Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:43, контрольная работа
К тоталитарным системам традиционно относят страны, где государственной идеологией выступают коммунизм и фашизм. Сам термин ввел в оборот лидер итальянских фашистов Б. Муссолини, который взял за основу политических отношений принцип «все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».
Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Определение тоталитаризма…………………………………………………..5
2. Основные черты тоталитаризма………………………………………………9
3. Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом………...12
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1. Определение тоталитаризма……………
2. Основные черты тоталитаризма……
3. Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом………...12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Ведение
На сегодняшний день, тоталитаризм представляет собой наиболее опасную в мире тенденцию развития. Проводниками тоталитаризма на протяжении всей истории развития человечества являлись отдельные личности, обладающие патологическим стремлением к полному и всеобщему контролю над общественными процессами. В средневековой Европе тоталитаризм широко процветал на религиозной почве. Католическая церковь навязывала всему обществу "единственно верные" взгляды огнем и мечом инквизиции. Всякое инакомыслие жестоко каралось, причем в отдельных случаях достаточно было одного только подозрения, не основанного ни на каких фактах.
Следующей попыткой построения
тоталитарного общества был СССР.
На этот раз все повторилось
К счастью, и средневековая инквизиция, и СССР уже давно остались в прошлом, но успокаиваться на этом не следует. Стремление к тоталитаризму заложено в человеческой природе, поэтому опасность тоталитаризма неистребима. В настоящее время наибольшие опасения вызывают процессы, идущие в цитадели мировой демократии - Соединенных Штатах Америки. Определенные круги в этой стране, вдохновленные тем, что США удалось добиться мирового лидерства в области научно-технического прогресса и вооружений, стремятся к установлению тотального контроля над всем миром. Сигналом к началу этого процесса послужили известные события 11 сентября. Именно после этого момента во внешней и внутренней политике США усматривается ряд опасных тенденция тоталитарного характера. Соединенным Штатам стали очень сильно не нравиться страны, правительства которых проводят самостоятельную политику (Иран, Ирак, Северная Корея и ряд других). При этом борьба с инакомыслящими правительствами ведется под флагом борьбы с терроризмом, однако вызывает много вопросов в своей искренности. Взять хотя бы недавнюю войну с Ираком: начало кампании проходило под заклинания о борьбе с распространением оружия массового поражения и сопровождалось обвинениями Хусейна в поддержке терроризма, а в конце концов все эти обвинения рассеялись как дым, и вместо них уже пошла просто риторика на тему необходимости экспорта демократии (мы, мол, просто оказали небольшую услугу иракскому народу - свергли диктатора и дали им возможность пожить при демократии). Внутри самих США также идут процессы удушения свободы: массово снимаются отпечатки пальцев (и производится сбор другой информации личного характера, включая даже список литературы запрашиваемой в библиотеках), имеют место факты цензуры в печати и на телевидении, организуется слежка за неблагонадежными лицами и т.п.
Все эти вопиющие факты
и тенденции требуют
1. Определение тоталитаризма.
Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Характеризуется тоталитаризм
на всеобщей идеологии
Если мы попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени других известных понятий - диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм. Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность». Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого - древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу. Тоталитаризм - явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм - явление, не сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно-административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно-идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека, придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим: сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны, коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?
Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для достижения определенной цели - построения социализма в планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка ее в 1921-22 годах привела к либерализации политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то - Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм - только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личной воле и качествах Сталина - за его индивидуальностью проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не только психологические, но и исторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь самые серьезные последствия.
Вторая часть нашего определения: тоталитаризм - это переживание власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования, транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти - власти над историческими закономерностями, временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы - молодые хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя, позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова - Берии уже не щадили никого.
Появление такого, тоталитарного, индивида - первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка - тенденция к идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной собственности и централизованного управления обществом, планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию - монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма - культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.
2. Основные черты тоталитаризма
В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:
Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.
Среди базовых признаков и сущностных
характеристик тоталитаризма, о
3. Понятие авторитаризма.
Сходство и различия с
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм.
Термин “авторитаризм” (от лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-либо одной партии, группировки, лица или института.
По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты: