Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 18:36, реферат
Сегодня очевидно, что местной власти нужны организованные и хорошо налаженные связи с общественностью, поскольку не информированные граждане не могут содействовать развитию демократии, местная администрация и депутаты не могут выполнять наказы своих избирателей, не могут рассчитывать на их доверие и помощь. Только самостоятельные структуры по связям с общественностью в состоянии эффективно решать коммуникативные задачи местной власти, повышать ее роль в сознании граждан.
Сегодня очевидно, что местной власти нужны организованные и хорошо налаженные связи с общественностью, поскольку не информированные граждане не могут содействовать развитию демократии, местная администрация и депутаты не могут выполнять наказы своих избирателей, не могут рассчитывать на их доверие и помощь. Только самостоятельные структуры по связям с общественностью в состоянии эффективно решать коммуникативные задачи местной власти, повышать ее роль в сознании граждан.
Как известно, местная власть – это коллективная ответственность, требующая делового партнерства и сотрудничества между общественностью и избранными или назначенными в органы власти лицами. Связи с общественностью – это наиболее эффективное средство достижения такого сотрудничества. Главная цель состоит в том, чтобы развивать гражданское самосознание и воспитывать у людей активный интерес к проблемам местного самоуправления. Повышение интереса общественности к делам местного самоуправления дает возможность избежать сосредоточения власти в руках группы людей, имеющей пусть даже самые добрые намерения, и помогает избранным на властные посты лицам, конструктивно относится к возложенной на них ответственности.8
Сотрудники службы связей с общественностью обязаны обеспечивать корректность поведения аппарата администрации с гражданами, учтивость и непринужденность контактов – личных, переписки, общения по телефону. В некоторых администрациях существуют специальные курсы для ознакомления новых сотрудников с работой и введения их в курс дела. В ходе таких подготовок им читают лекции по связям с общественностью. Обеспечение удобства общения в администрации с населением – также забота службы по связям с общественностью (наличие указателей, отсутствие очередей, четкий график работы). Важная часть работы связей с общественностью – связь с местными СМИ как наиболее эффективным средством связи и общения между администрацией города и гражданами.
Такие темы как, как жилье, здравоохранение, забота о детях и престарелых таят в себе массу возможностей для конфликтов, так как затрагивают разум и эмоции людей, порождают жалобы и скандалы. В этих случаях самое разумное для службы связей с общественностью – предоставлять журналистам необходимые условия, информацию и возможности для современного, объективного изучения проблемы.
Существенная часть работы службы связей с общественностью – связь с местным населением, благодаря которой обеспечивается поддержка власти жителями территории, доверие к власти.
Вместе с тем во многих органах местной власти за рубежом существуют информационные центры (бюро), которые отвечают на личные, письменные или телефонные запросы граждан. Такие информцентры несут не только важную, социальную службу, но и выполняют функции связей с общественностью, обеспечивая выдачу срочных ответов на запросы.
«Связи с общественностью» могут обеспечить продвижение в среду электората отчетов органов власти (ежемесячно, поквартально, ежегодно), что дает налогоплательщикам возможность получать информацию обо всех проблемах местной жизни, имеющих к ним непосредственное отношение.
Службы по связям с общественностью призваны заботиться о высоком уровне дизайна все печатной продукции администрации: плакатов, листовок, таблиц, буклетов, указателей, визитных карточек. Желательно чтобы печатная продукция имела определенный фирменный стиль оформления: фирменный цвет, например использовать только цвета национального флага; использовать определенный фирменный комплект шрифтов; фирменный слоган, логотип. Это способствует созданию обобщенного образа органа власти, формированию его положительного имиджа, что в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности деятельности органа власти.
В масштабах местной жизни, где население привязано к определенному месту проживания, весьма эффективным средством общения являются выставки. Когда предстоит провести какое-либо крупное торжество, стоит подумать об организации большой выставки, менее масштабные выставки могли бы удовлетворить постоянную потребность в распространении информации по таким разнообразным проблемам как благосостояние, безопасность на дорогах, здравоохранение, образование.
Информационные стенды, если их оформить с фантазией, могут стать эффективным средством коммуникации между людьми. Такие стенды следует держать в чистоте и должном порядке. Информационные стенды так же следует оформлять в определенном стиле, который бы привлекал внимание людей (использование в оформлени цветов национального флага, геральдики).
Одним из наиболее эффективным методов установления и поддержания контактов с людьми остаются собрания, лекции, иные мероприятия в местных обществах и организациях. Именно они дают возможность обеспечить двусторонний поток информации в области связей с общественностью. Через эти организации можно распространять информацию, знакомиться с мнениями их членов, что дает возможность судить о реакции общественности на ту или иную проблему. Сотрудник службы по связям с общественностью в администрации города должен считать своим долгом поддержания тесных контактов с различными местными организациями и обществами.
Сфера деятельности местных органов власти – это как раз та область, где связи с общественностью проявляются почти во всех своих аспектах. Однако главная цель отдела связей с общественность в городской администрации – добиваться повышения роли и авторитета местной администрации в сознании граждан.
Процесс осуществления общественной трансформации в России – явление универсальное, охватывающее все стороны экономической, политической и духовной жизни. Для того чтобы выявить специфику деятельности служб по связям с общественностью на местном уровне, необходимо рассмотреть их как с точки зрения понимания общих закономерностей связей с общественностью, так и с точки зрения выявления местных особенностей и тенденций развития информационно-аналитических отделов в частности на примере Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Отметим, что сейчас потребность властных органов в контакте с гражданами столь велика, что службы по связям с общественностью не просто констатируются, но и начинают играть более заметную роль в деятельности органов местной власти.
Анализируя практику деятельности городской Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подчеркиваем, что существенным признаком их работы стали открытость, диалог власти с широкой общественностью, с прессой. Это выражается:
- в открытости заседаний коллегии администрации, заседании Уфимского городского Совета; гласном обсуждении вопросов, связанных с жизнеобеспечением города: бюджетной системы, плана социально-экономического развития и т.д.;
- в организации прямых телефонных линий, встреч руководства города с населением по месту жительства, с трудовыми коллективами;
- в гарантии доступа граждан к необходимой информации;
- в работе с наказами жителей города, регулярном анализе жалоб и предложений горожан в адрес городских властей;
- в создании системы работы с прессой и общественностью, выразившейся в поведении систематических общественных консультаций по социально-значимым вопросам; встречах руководства города с представителями средств массовой информации, установлении диалоговых, партнерских отношений власти и прессы.
Информирование населения столицы о важнейших направлениях деятельности органов местной власти управления, наиболее значимых событиях городской жизни, налаживание эффективно действующей обратной связи с жителями изначально являются одним из приоритетных направлений деятельности информационно-аналитического отдела города Уфы.
Главной задачей информационно-аналитического отдела администрации города Уфы стало широкое информирование населения о деятельности органов власти, установление диалоговых, партнерских отношений власти и прессы.
Таким образом, главным направлением работы информационно-аналитического отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - планирование и организация связей с общественностью.
Контакты с общественными организациями, представителями партий и движений, религиозных конфессий, творческой интеллигенцией носят не случайный не конъюнктурный характер, связанный, скажем , с подготовкой к выборам.
Это постоянная комплексная деятельность органов местной власти, оказывающая заметное влияние на существо проводимой политики.
Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан регулярно встречается с представителями партий и движений, творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры, духовенством. Формы такой работы самые различные: личный прием, пресс-конференции, посещение культовых зданий и сооружений, участие в социально значимых мероприятиях, в проведении региональных и международных научно-практических конференциях.
2.2. Формирование информационной политики в местных органах власти.
Второе направление работы информационно-аналитического отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – информационная политика местных органов власти.
