Эмпирические
исследования, подтвердили реальное
существование авторитарного типа
личности, выявили ее некоторые новые
черты. В целом же это направление психоанализа
значительно расширило представления
о психологических мотивациях стремления
к лидерству, хотя оно, конечно же, не исчерпывает
все типы таких мотиваций.
Совокупность
различных интерпретаций политического
лидерства позволяет увидеть его разнообразные
стороны, аспекты, однако еще не дает целостной
картины этого феномена. Попытку решить
эту задачу, осуществив комплексное исследование
лидерства, представляет его интерактивный
анализ. Он учитывает четыре главных
момента лидерства:
- черты лидера;
- задачи, которые
он призван выполнять;
- его последователей
и конституентов; систему их взаимодействия;
- механизм
взаимоотношения лидера и его конституентов.
И
все же, создать единую универсальную
концепцию лидерства, по всей вероятности,
невозможно, поскольку само это явление
чрезвычайно многообразно по своему проявлению
и функциям, зависит от исторических эпох,
типов политических систем, особенностей
лидеров и их конституентов и других факторов.
Воспитание лидера
и его самовоспитание предполагают тренировку
умения вести за собой людей, устанавливать
отношения с ними и на этой основе организовывать
политическое управление. Лидера отличают
не честолюбие, желание или умение выделиться
и реальное превосходство, а подлинное
естественное право сильной, волевой и
одновременно интеллектуальной личности
вести за собой людей.
Лидер должен
соответствовать требованиям времени,
и не только он, но и его
окружение, которое способно его
понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов
не смогли проявить себя, не встретив поддержки.
Лидер должен быть главой своей группы,
проводником идеи, которая может завладеть
умами общества или его значительной,
ведущей части. Но и общество должно готовить
себе лидеров. Воспитание элиты - важная
общественная задача. Обучение хозяйственному
управлению (менеджменту) создает условия
для подготовки людей, способных занять
в государстве видные политические посты.
Это и передача знаний, опыта анализировать
ситуации, и развитие управленческих навыков
и качеств, и воспитание ответственности,
и обучение различным стилям управления,
общения с людьми, умению изменять стиль
и приемы руководства, Лидер (или будущий
лидер) должен научиться принимать решения,
избегать крайних, безвыходных ситуаций
либо, напротив, создавать неизбежную,
но выгодную совокупность обстоятельств.
Он должен уметь, как говорил У. Черчилль,
извлекать пользу из самых невыгодных
положений. Особое искусство лидера - обращать
в союзников скрытых и даже явных противников.
Лидер не
может и не должен бояться
рисковать, ждать гарантированного
успеха или, напротив, полагаться
на случайную победу. Поскольку
политика - цепь неожиданностей, ему
предстоит преодолевать непредвиденные
осложнения, маневрировать, быть
готовым к временным неудачам, но
постоянно быть нацеленным на движение
вперед. Наше время и наша страна остро
нуждаются в новом поколении лидеров -
со стратегическим мышлением, неординарным
видением ситуации, уверенностью в успехе.
Такие лидеры нужны как в сфере политики,
так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы
призваны эффективно решать и новые проблемы,
и старые, но иными методами. Их мастерство
предполагает широкие связи с другими
новаторами. Они инициативны и восприимчивы
к инициативе других. Такие лидеры при
всей их настойчивости не подавляют.
Сочетание
объективных сил, политических
обстоятельств, сложившихся в
обществе традиций политической'
деятельности создает лидера, но
только при особом его складе.
Иначе он остается руководителем,
служащим, хотя и высокопоставленным.
Возможна, впрочем, и другая эволюция политика.
Личная преданность
главе общественного движения, руководителю
- важное условие лидерства. Но
если лидера связывают с окружением
только личные отношения или
даже личная зависимость, лидерство
перестает быть рациональным. Тогда в
политике лидера доминируют подбор и укрепление
преданного ему окружения, а ее эффективность
измеряется прочностью земляческих связей.
История знает простейший способ укреплять
их - семейными, кровнородственными, родоплеменными
узами, а в более поздней и современной
форме - дружескими, товарищескими, земляческими.
