Основание и типология политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:42, реферат

Краткое описание

. Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.
Среди многообразных видов политического процесса конфликты выделяются тем, что привносят в социальную и политическую жизнь общества напряженность, противостояние, неприязнь, ненависть. Они разделяют людей на враждебные группы и группировки, вовлекают их в открытое противостояние, кровопролитные столкновения. Казалось бы, люди уже давно должны были осознать пагубность любого проявления агрессии, междоусобных и братоубийственных войн. Но нет, каждое новое поколение вовлекается в новые конфликты, вновь происходит разделение на группы и группировки, и вновь возникает угроза кровопролитий.

Вложенные файлы: 1 файл

Семестровая Готовая.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

      В-четвертых, к конфликту могут привести притязания населения или отдельных социальных групп к правительству или к парламенту с целью побудить их к исполнению своих функциональных обязанностей в том виде и том объеме, в каком они представляются необходимыми этим людям.

      Объект притязаний конфликтующих сторон принято называть предметом конфликта. Исходя из вышеизложенного подхода, все политические конфликты можно разделить по своему предмету на четыре вида: общенациональные, где предметом конфликта становится верховная власть общества; локальные, где речь идет о перераспределении власти между ведомствами, между регионами и центром, между политическими организациями и т.д.; институциональные, предполагающие борьбу определенных групп за свое утверждение в системе политических институтов и организаций; функциональные, в ходе которых высказываются претензии на соблюдение правил нормативного политического порядка.

      Политические конфликты развиваются и тесно переплетаются с конкурентными политическими процессами в обществе, но при этом каждый из этих процессов не утрачивает своей специфики. Напомним, что конкурентный процесс не исключает противоречий между участниками политического взаимодействия, совпадения объекта их притязаний, но их реальные выпады в адрес друг друга не выливаются за пределы дозволенного нормативным порядком.

      Важной особенностью политических конфликтов является их неизбежная идеологизация, т.е. стремление конфликтующих сторон облечь свои притязания в форму защиты социально-политических ценностей. Идеологический фактор, ориентация на определенные политические ценности присущи участникам любых политических процессов от кооперативных до конфликтных. Однако в конфликте идеологизация перестает быть просто различием ценностных ориентации. Она обретает агрессивный характер, проявляющийся в стремлении участников нарастающего конфликта доказать, обосновать единственно правильный характер именно своей идеологической системы, внедрить эту систему ценностей в массовое сознание, убедить широкие слои, что справедливое общество — это только то общество, которое основано на декларируемых ценностях.

      Идеологизация политических конфликтов объясняется и тем, что перераспределение политической власти в обществе никогда не бывает добровольным делом, и поэтому желающим повысить свой политический статус, обрести новые возможности влияния на массы надо убедить окружающих в целесообразности, необходимости этого шага. Вот почему каждый участник конфликта стремится опереться на какую-либо уже существующую идеологическую концепцию, либо предложить новую.

      Таким образом, политический конфликт всегда сопровождается конфликтом ценностей, даже если его участники используют ту или иную идеологическую концепцию лишь для камуфляжа своих истинных планов и намерений. Одна из причин обязательного обращения к идеологии заключается в возможностях последней объединять и сплачивать массы. Люди, идентифицирующие себя с той или иной идеологией, будут поддерживать того, кто открыто выступает под ее знаменами.

      Следующей важной особенностью политических конфликтов является мобилизация их участниками значительных ресурсов: денежных средств, вооруженных сил, массовой поддержки и др. Огромное значение ресурсов в борьбе за перераспределение власти нередко приводит к тому, что политическим конфликтам предшествует борьба за ресурсы: за влияние на армию, за привлечение на свою сторону капитала, за симпатии и поддержку масс, за средства массовой информации. Нередко в ходе борьбы за ресурсы одна из потенциальных сторон политического конфликта получает такие неоспоримые преимущества, что другая уже не осмеливается выступать со своими притязаниями. Вот почему борьба различных сил за такие ресурсы, как общественное мнение и поддержка населения, армия, поддержка капитала, и возникающие в ходе этой борьбы конфликты также носят политический характер.

      Таким образом, еще одна особенность политических конфликтов — они одновременно являются и конфликтами групп интересов. И, наконец, политические конфликты отличаются многообразием форм их протекания: от вооруженных столкновений до применения скрытых приемов давления на противника. В последнем случае участники конфликта могут «на публике» демонстрировать взаимную лояльность, а на деле прибегать к шантажу, провокациям, делать «обманные движения». Итак, политические конфликты отличаются прежде всего объектом притязаний. Однако специфика борьбы за перераспределение политической власти в обществе неизбежно делает политические конфликты одновременно конфликтами ценностей, конфликтами интересов, конфликтами ресурсов. Вместе с тем, не любая форма политической борьбы может рассматриваться как конфликт. Политическая борьба может разворачиваться в виде конкурентных процессов, если ее участниками соблюдаются установленные в обществе нормы и правила ее ведения.

      Конфликты могут проявляться в самых разнообразных формах. Это революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, непосредственно направленные протий политических соперников, парламентские дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон, политические забастовки, внутрипартийные конфликты и т.п.

      С разнообразием форм проявления связана типология конфликтов. Она делит конфликты по различным основаниям: числу участников, степени остроты, широте конфликтного взаимодействия, скорости протекания, объектам, целям и т.д.

      В зависимости от областей проявления конфликты делятся на внутренние и внешние. Внутренние конфликты характеризуют отношения внутри политического или социального объединения, внешние — между различными объединениями или людьми.