Информационная деятельность администрации носит не подсобный, сугубо вспомогательный характер, а является частью политики, способствует открытости власти. В практике работы информационно-аналитического отдела сложилась система информирования общественности о работе администрации, принимаемых мэрией города решениях, постановлениях, касающихся непосредственно интересов горожан.
Ежедневно информационно-аналитический отдел администрации города организует информационные материала для местного радио и телевидения. Еженедельно по вторникам заместитель главы администрации по работе с кадрами и начальник информационно-аналитического отдела проводят совещания со СМИ для информирования их о текущих проблемах города и готовящихся проектах администрации.
Начальник информационно-аналитического отдела считает, что эффективности решения многих проблем управления способствовали установление «обратной» связи с населением, оперативного и доходчивого информирования горожан о деятельности органов власти всех уровней.
Проведенный информационно-аналитическим отделом весной 2001 года опрос показал, что о деятельности местных органов власти горожане достаточно хорошо информированы, но у них есть необходимость не только слышать руководителей города по радио и телевидению, но и чаще встречаться с ними, задавать вопросы лично в непосредственном общении. Сразу же после этого глава администрации принял решение о проведении информационных дней, в рамках которых организуются встречи с населением, прямые «тематические» телефонные линии, прем граждан руководителями как городского, так и районного уровня.
Например , 16 мая 2009 года в ходе акции «Субботний звонок в мэрию» в администрацию города за час работы «горячей линии» поступило восемьдесят звонков вопросов. С 16 до 17 часов многоканальные телефоны в приемных буквально разрывались от шквала звонков. Задать вопрос и получить на него ответ хотелось многим. Временные рамки позволили это сделать 68 уфимцам.
В ходе проведения акции большинство звонивших получили подробные ответы и разъяснения заместителей главы администрации, семеро приглашены на личный прием. Сорок шесть вопросов взяты на контроль для дополнительного рассмотрения.
В апреле 2001 года было принято постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об организации и проведении информационно-разъяснительной работы» в трудовых коллективах г. Уфы» Согласно этому документу было создано 10 информационных групп администрации города под руководством заместителей главы администрации, в состав которых были включены представители структурных подразделений администрации районов города. Время показало актуальность подобного общения городской власти с населением. Люди получают информацию из «первых уст», имеют возможность напрямую задавать вопросы по интересующим их проблемам и получать компетентный ответ.
Встречи с работниками строятся по следующему принципу: первым с докладом о социально-экономическом положении города выступает заместитель главы администрации, начальники управлений, а затем работники администрации отвечают на вопросы зала. На протяжении всей встречи секретарем ведется протокол, в котором отражаются вопросы, которые были заданы, на какие ответ был дан, а какие взяты на контроль. Впоследствии, ответы на вопросы, на которые не смогли ответить чиновники администрации города, высылаются на имя директора организации с просьбой довести эту информацию до сведения работников.
Содержание основных вопросов, задаваемых работниками предприятий, организаций и учреждений администрации города следующее: благоустройство улиц, дворов (12%); работа общественного транспорта (10,5%), строительство и благоустройство дорог (8,5%), вопросы здравоохранения(6,7%), строительство объектов соцкультбыта (6,7%), благоустройство жилья(4,5%); реформа ЖКХ, повышение стоимости коммунальных услуг (4%), работа ГАИ(3,6%), льготы(2,2%) и др.
В 2009 году состоялось 45 встреч информационных групп Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с работниками предприятий, организаций, учреждений столицы. Участниками информационных групп было задано более 1500 вопросов.
