Общественные объединения в политической системе РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 01:58, реферат

Краткое описание

Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий).

Вложенные файлы: 1 файл

общественные организации.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 


 


1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ  ОБЪЕДИНЕНИЯ

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-ХII «Об общественных объединениях» общественным объединением «является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав».

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений, союзов. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, союзов, равно как и вмешательство общественных объединений, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В Республике Беларусь создание и деятельность общественных объединений регулируется следующими основными нормативными правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (в редакции от 19 июля 2005 г.), Законом Республики Беларусь «О политических партиях» (в редакции от 19 июля 2005 г.), а также Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах», Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В Беларуси особое значение придается развитию молодежного движения, которое является главным ресурсом в реализации молодежной политики государства. Молодежное движение в стране регламентируется Законами: «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» от 24 апреля 1992 г., «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 г.

В целях реализации молодежной политики и дальнейшего развития молодежного движения Указом Главы государства от 4 апреля 2006 г. № 200 утверждена республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 гг.

По состоянию на 1 января 2011 года в республике зарегистрировано 15 политических партий и 976 партийных организаций, 35 профессиональных союзов и 22790 профсоюзных организаций, 2325 общественных объединений, из них 231 международное, 675 республиканских и 1419 местных. Зарегистрировано и поставлено на учет 35634 организационных структур общественных объединений. Зарегистрировано 25 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 99 фондов (международных - 10, республиканских - 4 и местных - 85).

В Республике Беларусь зарегистрировано: физкультурно-спортивных общественных объединений - 561, благотворительных общественных объединений - 393, молодежных общественных объединений - 216, из них детских - 32, просветительских, культурно-досуговых, воспитательных общественных объединений - 204, общественных объединений, объединяющих национальные меньшинства - 109, общественных объединений инвалидов войны и труда, ветеранов - 83, научно-технических общественных объединений - 79, общественных объединений сторонников охраны природы, памятников истории, культуры - 67, творческих общественных объединений - 49, женских общественных объединений - 31 и прочих общественных объединений - 533.

Ядро белорусского гражданского общества составляют самые крупные и мощные по своей деятельности общественные объединения: профсоюзы, входящие в Федерацию профсоюзов Беларуси, молодежные, женские, ветеранские.

Самыми крупными представителями общественного движения в стране являются: ФПБ (численность – более 4 миллионов членов, 21 500 первичных профсоюзных организаций); ОО «БРСМ» (численность – 492 612 человек, 12 864 первичных организации); ОО «Белорусский союз женщин» (173 000 членов, 6 094 первичных организации); РОО «Белая Русь» (84 565 человек, 5 015 первичных организаций); Белорусское общественное объединение ветеранов (численность – 2 453 000 человек, 5 905 ветеранских организаций).

В настоящее время профсоюзы, молодежные, ветеранские организации, женсоветы, другие общественные объединения и конструктивные политические партии выполняют социальную миссию сплочения общества. В стране созданы все условия для консолидации конструктивных сил, что предполагает ведение диалога общественных объединений между собой, а также с государственными органами власти по вопросам создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей, а также социально-экономического развития регионов.

Общественные объединения оказывают существенное влияние на рост конструктивной социально-политической активности населения, осуществляя такие важные функции, как:

  • участие в подготовке и проведении акций и кампаний, имеющих важное общественно-политическое значение для региона и государства в целом;
  • проведение агитационно-пропагандистской работы среди населения, направленной на разъяснение политического курса нашего государства;
  • взаимодействие между собой с целью эффективной практической реализации социальных программ.

Важную роль в структуре гражданского общества Республики Беларусь играют государственно-общественные объединения. Это общественные организации, основной целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач, направленных на реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах общественной деятельности.

В республике функционируют 7 государственно-общественных объединений: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ), Белорусское добровольное пожарное общество (БДПО), Президентский спортивный клуб, Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Белорусское республиканское общество спасания на водах (ОСВОД), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Белорусское общество «Знание».

Республиканские государственно-общественные объединения сочетают в себе все признаки общественных объединений, но в то же время создаются, реорганизуются или ликвидируются исключительно Президентом Республики Беларусь или с его согласия. Это обусловлено выполнением задач, имеющих государственную значимость, а также имущественным участием государства в их деятельности.

 

 

 

 

 

 

2. КОНСОЛИДАЦИЯ  КОНСТРУКТИВНЫХ СИЛ –

ГЛАВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Демократизации политической системы нашего государства способствует постоянное совершенствование механизмов взаимодействия органов государственного управления с конструктивными общественными объединениями в интересах построения сильного и процветающего государства.

В республике созданы все условия для полномасштабного взаимодействия государства и общества в решении общих задач. Именно такое партнерство является мощным катализатором процессов социально-политической стабильности в стране.

Одним из основных аспектов деятельности общественных объединений и политических партий является их активное участие в работе участковых комиссий в качестве наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты в период избирательной кампании. Активисты политических партий выдвигаются кандидатами в депутаты.