      По масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; региональные; международные; внутригосударственные. С точки зрения возможности примирения сторон выделяют конфликты антагонистические — разрешение конфликта невозможно без устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон. В зависимости от количества и уровня участников конфликты делятся на:

внутриличностные - индивидуальные конфликты, характеризующиеся столкновением  несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и  мотивов, а также выполняемых  человеком ролей, например, у женщины-парламентария  конфликт между ролями заботливой жены и матери, с одной стороны, и  эффективного политического деятеля  — с другой;

- межличностные - конфликты между  отдельными людьми;

- конфликты между личностью  и группой;

- межгрупповые - конфликты, сторонами  которых являются группы различных  уровней: государства, нации, классы, профессиональные группы и т.д.  Этот тип конфликтов занимает  центральное место в политике.

      По ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками, например между двумя субъектами федерации или парламентариями; между нижестоящими и вышестоящими субъектами, например, конфликт между федеральными и местными властями.

      В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, и многофакторные конфликты, а также конфликты кумулятивные когда несколько причин накладываются друг на друга, что приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

      С точки зрения нормативной регуляции конфликты делятся на институциализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституциализировапные, протекающие вне установленных    правил.

      По сферам проявления различают канализируемые конфликты, предполагающие ограниченность сферы соперничества и активности участников, к эскалирующие конфликты; характеризующиеся, неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия. Последняя разновидность конфликтов плохо поддается урегулированию и влечет за собой наиболее разрушительные последствия.

      По временным параметрам конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различают открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством. Существуют и другие классификации конфликтов. Учет специфики конфликта, а также его причин и возможных последствий — необходимый компонент культуры обращения с конфликтами, позволяющей использовать его с минимальными издержками для участвующих сторон.

3. Общее и особенное  в технологиях урегулирования      политических конфликтов

      Умелое обращение с конфликтами — важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами — это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли управление ими. Сам термин «управление конфликтом» используется в современной литературе далеко не однозначно. Одни авторы трактуют его как «деятельность, направленную на примирение противоборствующих интересов и выработку общего согласованного решения», другие же включают в это понятие по существу всякую «деятельность, направленную на достижение целей, состоящих в поддержке, окончании конфликта или любом другом воздействии на его ход».

      Последняя трактовка управления конфликтом представляется предпочтительней, поскольку она не ограничивает управление конфликтом миротворческими усилиями и позволяет охватить весь комплекс мер, воздействующих на конфликт. Управление конфликтом — это контроль над его процессами формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта, так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами.

      Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта» Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.

      Регулирование предполагает направленные воздействия на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта. В регулировании конфликта участвуют как сами конфликтующие стороны, стремящиеся найти выход из создавшейся ситуации, так и посредники, так называемая третья сторона, непосредственно не вовлеченная в конфликт. Принято выделять два основных вида регулирования конфликтов: а) предупреждение конфликта; б) собственно регулирование или управление конфликтом. Рассмотрим особенности каждого из этих видов.

      Предупреждение конфликта предполагает принятие мер, исключающих появление конфликтных взаимодействий. Мы говорили выше, что основания для конфликтных взаимодействий возникают на этапе «блокада», когда обе стороны начинают упорствовать в своих притязаниях и отказываются идти на уступки. Поэтому данная форма регулирования конфликта применима только к этапам выдвижения притязаний и взаимодействия по поводу выяснения позиций друг друга. Смысл действий по предупреждению конфликта должен заключаться в том, чтобы направить развитие событий в русло конкурентного взаимодействия, удовлетворения или отказа от притязаний, частичного или полного.

      В самом общем виде действия по предупреждению конфликта можно представить в следующих основных вариантах:

а) стороны вступают в переговоры, пытаются понять взаимные претензии, найти  компромиссные решения в рамках существующего законодательства или  договариваются о новых правилах. Чтобы события начали развиваться  по этому сценарию, необходимо признание каждой из сторон опасности развития конфликтной ситуации. Итогом таких переговоров должен стать перевод событий в русло конкурентного взаимодействия;

б) одной из сторон удается рассеять противоположную сторону, не прибегая к насилию, что приводит к дисперсии  конфликтной ситуации. Это достигается  путем переключения внимания участника  потенциального политического конфликта  на другие проблемы. Например, шахтеров, готовящихся к политической стачке, убеждают в том, что виновник их проблем  не правительство, а руководство  шахты, в результате чего в рядах  потенциального участника конфликта  происходит дезорганизация, внимание переключается на внутренние проблемы;

в) возможно использование комбинированных  методов, когда одновременно стороны  вступают в переговорный процесс, а  параллельно идет работа по рассеиванию  противника. В любом случае суть деятельности по предупреждению конфликта  заключается в недопущении противостояния, перехода сторон к ненормативным  действиям, к обострению напряженности.

      Собственно регулирование конфликта представляет собой комплекс мер, предпринимаемых уже в условиях явно выраженного противостояния сторон и направленных на снижение враждебности, на поиск совместного решения проблемы. В регулировании конфликта можно выделить следующее: а) регулирование, осуществляемое в ситуации, когда развитие событий свидетельствует, что участники конфликта готовы или уже предпринимают агрессивные действия в отношении друг друга, но характер этих действий еще не вылился в насильственные акты, в вооруженное противостояние; б) регулирование вооруженного конфликта. Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае центральным звеном регулирования конфликта является переговорный процесс. Однако в отличие от переговоров, ведущихся на предварительной стадии развития конфликта, переговоры на стадии активных конфликтных действий проходят всегда достаточно трудно, меняется сама атмосфера встреч. Здесь друг другу противостоят уже выкристаллизовавшиеся противоборствующие стороны, настроившие в свою пользу определенные социальные слои и группы, и которые неизбежно будут ориентироваться на ожидания этих групп, поэтому характер их требований будет более радикальный.

Информация о работе Основание и типология политических конфликтов