Большое значение для деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и для жизни горожан приобрела система прямого диалога с населением через систему «Горячий пейджер», которая бала создана 18 июня 2001 года. По телефону 2-770-911 для абонента «Мэрия» каждый житель города, указав свой район проживания, адрес, фамилию, может изложить свою проблему. «Горячий пейджер» получил поддержку уфимцев и приобрел постоянных пользователей. Главное преимущество данной услуги - ее доступность. Ведь для того чтобы голос любого гражданина был услышан в кабинетах столичной власти. Достаточно набрать телефонный номер пейджинговой компании и передать свое сообщение абоненту «Мэрия». За период работы данной службы на «Горячий пейджер» обратились более двенадцати тысяч человек. В среднем в месяц поступает до 250 сообщений. Количество обращений из года в год стабильно, что позволяет говорить о неизменном доверии со стороны уфимцев к службе «горячего пейджера».
В администрации города есть сектор писем и приема граждан, функции которого направлены непосредственно на работу с населением, а системой «Горячий пейджер»: у горожан появляется еще одна возможность своего рода волеизъявления, и при этом экономятся и время и средства, а для мэрии - это возможность получать оперативную и дополнительную информацию о жизни горожан, ее болевых точках.
Актуальными по-прежнему остаются вопросы, связанные с проведением ремонта в жилых домах и благоустройством дворовых территорий. Большой поток сигналов затрагивает социальную сферу и транспортное обслуживание.
Основная часть сигналов (65%), поступающих на «Горячий пейджер», касается работы ЖКХ, это просьбы решать вопросы с ремонтом кровли, инженерных коммуникаций, подъездов, лифтов, подачей горячего водоснабжения, отоплением, уборкой лестничных клеток, благоустройством дворовых территорий, улиц, дорог и т.д. Другую часть занимает социальный блок, который вобрал в себя проблемы, связанные с выплатой пенсий, пособий, предоставления льгот.
Проступает не мало звонков с просьбами позаботиться о транспорте, усилить контроль за графиком движения тех или иных автобусных маршрутов. Остальная часть затрагивает вопросы, связанные с деятельностью торговых предприятий и охраной правопорядка.
Всестороннее изучение системы обращений жителей г. Уфы на «Горячий пейджер» Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан позволило нам выбрать следующие практические рекомендации:
1) Необходима прямая рассылка персонифицированных благодарственных писем от имени администрации города заявителям с сообщением о решении их проблем, что позволяет администрации в лице заявителей на «Горячий пейджер» иметь твердую поддержку и использовать в дальнейшей работе эту информационную базу социально-активных жителей города.
2) Сократить срок рассмотрения заявлений в кабинетах чиновников и ускорить решение проблем заявителей, как минимум до четырех-пяти дней со дня обращения, поскольку сегодня бумажная работа чиновников занимает достаточное количество времени и увеличивает срок рассмотрения заявлений с 11-28 дней.
3) Необходимо информировать население о существовании такой услуги как «Горячий пейджер», Информировать как можно больше через СМИ о данной услуге. По возможности создать рекламные ролики о работе «Горячего пейджера» для выхода в эфир на телевидении и радио9.
2.3. Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации.
Третье направление деятельности информационно-аналитического отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – содержательные и организационные аспекты взаимодействия органов власти со средствами массовой информации.
Сложилась система работы городской администрации и прессы: это проведение регулярных информационных интервью с главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и брифинги по актуальным и оперативным вопросам социальной жизни уфимцев, и ежедневные пресс-релизы по важнейшим принимаемым в администрации документам, ежедневный контакт информационно-аналитического отдела с группами «новостей» на телевидении.
При изучении СМИ в информационно-аналитическом отделе администрации выделяют несколько направлений:
- определение рейтинга средств массовой информации в зависимости от их вида (газеты, журналы, радиостанции, телеканалы и т.д.);
- определение социально-демографических характеристик («портрета») потребителей данного СМИ (читателей, радиослушателей, телезрителей и т.д.), для подачи адресной, направленной информации;
- определение рейтинга других информационных каналов помимо СМИ.
