Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:19, контрольная работа
ХХ век - переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное отличие уходящего столетия от всей предыдущей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос.
Введение……………………….…………………………………… 2
1.Взгляд на глобальные проблемы…………………………………………………………… 4
2. Интерсоциальные проблемы…………………………………………………………… 7
3. Эколого-социальные проблемы…………………………………………………………… 15
4. Социокультурные проблемы…………………………………………….………………24
Заключение……………………………….……………………… . 26
Список литературы………………………………
Освоение Мирового океана
Проблема освоения Мирового океана приобрела глобальный характер в силу комплекса причин: 1) резкого обострения и превращения в глобальные таких проблем, как охарактеризованные выше сырьевая, энергетическая, продовольственная, в решении которых использование ресурсного потенциала океана может и должно внести огромный вклад; 2) создания мощных по производительности технических средств хозяйствования, обусловивших не только возможность, но и необходимость всестороннего изучения и освоения морских ресурсов и пространств; 3) появления межгосударственных отношений распоряжения ресурсами, производства и управления в морском хозяйстве, что превратило декларативный в прошлом тезис о коллективном (с участием всех государств) процесса освоения океана в политическую необходимость, вызвало неизбежность поиска компромисса с участием и удовлетворением интересов всех основных групп стран независимо от географического положения и уровня развития; 4) осознания подавляющим большинством развивающихся стран роли, которую может сыграть использование океана в решении проблем отсталости, в ускорении их экономического развития; 5) превращения в глобальную экологической проблемы, важнейшим элементом которой является Мировой океан, поглощающий главную часть загрязняющих веществ.6
Из океана человек издавна получает для себя пищевые продукты. Поэтому очень актуально изучение жизнедеятельности экологических систем в гидросфере, выявление возможности стимулирования их продуктивности. Это в свою очередь ведет к необходимости познания весьма сложных и скрытых для непосредственного наблюдения и далеко еще не познанных биологических процессов в океане, для изучения которых требуется тесная международная кооперация.
И в целом разделу огромных пространств и ресурсов нет иной альтернативы, как широкое и равноправное международное сотрудничество в их освоении.
4.СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В данной группе первоочередной является проблема народонаселения. Причем, ее нельзя сводить только к воспроизводству населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это, в конечном счете, приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ.7
Наблюдающийся в конце ХХ века быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки связан, прежде всего, с освобождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития. Новый «демографический взрыв» обострил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антагонистическим характером развития человечества. Все это выразилось в резком ухудшении питания и здоровья населения. К стыду цивилизованного человечества более 500 млн. людей (каждый десятый) изо дня в день хронически недоедают, ведут полуголодное существование, и это преимущественно в странах с самыми благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Как показывает анализ, проведенный экспертами ЮНЕСКО, причины голода в этих странах надо искать в засилии монокультур (хлопок, кофе, какао, бананы и т.д.) и низком уровне агротехники. Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью мотыги и сохи. Больше всего от недоедания страдают дети. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно умирает 40 тыс. детей в возрасте до 5 лет, которых можно было бы спасти. Это составляет около 15 млн. человек в год.
Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс.
Не менее животрепещущими являются вопросы, в своей совокупности фиксирующие культурные, религиозные и нравственные проблемы процесса глобализации.
В качестве базового принципа сосуществования и свободного развития цивилизаций и культур может быть заявлена идея международной справедливости. Актуальной в процессе глобализации мира становится проблема перенесения принципов демократии как инструмента согласования интересов и организации сотрудничества на отношения между странами, народами, цивилизациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ глобальных проблем современности показывает наличие сложной и разветвленной системы причинно-следственных связей между ними. Наиболее крупные проблемы и их группы в той или иной мере сопряжены и переплетены между собой. А любая ключевая и крупная проблема может состоять из множества частных, но не менее важных по своей злободневности, проблем.
Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день , когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух ¾ загрязнен, вода ¾ отравлена, почва ¾ заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди ¾ владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? ¾ Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?8
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет ¾ заслуга каждого из нас.
Глобализация процессов мирового развития предполагает международное сотрудничество и солидарность внутри мирового научного сообщества, возрастание социальной и гуманистической ответственности ученых. Наука для человека и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современности и социального прогресса - вот истинная гуманистическая ориентация, которая должна объединять ученых всего мира. Это предполагает не только более тесное единение науки и практики, но и разработку фундаментальных проблем будущего человечества, предполагает развитие единства и взаимодействия наук, укрепление их мировоззренческих и нравственных оснований, соответствующих условиям глобальных проблем современности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. и др. Глобальная энергетическая проблема. М.: Мысль, 2009
2.Аллен Д., Нельсон М. Космические биосферы. М., 2011
3.Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М., 2011
4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М. 2010
5. Глобальные проблемы и цивилизационный сдвиг. М., 2009
6. Глобальные экономические процессы: анализ и моделирование: Сб. ст. М.: ЦЭМИ. 2011
7. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации // Полис.2010. № 4.
8. Исаченко А.Г. География в современном мире. М.: Просвещение, 2011
1 Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. и др. Глобальная энергетическая проблема. М.: Мысль, 2009
2 Аллен Д., Нельсон М. Космические биосферы. М., 2011
3 Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М., 2011
4 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М. 2010
5 Глобальные проблемы и цивилизационный сдвиг. М., 2009
6 Глобальные экономические процессы: анализ и моделирование: Сб. ст. М.: ЦЭМИ. 2011
7 Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации // Полис.2010. № 4.
8 Исаченко А.Г. География в современном мире. М.: Просвещение, 2011
Информация о работе Общество и молодежь в эпоху глобальных проблем