Это приводит к идейным, партийным, групповым
связям, что в свою очередь ведет к перерождению
лидерства в вождизм, самого лидера - в
предводителя, а его окружения - в клан
(узкую, обычно замкнутую группу связанных
круговой порукой людей) , а необходимость
постоянно поддерживать устойчивую структуру
группы и более широкого окружения - в
культивирование почти религиозной веры
в непогрешимость главы клана, будь то
высший руководитель страны или партии,
ведомства, учреждения, народного движения.
Закон, правовые нормы и критерии отношений
в такой группе независимо от ее масштабов
отступают на второй план или игнорируются.
Основа перерождения
лидерства в вождизм - в архаической
простоте патриархальных отношений. Сложный
механизм современной власти заменяется
приказами, желаниями вождя и повиновением
последователей. Общество отождествляется
с государством, политика - с идеологией,
воля вождя - с волей народа, истории. Восприятие
действительности становится иррациональным,
ибо отношения между вождем и его окружением
утрачивают разумные основы. Вождь прибегает
к наиболее доступным манипуляциям общественным
сознанием, которое воспринимает все новое
как чужое и чуждое, враждебное. Иррациональным
становится стремление окружения наделить
вождя необыкновенными способностями,
необычайной мудростью и прозорливостью,
знанием всего того, что должны знать его
близкие и подчиненные и, естественно,
страна и народ.
В отличие
от вождизма лидерство не наследуется.
Каждый новый лидер рождается заново.
И хотя он наследует сложившееся окружение
(преемственность власти необходима) ,
он должен быть носителем новых идей. Новаторство
- основа чередования лидеров в нормально
функционирующей политической системе.
Оно проявляется и реализуется в демократическом
механизме регулярной системы смены власти,
в периодических выборах новых руководителей.
Закон делает их смену обязательной, и
этот процесс функционирует как школа
лидерства, его совершенствования, включая
и подготовку, и отбор, и соревнование
лидеров, а главное - участие в этом политическом
процессе общества, по крайней мере его
активных членов, участников политической
жизни.
Постоянный
социальный контроль за властью,
взаимный контроль трех разделенных
властей, а также контроль со стороны средств
массовой информации делают формирование
лидеров весьма суровой и эффективной
школой. Такой контроль становится особенно
действенным, когда он персонален. Его
цель - не вызвать интерес к личной жизни
лидера, а уберечь от соблазнов, которых
у него гораздо больше, чем у рядовых граждан
и даже у его ближайшего окружения. Открытое
для наблюдения общества правление лидера
и его приверженцев оздоравливает и власть,
и народ.
Совсем иначе
сменяются вожди. Какими бы причинами
ни была вызвана их смена, новый вождь
невольно наследует технологию власти
своих предшественников. А так как среди
них обычно бывает один, наделенный необыкновенными
качествами и овеянный легендарной славой,
то новый вождь стремится уподобиться
его образу. Новое, что он приносит с собой,
нередко сводится к поруганию его непосредственного
предшественника, особенно если его устранение
от власти было следствием специально
организованных мер, а не естественных
причин.
Поэтому и
механизм передачи власти от вождя
к вождю заключен внутри окружающего их
клана. Чтобы пройти путь до вершины власти,
требуется проникнуть в состав узкого
круга лиц, из которых кто-то может стать
новым вождем. Это тоже школа, но школа
вождизма, личной авторитарной власти
и личных отношений. Затяжная карьера
в этой политической и жизненной школе
приводит к геронтократии - власти престарелых.
Власть старейшин - одно из древнейших
явлений политики. Эта архаическая традиция
(уважение к старшим в семье, в роде, в племени,
в обществе) со временем приобрела монархические
черты, когда власть князя, короля, царя,
императора автоматически переходила
к старшему в роде, в семье, и он правил
до самой смерти.
Со временем
возраст утратил у большинства
народов политический смысл. Однако
он не стал и помехой для того, чтобы занимать
высшие и самые ответственные политические
посты. Правда, престарелый вождь обычно
удерживается в правящей группировке
соратников не менее почтенного возраста
благодаря личным связям, устоявшимся
структурам деловых отношений. Лидер же
может достигнуть положения старейшего
руководителя лишь благодаря своим творческим
качествам эффективно работающего политика.
Многие лидеры прошлого и настоящего (У.
Черчилль, Р. Рейган, В. Брандт, Ф. Миттеран
и др.) показали, что зрелый возраст и зрелость
ума, опыт и знания - совсем не плохое сочетание.
Однако в целом тенденция к омоложению
лидерства все-таки существует. Но главное
в другом: лидерство не порождает геронтократии.