Каналами информирования жителей города о деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан являются:
- СМИ города и республики, а также региональные представительства центральных печатных изданий;
- Информационные стенды, установленные в самых людных и посещаемых местах города;
- собственный Интернет – сайт www.ufacity.info.ru;
- информационный бюллетень, издаваемый администрацией города каждые 2-3 месяца тиражом 300-500 экземпляров, который передается, в том числе и представителям СМИ.
Целесообразнее подробнее рассмотреть каналы информирования жителей города.
1. Из всех СМИ основными каналами информирования о деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан являются, прежде всего, городская газета «Вечерняя Уфа», информационно-рекламный еженедельник «Уфимские ведомости» и муниципальная телекомпания «Продюсерский центр «Вся Уфа».
Информационно-аналитический отдел администрации Уфы находится в режиме постоянного оперативного взаимодействия с созданным в 1999 году муниципальным унитарным предприятием «Продюсерский центр «Вся Уфа», который выполняет функции городского телевидения. Основным его продуктом является программа «Уфимское время». В ней находится время как для репортажей, формирующих благоприятный имидж столицы, так и для критических материалов о работе различных городских служб. Помимо этого еженедельно горожане имеют возможность задать свои вопросы главе администрации и получить подробные ответы из уст первого руководителя в передаче «Спроси у мера». В ходе которой на вопросы жителей будут отвечать представители администрации города, руководители подразделений и служб.
Информационное пространство Уфы довольно насыщенно и многообразно – здесь сосредоточены редакции практически всех республиканских газет и журналов, а так же региональные представительства многих федеральных изданий. Кроме этого, в последние годы значительно пополнился и список и городских изданий. Помимо городской общественно- политической газеты «Вечерняя Уфа» и еженедельной рекламно-информационной газеты «Уфимская неделя», в последние годы были созданы новые СМИ. Это ежемесячный журнал «Уфа», общественно-политическая газета на башкирском языке «Киске θфθ». Массовым тиражом выходит информационно-рекламный еженедельник «Уфимские ведомости», а так же ежеквартальный историко-краеведческий альманах «Уфимское время».
Небольшое, но достаточно важное место в информационном пространстве города занимают районные газеты, а также ведомственные издания. Уже долгие годы существуют газеты – «Дёмский вестник» (МО Дёмский район), «Трибуна» (МО Орджоникидзевский район), «Моторостроитель» (издание УМПО, МО Калининский район). С образованием информационно-аналитических подразделений в администрациях МО Октябрьский и Кировский район в результате целенаправленной работы были созданы свои собственные издания («События, факты, подробности» и «Кировские вести») Администрация МО Советский район приступила к выпуску специального приложения в «Новой экономической газете», таким образом расширив пространство на районном уровне.
Следует отметить, что городские СМИ пользуются достаточно высоким уровнем доверия у читателей Уфы. К примеру, по результатам, проведенного информационно-аналитическим отделом администрации города социологического исследования «Вечерняя Уфа» на четвертом месте по рейтингу, набрав порядка 17 голосов опрошенных. По популярности она уступает только трем федеральным изданиям: «Российской газете», «Аргументам и фактам» и «Комсомольской правде». Использование таких мощных каналов информирования населения является принципиально важной задачей городской власти. Журналисты «Вечерней Уфы» и других изданий, являются постоянными участниками всех основных городских мероприятий, и практически любое значимое событие в жизни Уфы находит отклик на страницах городских газет. В них печатаются публикации посвященные деятельности администрации города, администраций муниципальных образований районов Уфы, структурных подразделений и городских предприятий. Их тематика и содержание постоянно отслеживаются и анализируются.
