Опасности информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:44, реферат

Краткое описание

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать информационно-технологическая среда с постоянно развивающимся учебным пространством. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта).

Содержание

Введение 3

Опасности информационного общества 4
Представление об информационном обществе 5
Изменения в социально-экономической структуре
при переходе к информационному обществу 7

Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

информатизация общества.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

 

  1. Опасности информационного общества                                                     4
  2. Представление об информационном обществе                                          5
  3. Изменения в социально-экономической структуре

 при переходе к информационному обществу 7

 

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию, где производится и  потребляется интеллект, знания, что обязательно приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда.

В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать информационно-технологическая среда с постоянно развивающимся учебным пространством. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта).

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Опасности информационного общества

 

Информатизация современного общества имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Перечислим некоторые опасности  и проблемы на пути к информационному  обществу:

· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

· опасность большого влияния на общество со стороны средств  массовой информации;

· проблема отбора качественной и достоверной информации при  большом ее объеме;

· проблема адаптации людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· столкновение с виртуальной  реальностью, имеющее различные  психологические и психические  последствия для молодежи;

· переход к информационному  обществу не сулит каких - либо перемен в социальных благах и усиливает социальную напряженность;

· сокращение числа рабочих  мест ведет к массовой безработице;

· «информационные войны» - открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения являются информационные инфраструктуры и психология противника.

Информатизация общества вносит фундаментальные изменения  в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершается анатомо-физиологическое формирование организма и становление личности, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом воздействия.

Ежедневное нерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создает серьезные проблемы для воспитания личности, работы чувства. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать.

 

  1. Представление об информационном обществе

 

Информатизация общества - организованный социально-экономический  и научно-технический процесс  создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Деятельность отдельных  людей, групп, коллективов и организаций  сейчас все в большей степени  начинает зависеть от их информированности  и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем  предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:

· чрезвычайно быстрым  ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

· постоянно увеличивающимся  числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

· появлением разнообразных  данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитныхлентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат - наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

· появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно;

· существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться вполном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

 

3. Изменения в социально-экономической структуре при переходе к информационному обществу

 
В процессе перехода к информационному  обществу в социологической структуре  происходит ряд изменений. Так, например, об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п.

Некоторые ученые считают, что в  информационном обществе процесс компьютеризации  даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся  не только производство, но и весь уклад  жизни, система ценностей, возрастет  значимость культурного досуга по отношению  к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической  базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

При переходе к информационному  обществу возникает новая индустрия  переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты  информационного общества:

    • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
    • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
    • главной формой развития станет информационная экономика;
    • информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
    • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
    • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду;
    • Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
    • все большее влияние на общество средств массовой информации;
    • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
    • многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества. Существует опасность разрыва между " информационной элитой " (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Информатизация общества является одной из закономерностей  современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени " компьютеризация общества". При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации  общества основное внимание уделяется  развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу  мер, направленных на обеспечение полного  использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Результатом процесса информатизации является создание информационного  общества, где манипулируют не материальными  объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Одной из отличительных  особенностей жизни в современном  обществе является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс  информатизации общества. Появление  новых технических средств, информационных технологий и др. обеспечивает своевременный  сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

Информация о работе Опасности информационного общества