Последняя возникает в обществах с замедленным
развитием. Это коллективное влияние охватывает
не только политику, но и экономику, науку,
культуру, всю общественную жизнь страны.
В современном динамичном мире авторитарная
элита престарелых вождей неизбежно уступает
место другому механизму власти - лидерству.
В известных
условиях застойная политическая
жизнь, особенно после бурных
событий (войн, революций, кризисов,
реформ) , может стимулировать преобразование
лидерства в вождизм. Так случилось
во многих освободившихся от
колониального господства молодых
государствах. Но у лидера и у лидерства
есть и другие варианты нежелательного
развития.
Из сказанного
можно заключить, что психология
и логика поведения лидера - самые
сложные и скрытые от общества
стороны власти, загадка всевозможных
поворотов политики. Проникнуть в эту
сферу можно не только по косвенным свидетельствам,
но и по объективным признакам, фактам
и результатам политической деятельности
лидера.
Лидерство - это
не новый стиль руководства, а
способ организации власти в, гражданском
обществе с развитым политическим сознанием
всех или большинства его социальных слоев.
Такое общество возникло сравнительно
недавно либо еще только складывается,
и то пока не везде. Но это перспектива
и необходимость истории и политики. Члены
гражданского общества - мыслящие участники
политической жизни, поэтому они имеют
возможность сознательно выбирать себе
лидера. Поведение же лидера должно убеждать
их в том, что его действия правильны и
выгодны, а не продиктованы своекорыстием
или властолюбием. Общество со своей стороны
не может манипулировать лидером. Социальное
и политическое партнерство, взаимопонимание
лидера и его приверженцев - основа новой
современной политики.
Итак, лидерство
- одно из проявлений власти, отличительное
свойство политической деятельности,
право выдвигать руководителя, который
ее осуществляет. Это явление присуще
и другим видам деятельности - производству
вещей и идей, науке, спорту и т. д.
Обязательное
условие лидерства - обладание
властью в конкретных формальных
или неформальных организациях самых
разных уровней и масштаба - от государства
и даже группы государств до правительственных
учреждений, местного самоуправления
или народных и общественных групп и движений.
Формализованная власть лидера закрепляется
законом. Но во всех случаях лидер имеет
социальную и психологическую, эмоциональную
опору в обществе или в коллективах людей,
которые за ним следуют.
Совершенно
ясно, что принятое в социальной
психологии понимание лидерства
как свойственного лишь малой
группе было обусловлено не
столько теоретическими позициями разных
исследователей, сколько идеологическими
и политическими заказами и запретами
недавнего прошлого, когда недопустимо
было даже теоретически предположить,
что руководители партии и государства
- не лидеры. Главой государства в течение
десятилетий оказывались руководители,
назначаемые на этот пост и не проходящие
сложной процедуры выборов, присущей феномену
политического лидерства.
Итак, можно
констатировать, что в нашей психологии
вопрос о политическом лидерстве,
т.е. о лидерстве на уровне больших
социальных групп, вообще не поднимался,
если не считать робких попыток рассмотреть
феномен руководства. В западной же литературе
возобладали тенденции прямого, механического
перенесения личностных характеристик
и механизмов лидерства в малых группах
на личность политического, государственного
деятеля и на механизмы лидерства в больших
системах.
В разрабатывавшейся
у нас теории социальной психологии
(как я в других областях
психологии) в качестве основы
изучения проблемы лидерства
был взят деятельностный подход, предложенный
А.Н, Леонтьевым, в соответствии с которым
главными детерминантами процесса лидерства
были целы и задачи группы, определявшие,
кто станет лидером и какой стиль лидерства
окажется наиболее эффективным.
До некоторой
степени этот подход пересекается с американскими
ситуативными теориями лидерства. Общее
между ними - в том, что оба подхода направлены
на выявление связи и зависимости между
явлением и институтом лидерства, с одной
стороны, и той средой, в которой это лидерство
осуществляется. Разница состоит в том,
что ситуативные теории учитывают черты,
характерные для среды лидерства: время,
место, обстоятельства групповых действий,
т.е. внешние параметры, относящиеся и
к лидеру, и к возглавляемой им группе
в целом. Деятельностный же подход акцентирует
внимание на таких внутренних характеристиках
группы, как цели, задачи и состав.