2. Еще одним средством информирования о деятельности администрации города являются информационные стенды, расположенные в наиболее оживленных и многолюдных местах города. На более чем двух десятках стендов, из которых более половины – стационарные, снабженные освещением и доступные практически круглосуточно, постоянно появляются свежие страницы «Вечерней Уфы», материалы информационно–аналитического отдела, информационные бюллетени администраций муниципальных образований города, информация различных подразделений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Жители столицы здесь могут найти контактные телефоны руководителей города и районов, информацию о времени приема по личным вопросам, о предстоящих праздничных и иных мероприятиях, организуемых и проводимых администрацией. Стенды размещаются в самых людных местах:
1.остановка транспорта «Центральный рынок» (на стене первого торгового павильона рынка);
2. остановка транспорта гостиница «Агидель» (с четной и нечетной стороны);
3. остановка транспорта «Аграрный университет» (со стороны ресторана «Галле»);
4. остановка транспорта «Фабрика мир» (с четной и нечетной стороны);
5. остановка транспорта «Универмаг Уфа» (с четной и нечетной стороны);
6. остановка транспорта «Спортивная» (с четной и нечетной стороны);
7. остановка транспорта «Горсовет» (с четной и нечетной стороны, на опорах остановочного павильона);
8. остановка транспорта «Бульвар Славы» (в сторону ГДК на остановочном павильоне);
9. остановка транспорта «Детская библиотека» (с четной и нечетной стороны);
10. остановка транспорта «ДК УМПО» (в сторону «Восьмиэтажки» на остановочном павильоне).
3. Важным средством информирования о деятельности администрации города является официальный сайт администрации Уфы - www.ufacity.info
В мире информационных технологий, компьютерных коммуникаций и Интернета, когда информация со всего мира становится доступней, значение деятельности администрации в этой сфере становится жизненно необходимым. Сегодня Интернет – это не только наиболее перспективный и емкий источник информации, но и оперативный и эффективный инструмент ее передачи, как конкретному человеку, жителям того или иного населенного пункта, так и мировому сообществу в целом. Официальный сайт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан www.ufacity.info является прекрасным примером этого. На сайте можно найти сведения о столице Республики Башкортостан, руководстве города, социальный паспорт Уфы, порядок оформления документов и учреждениях города, новости культуры, сведения о событиях, праздничных и иных мероприятиях, проводимых в столице. Сайт также знакомит с жизнью районов города, рассоложенных на их территории учреждений. Постоянное пополнение оперативной информации о деятельности руководства администрации, программах развития города, делает ее привлекательным и интересным для посетителей. Особое место занимает новостная строка, которая постоянно обновляется в течение дня, информируя посетителей обо всех основных событиях, происходящих в городе и его районах. Информация сопровождается цифровой фотоиллюстрацией. Постоянно продолжается работа по совершенствованию структуры и содержанию сайта. К официальному сайту Администрации городского округа город. Уфа Республики Башкортостан обращаются постоянно и с возрастающим вниманием. Сегодня он стабильно удерживает достаточно высокий рейтинг среди информационных сайтов Башкортостана. На сайте существует WEB-опросник с социологическими опросами, позволяющими осуществлять своеобразный Интернет-мониторинг общественного мнения. В 2003 году состоялась презентация англоязычной версии городского сайта, в марте 2005 года состоялась презентация башкирской версии сайта Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Активно развивающийся городской сайт замечен и в российском Интернет – пространстве. На Приволжском окружном фестивале Интернет-проектов официальный сайт занял третье место в номинации «Город». А на общефедеральном конкурсе web-сайтов муниципальных образований, сайт два года подряд становился победителем среди более чем шести десятков сайтов городов России.
В ближайших планах – дальнейшее улучшение дизайна и совершенствование его структуры, значительное расширение списка разделов, рубрик официальной интернет-страницы нашего города.
4. Еще одним средством информирования о деятельности администрации города являются информационные бюллетени, издаваемые каждые 2-3 месяца тиражом 300-500 экземпляров с ноября 2001 года.
Информация о деятельности администрации города и ее структурных подразделений, цифры и факты «из первых уст» необходимы не только, журналистам, но и работникам администрации, городских служб при проведении информационно-разъяснительной работы среди населения Уфы. Именно для постоянного снабжения такими сведениями и предназначен Информационный бюллетень администрации города, выпускаемый информационно-аналитическим отделом.
