеристиками обладает эта форма правления. Согласно исследованиям ВЦИОМ в июне 1993 года лишь 9%, в октябре 94 - лишь 13% заявили о том, что знают, что такое демократия, 41 и 46% - имели общее представление о демократии, 50% в 1993 и 43% в 1994 заявили о том, что мало знают, что это такое или вообще затруднились ответить21, к 1996 году ситуация изменилась мало. Ясное представление о демократии имели 12%, общее представление - 46% и мало знали или затруднились ответить 41%. Более того, 57% согласились с формулировкой, что “главная проблема становления демократии в России - люди сами не знают, что для них было бы лучше”22. Несмотря на незнание того, что такое демократия, большинство россиян видят в ней оптимальный путь общественно-политического устройства. В своей работе Г.Г. Дилигенский на основании данных социологических исследований развенчает миф о том, что сторонники демократии - это преимущественно люди с высшим образованием, жители больших городов. Доля людей позитивно относящихся к демократии во всех социальных группах больше, чем доля ее противников23. Тут возникает правомерный вопрос: если большинство россиян не знают, что такое демократия, то как они ее могут ободрять? Можно предположить, что, скорее всего, речь идет не о глубинных убеждениях, а о степени конформности населения24, т.к. демократические ценности приобрели статус официальных ценностей государственной власти. Но, с другой стороны, например, Г.Г. Дилигенский, объяснет этот феномен тем, что демократия представляет собой
19 См. например Вайнштейн Г.И. Формирование гражданского общества: ожидания и психологическая реальность //Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998, С. 204-220.
1. 20 См. Нестерова С.В., Сибирко В.Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян //Полис. 1997, N 6, С. 73-79.
21 Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1995, 2, С.7,8.
22 ВЦИОМ. Опрос 96-4, 1996.
23 Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца 90-х: генезис постсоветского сознания. М., 1998.
24 Такой же конформизм свойственен не только простым гражданам, но и элите, так, например, в статье о губернаторе Аяцкове, Б. Кагарлицкий замечает: “Аяцков демократ просто потому, что в ельцинской России чиновникам, составляющим “партию власти”, положено быть “демократами” и “реформаторами” просто по должности. //НГ. Фигуры и лица, 18, 1998, ноябрь, С.3
65
некую идеальную конструкцию, которая не только не ассоциируется с нынешней властью, но и противопоставляется ей.
В 1993 году лишь 22% признали установившийся режим в России демократическим (против были 52%)25, в 1995 - 63% считают, что демократия в России необходима, и 73% отмечают, что находящиеся у власти компрометируют эту форму правления26. И так как демократия является идеалом, то в разное время у разных людей с демократией связываются различные ценности. Так, например, в нашем исследовании мы обнаружили, что, люди разных возрастов оценивают ценности демократии по-разному.В младших возрастных группах отмечались такие критерии как свобода, права человека и личная независимость, в конце списка находились - участие граждан в управлении и ответственность.Чем старше были опрошенные, тем более существенным они считали ответственность и равенство27. Г.Г. Дилигенский сводит понятие демократии к двум составляющим: свободе и личной защищенности. Те, кто отдает предпочтение первой (особенно это относится к политическим свободам, например, к свободе слова) считают, что Россию в какой-то степени можно причислить к демократическим режимам (или она по крайней мере на пути туда), те, которые отдают предпочтения второй, отмечают, что это дело отдаленного будущего28.
Однако, если обратиться к реальной ситуации в стране, то можно отметить некоторый рост проавторитарных настроений, хотя это совсем не означает, что граждане видят выход в возврате к бывшей советской системе (например, согласно исследованию ФОМа в 1997 году более половины опрошенных согласились с тем, что “Россия прошла историческую развилку, и возврат к обществу, строящему коммунизм, невозможен”29) или к режиму какого-либо националистского толка.
В современной политологической литературе сложилась точка зрения, что одним из главных условий установления демократии является уверенность большинства граждан в том, что именно демократические институты обеспечивают наибольшую эффективность, а противники демократии находятся в ментшинстве. В России скорее происходит размывание консенсунса, представлений о демократии слишком много и путь, по которому должна развиваться наша страна представляется неопределенным как для населения, так и для элиты. В ситуации неспособности власти решать
25 ФОМ 93 P46
26 ФОМ 95 MR1
27 ОНС, 1996, 2, С. 45-61
28 Дилигенский Г.Г. Указ. Соч. С. 107
29 ФОМ №284, опрос проведен 27-28 сентября, 1997.
66
проблемы простых людей происходит возврат к традицонным представлениям советского и дореволюционного прошлого, некоторые из которых носят и вовсе архаичный характер ( см. предыдущий раздел).
Но большинство предпочитающих порядок демократии и считающих, что ее обеспечить может только сильный и даже жесткий лидер, видят в нем не альтернативу демократии, а скорее необходимое инструмент для корректировки демократической системы, который позволит восстановить порядок в экономике, предотвратить рост преступности и обеспечить эффективность рыночных реформ.
2.2.2.Политическая культура России и отношение к власти
В отношении к власти нас будет интересовать в большей степени то, что Захаров А.30 назвал “образными репрезентациями”, т.е. представления о власти, существующие в головах людей.
Многие исследователи31 отмечают, что наше общество слабо дифференцирует механизмы и функции власти, институты власти, роли и действия конкретных лиц (лидеров), наделенных властью.
Начиная с середины 19в. вопрос
о власти был одним из важнейших
в российской политике. По сравнению
с этим все отношения между
различными социальными группами или
идеологическими принципами неизменно
отходили на второй план. В какой-то
степени это говорит о слабой
дифференциации общества, об отсутствии
горизонтальных связей, где главной
опорой оставалась властная вертикаль.
Во многом такая структура власти32
связана с историческими
С этим во многом связано и то, что по мысли Розанова33 в трудные времена великорусский народ прежде всего принимался за восстановление царской власти. А отсутствие у власти такой характеристики, как сила традиционно воспринимается как недостаток. Скорее всего, сильная, даже в какой-то степени авторитарная власть
30 Захаров А. Народные образы власти //Полис, 1998, 1, С.28
31 См. Левада Ю. Феномен
власти в общественном мнении:
парадоксы и стереотипы
32 Работы Бердяева, Лосского Н.О. Характер русского народа. М., 1952, Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма. М., 1990, Сорокин П.А. Основные черты русской нации в XX столетии //О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.