Общие методы политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:11, доклад

Краткое описание

Традиционно с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном илинормативно-ценностном подходе, который предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п., ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Нормативно-ценностный подход требует исходить из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.

Вложенные файлы: 1 файл

общие методы политологии.docx

— 19.19 Кб (Скачать файл)

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. В своих крайних, жестко детерминированных формах социологический подход широко представлен в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим базисом. Социологический подход занимает одно из центральных мест в социологической науке, во многом определяет специфику политической социологии.

Традиционно с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном илинормативно-ценностном подходе, который предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п.,  ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Нормативно-ценностный подход требует исходить из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты. Нормативный подход часто критикуют за идеализацию политической действительности, оторванность от реальности, умозрительность, ведь ценностные суждения относительны, зависят от мировоззрения, социального положения и индивидуальных особенностей людей.

В отличие от нормативного, структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими (людьми, институтами) позициями и выполняемыми ролями (президентов, министров, граждан и пр.).Структурно-функциональный анализ выступает в качестве одного из принципов системного анализа.

Системный подход рассматривает политику как целостный, сложно организованный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через “вход” (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и “выход” (принятые политические решения и действия) системы. Системный подход был впервые разработан в 50-60-е гг.  американскими учеными  
Т. Парсонсом и Д. Истоном. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Истону, две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов;  
2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

Вплоть до начала XX в. в политической науке наряду с  нормативным методом господствовалинституциональный метод, который ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, то есть государств, партий, других организаций и объединений, права.

Антропологический подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего неизменный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии). Сегодня он исходит из таких принципов, как: 1) постоянство фундаментальных свойств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой;  
2) универсальность человека, единства человеческого рода и равноправия всех людей, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и других различий; 3) неотъемлемость естественных прав человека и их приоритета по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства.

Применительно к исследованию реальных политических процессов антропологический  подход требует не ограничиваться изучением  влияния социальной среды или  разумной (рациональной) мотивации, но выявлять и иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы политического  поведения.

Определенное сходство с антропологическим методом  имеет и психологический подход, однако в отличие от антропологического он имеет в виду не человека вообще, а конкретного индивидуума, что предполагает учет как его родовых качеств, так и социального окружения и особенностей индивидуального развития. Психологический подход ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Психологический подход широко применялся на протяжении истории  политических учений: еще Конфуций рекомендовал правителям Китая учитывать  в своем поведении психологическую  реакцию подданных для обеспечения  их доверия и послушания. Детально психология власти была разработана  в работе “Государь” Н. Макиавелли. Современный психологический подход многовариантен. Важную роль играет в  нем психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд.

Динамическую картину  политики дает деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение ее как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности, учет и контроль за реализацией целей, анализ полученных результатов и постановка новых целей.

Своеобразным развитием  и конкретизацией деятельностного метода является критически-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения, социально-политических изменений. Критически-диалектический метод широко используется в марксистском анализе политики, в неомарксизме, в либеральной и социал-демократической мысли. Он является ведущим в такой важной социологической и политологической дисциплине, как конфлик-тология.

Широкое распространение  в современной политологии получил сравнительный подход, который предполагает сопоставление однотипных политических явлений (например, политических систем, партий) с целью выявления их общих черт и специфики. Целью сравнительных (компаративистских) исследований является нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках. Как ясно из самого названия, на сравнительном методе базируется специальная отрасль политических знаний и исследований - сравнительная политология.

К числу традиционных и фундаментальных методов политической науки принадлежит субстанциальный (онтологический) подход. Субстанциальный подход требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях.

С давних пор в политологии  и других науках используется исторический метод, который требует изучения политических явлений  в их последовательном временном развитии, выявления прошлого, настоящего и будущего. Этот метод преобладает в исторических науках. Он хорошо известен и едва ли нуждается в специальных объяснениях.


Информация о работе Общие методы политологии