В информационных бюллетенях Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан содержится информация о различных аспектах жизни столицы и деятельности мэрии, подготовленная как чиновниками городской администрации, так и администрациями районов Уфы.
Особо удачными, на наш взгляд, являются бюллетени, посвященные следующим темам: Молодежной проблемам Уфы, работе системы ЖКХ, торговле и сервису и др.
Информационные бюллетени Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан распространяются среди чиновников городской администрации, направляются в Администрацию Президента РБ, общественным организациям, СМИ, в библиотеки.
2.4. Учет общественного мнения при приятии управленческого решения.
Четвертое направление деятельности информационно-аналитического отдела Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – учет общественного мнения при принятии управленческого решения. Этому служат социологические исследования, ежемесячно проводимые информационно-аналитическим отделом.
Социологические исследования играют значительную роль в работе администрации города. С помощью исследований изучается общественное мнение по актуальным проблемам жизни города, Республики Башкортостан и всей Российской Федерации. Опросы населения позволяют понять, что тревожит и беспокоит уфимцев, чем они довольны, а чем нет; раскрывают ценностные ориентации различных социальных групп. Без знания общественного мнения трудно принять взвешенное, продуманное управленческое решение. Важный аспект социологических исследований – обеспечение обратной связи между руководством города и населением, когда местные органы власти получают информацию об эффективности принятых управленческих решений, о необходимых корректировках.
Можно выделить следующие направления исследований, проводимые информационно-аналитическим отделом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: социально-экономическое положение уфимцев; образ жизни уфимцев; работа СМИ г. Уфы; оценка эффективности деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, работников городских и районных служб, предприятий города; отношение уфимцев к преступности в г. Уфе и деятельности органов правопорядка.
В журнале «Уфа» и газете «Уфимские ведомости» в рубрике «В зеркале социологии» регулярно размещаются результаты данных социологических исследований. Отчеты по социологическим исследованиям аккумулируются в информационно-аналитическом отделе администрации города, которое уточняет данные, обращает внимание социологов на желательность развернутого доказательства отдельных выводов или анализа тех или иных данных или фатов. Затем документы попадают в профильное подразделение для работы с ними. Одним из эффективных способов использования этих результатов является сообщение о них на оперативных совещаниях соответствующих уровней. Нередко эти данные становятся весомым аргументом в докладе главы администрации города на совещаниях с руководителями предприятий города. Оценка самими горожанами работы бытовых служб, ЖЭУ, предприятий торговли нередко бывает более убедительной, чем критика сверху. Результаты социологических опросов широко используются в работе городских депутатов.
Анализируя практику использования социологических информации в работе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, можно сказать, что для большинства управлений и отделов социологические исследования становятся важным каналом связи с населением, повышают качество принимаемых решений, служат показателем эффективности управления, по которому сверяется деятельность администрации.
Для дальнейшего расширения сотрудничества с электронными и печатными СМИ столицы, информационно-аналитическим отделом разработан график, согласно которому в эфире и на страницах газет регулярно появляются представители городской власти - руководители работники управлений и отделов администрации. Постоянным становятся встречи руководства города с представителями городских СМИ, многотиражек предприятий, учреждений, учебных заведений.
Отдел не ограничивается только размещением поставкой информации в СМИ. Для того чтобы понять, как меняется спрос на информацию, какие тенденции развития он имеет, необходимо помимо ежедневного мониторинга средств массовой информации, проводить еще более глубокий анализ публикаций. В информационно-аналитическом отделе стало постоянно практикой проводить комплексный аналитический обзор публикаций, размещаемых в газете «Вечерняя Уфа», журнале «Уфа», еженедельнике «Уфимские ведомости», а также сюжетов информационной программы «Уфимское время». Эти данные показывают действенность работы, проводимой городскими подразделениями.
