Общая характеристика политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть феномен политических партий, рассматривая его в некоторых основных аспектах, в частности как институт политической системы общества.
Достижение цели исследования предполагает необходимость решения комплекса основных задач:
Дать характеристику политическим партиям, определить понятие, происхождение и типологию;
Изучить функции политических партий

Содержание

Введение
3
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСИХ ПАРТИЙ
5
1.1
Политические партии: понятие, происхождение, типология. Функции политических партий
5
1.2
Типология политических систем, их характеристика
12
2
ОПЫТ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
17

Заключение
22

Список использованной литературы
23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Скачок в развитии оформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых «общественных инициатив», явился следствием изменения внутри – и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация «неформалов» в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом,  а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ.

Волна «народофронтовского» движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно «неформалами» была использована официальная кампания – подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как «оплота антиперестроечных сил», предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны [1].

Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.

К этому периоду относится появление первых «партий». Они являлись по сути теми же «неформальными» группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения «клубами» и «группами» того, что они превращаются в партии.

1988-1990-е годы явились своеобразным  бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать  реальная многопартийность. В ходе  избирательных кампаний 1989-1990 годов «народные фронты» предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.

В конце 1990 – первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование «партия» составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой-весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей [8].

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР «Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.

Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты.

После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.

Таким образом, появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении и законодательном оформлении. Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями,  завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями [11].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политические партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политическим партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу.

Отметим так же, что политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность их является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления, и чем результативнее она станет осуществляться, тем зрелее и прочнее будет гражданское общество.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белоусова, М. П. Мифологическая реальность избирателя / М. П. Белоусова. – М.: Инфра-М, 2008. – 233 с.
  2. Борисов, И. Партии на будущих выборах. Новое законодательство / И. Борисов, С. Заславский. – М.: Европа, 2009. – 344 с.
  3. Гор, Б.  Планирование политических кампаний / Б. Гор. - М. : Эксмо,  2009. – 341 с.
  4. Гринин, Л. Государство и исторический процесс. От раннего государства к зрелому / Л. Гринин. – М.: Либроком, 2010. – 368 с.
  5. Жидков, О. А. История государства и права зарубежных стран / О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова. - М.: Инфра-М, 2006. – 386 с.
  6. Иванов, В. Теория государства / В. Иванов. – М.: Высшая Школа Экономики, 2010. – 288 с.
  7. Керимов, С. Современное государство. Вопросы теории / С. Керимов. - М.: Норма, 2012. – 144 с.
  8. Комаров, С. С. Общая теория государства и права: Учебник, 7-е издание / С. С. Комаров. - Спб.: Питер, 2004. – 420 с.
  9. Мазарчук, Д. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д. Мазарчук, Н. Глыбовская. – М.: ТетраСистемс, 2011. – 144 с.
  10. Пиголкин, А. С. Теория государства и права / А. С. Пиголкин. - М.: Юрайт, 2006. – 396 с.
  11. Хомяков, А. Наша Россия / А. Хомяков. – М.: Юлис, 2010. – 144 с.

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика политических партий