Показателями возросшей инициативности общественных организаций и политических партий в обществе являются выработка и реализация единой стратегии поддержки конструктивными силами политического курса государства, а также повышение общественного самосознания и гражданской активности населения. Убедительным примером служит деятельность Республиканского координационного совета руководителей политических партий и общественных объединений, который включает в себя представителей от 42 общественных структур.

Такая мощная концентрация сил политических единомышленников способствует принятию конструктивных решений по политическим и социально-экономическим вопросам в государстве.

В 2000–2001 гг. по инициативе координационного совета в Избирательном кодексе была расширена статья о внутренних и международных наблюдателях. Это означает, что благодаря его деятельности сегодня иностранные наблюдатели имеют все возможности для глубокого и всестороннего мониторинга президентской кампании.

Цель консолидации белорусского общества и объединения всех конструктивных сил, оказания поддержки власти на всех уровнях ставит перед собой Республиканское общественное объединение «Белая Русь».

РОО «Белая Русь» день ото дня играет все большую роль в жизни общества. Для реализации поставленных задач в организации обозначен ряд направлений деятельности: укрепление общественного согласия, реализация социальных проектов, содействие развитию реального сектора экономики, поддержка молодежи, общественный контроль и международное сотрудничество.

В сфере деятельности этого общественного объединения находятся самые различные вопросы и проблемы. Согласно Программе, «Белая Русь» взаимодействует с государством в решении таких важных задач, как инициирование, поддержка и участие в реализации важнейших социально-экономических и инновационных проектов, направленных на реализацию государственной программы по модернизации экономики. Под девизом «Белая Русь – с любовью к детям» проходит акция по укреплению и поддержке института семьи, воспитанию у подрастающего поколения семейных ценностей. Оказывается помощь детям-инвалидам, сиротам, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, детским домам семейного типа.

С целью установления обратной связи с населением в РОО «Белая Русь» практически во всех регионах страны созданы и работают 45 общественных приемных, куда люди могут прийти не только с жалобами, но и с идеями и конструктивными предложениями, интересными проектами, которые могут способствовать развитию региона и государства в целом.

 

 

3. ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ  БЕЛАРУСИ НА ЗАЩИТЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

ТРУДЯЩИХСЯ СТРАНЫ

Главная цель деятельности Федерации профсоюзов Беларуси – защита трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Сегодня трудно себе представить гражданское общество в стране без профсоюзов. ФПБ насчитывает в своих рядах более 4 миллионов человек, или 96% экономически активного населения. Это самое крупное и деятельное общественное объединение, которое представляет и защищает интересы практически всего трудового населения страны и занимает существенное место в ее политической системе.

Защитная функция профсоюзов сегодня определяется следующими направлениями их работы: нормотворческая деятельность; совершенствование системы социального партнерства; коллективно-договорное регулирование трудовых отношений; осуществление общественного контроля над соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, норм охраны труда; оказание правовой помощи трудящимся.

Цель нормотворческой деятельности – инициирование и поддержка принятия законов, отвечающих интересам трудящихся, и недопущение вступления в силу законодательств, ущемляющих их интересы.

Активное участие ФПБ принимала в разработке Закона Республики Беларусь «Об охране труда». С его принятием урегулированы общественные отношения в области охраны труда и расширены полномочия профсоюзов в области защиты прав граждан на здоровье и безопасные условия труда.

В последние годы Федерацией профсоюзов Беларуси было инициировано около 20 нормативных правовых актов, значительно расширивших правовую базу профсоюзов и усиливших степень защищенности трудящихся.

Другим не менее важным направлением деятельности профсоюзов стало совершенствование системы социального партнерства, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений.

В рамках социального партнерства Федерация профсоюзов Беларуси проводит мониторинг экономической ситуации на производственных предприятиях страны, ведет постоянные консультации с Правительством, оказывает материальную поддержку профкомам предприятий. Совместно с социальными партнерами она последовательно осуществляет поддержку курса построения белорусского государства. Создан и эффективно работает Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, где представители Правительства, нанимателей и профсоюзов договариваются по всем возникающим проблемам и вопросам.

Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси имеет также возможность отстаивать права и интересы трудящихся через своих представителей в коллегиальных органах министерств, ведомств, областных и районных (городских) исполнительных комитетах.

Третьим направлением деятельности профсоюзов является работа по осуществлению общественного контроля над соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, норм охраны труда, а также оказание правовой помощи трудящимся.

Федерация профсоюзов Беларуси имеет право проверки любого предприятия (учреждения), независимо от формы собственности и наличия на нем профсоюзной организации, на предмет соблюдения законодательства о труде.

На постоянном контроле технических инспекторов труда ФПБ находится вопрос о выполнении нанимателями коллективных договоров в части выплаты единовременного пособия потерпевшим и членам семей погибших на производстве работников.

Информация о работе Общественные объединения в политической системе РБ