Еще одним средством сотрудничества информационно-аналитического отдела со средствами массовой информации стало проведение в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан пресс-конференций.
Опыт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан свидетельствует о том, что формирование институтов «связей с общественностью» в местных органах власти - это не только проявление процесса общественной трансформации, но и одно из условий эффективности такой трансформации, одна из предпосылок адаптации государственной службы к новым социально-экономическим условиям.
Совершенствование системы информирования населения о работе местных органов власти является актуальной проблемой.
Список рекомендуемой
литературы
Основная литература
1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. —
М., 1997.
2. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное пра_
во: Учебник. / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. — СПб., 2001.
3. Блек С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов_на_Дону, 1998.
4. Варустин Л. Э. Расставим акценты. К определению понятия «Пред_
мет науки PR» / PR_диалог. 1998. № 2.
5. Векслер А. История паблик рилейшнз: попытка хронологии //
Советник, 1998. № 9–10.
6. Горбатова Н. В., Станкевич Л. Т. Информационные технологии:
виртуальные мифы и политическая реальность России / Гумани_
тарные технологии и политический процесс в России. / Под ред.
Л. В. Сморгунова. — СПб., 2001.
7. Дотти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. — М., 1996.
8. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик рилей_
шенз: теория и практика. — М., 2000.
9. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. — М., 2000.
10. Лебедева Т. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз. — М., 1996.
11. Моисеев В. А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. — М., 2001.
12. НоэльНойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали мол_
чания. — М., 1996.
13. Ньюсом Даг, Терк Джуди Ван Слайк, Крукеберг Дин. Все о PR. Тео_
рия и практика паблик рилейшнз. — М., 2001.
14. Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия. —
Киев, 1993.
15. Паблик рилейшнз как профессия. — М., 1995.
16. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной дея_
тельности. — СПб, 1999.
17. Петров В. П. Объект управления — население. — М., 1995.
18. Почепцов Г. Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, прези_
дента. — Киев, 1997.
19. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять обще_
ственным мнением. — М., 1999.
17
20. Связи с общественностью в политике и государственном управле_
нии. / Под ред. В. С. Комаровского. — М.: РАГС, 2001.
21. Сегела Ж. Особенности национальной охоты за голосами. — М., 2000.
22. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М., 2000.
23. Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технологии и эффективность. — СПб.,
2001.
24. Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и
тактика потребления. — М., 1996.
25. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. — СПб., 2001.
26. Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс / Под ред.
Г. Е. Алпатова. — СПб., 2003.
27. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. — М., 2000.
Дополнительная литература
1. Варустин Л. Э. СМИ как субъект PR. // PR_диалог. 1999. № 4.
2. Василенко А. Б. Пиар крупных российских корпораций. — М., 2001.
3. Гавра ___________Д. П. Общественное мнение как социологическая категория
и социальный институт. — СПб., 1995.
4. Грабельников А. А. О российской государственной идеологии и
информационной политике // Вестник Московского универси_
тета. Серия 10. Журналистика. 1998. № 1.
5. Дмитриев А. В. Массовая коммуникация: пределы политического
влияния. — М., 1999.
6. Доценко Е. Л. Психология манипулирования. — М., 1997.
7. Зотова З. М. Избирательная кампания: технологии организации и
проведения. — М., 1995.
8. Кабреро Х. Д. Связи с общественностью в мире финансов. — М., 1997.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль_
тура. — М., 2000.
10. Ковлер А. И. Основы политического маркетинга (технологии орга_
низации избирательной кампании). — М., 1993.
11. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М., 2001.
12. Котлер Ф. Менеджмент. — М., 1998.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1993.
14. Лазутина Е. Параметры журналистского жанра. // Журналист.
1997. № 8.
15. Лайденен Н. Руководители агентства по связям с общественностью
о современном состоянии рынка PR в России // Маркетинг в Рос_
сии и за рубежом. 2001. № 2. № 3.