Основные ресурсы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:10, реферат

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции.

Содержание

1. Введение
2. Понятие власти
3. Основные ресурсы власти
4. Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

2) само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств. В центре внимания властвующих находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: "Новый курс" (Ф. Рузвельт), "Новые рубежи" (Дж. Кеннеди), "Война против бедности" (Л.Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно — программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.

3) экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности. Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.

     Таким образом, огромные экономические  ресурсы нужны и для завоевания  власти, и для реализации ее  целей, и для ее поддержания.  Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.

      Политическая власть использует  экономические ресурсы для решения  многих проблем общегосударственного  и международного характера. С  помощью экономических средств,  в частности средств государственного  регулирования общественных процессов,  политическая власть может сделать  многое:

•стимулировать структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР (научно-технической революции);

• стимулировать  инвестиции в национальную экономику;

• не допустить  монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;

• замедлить  темпы инфляции и существенно  сократить безработицу и т.д.

       Для достижения указанных целей  политическая, государственная власть  использует прежде всего средства  государственного бюджета. Большие  возможности открывает налоговая  система страны. При этом налоги  это не только главный источник  средств формирования доходной  части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение  или повышение налогов) осуществляется  влияние на процесс воспроизводства  общественного капитала. Налоги  не случайно называют настоящим  "экономическим чудом": с помощью этого экономического ресурса в США, например, практически все крупные и крупнейшие предприятия имеют форму корпораций (акционерных обществ). И практически нет гигантских предприятий, находящихся в единоличной собственности. Это  результат налоговой политики. Важными экономическими ресурсами, которыми располагает политическая власть, являются манипулирование с процентными ставками по банковским вкладам, поощрение научно технического прогресса и многое другое.

       В свою очередь, широко известны  злоупотребления властью, продажность  и коррупция среди политических  деятелей. В мировой печати приводятся  все новые многочисленные факты  такого рода скандалов. Сравнительно  недавно мир узнал о подкупе  ряда высокопоставленных представителей  правящей партии Японии (Либерально-демократическая  партия). Сумма взятки составила  30 млн. йен. В Париже подал  в отставку министр Бернар  Тапи. Причина  обвинение в  получении взятки в 13млн франков.  В получении взяток заподозрены  лидер греческих социалистов  Андреас Папандреу и некоторые  члены его кабинета. Особо богатыми  оказались некоторые главы бывших  социалистических стран. Например, сокровища Чаушеску, по некоторым  оценкам, составляли сумму в  5 млрд. дол. К этому следует  добавить ювелирные изделия и  украшения, бесследно исчезнувшие в дни революции. (Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994. С. 6263).

       В государствах с развитыми  демократическими режимами сделано  достаточно много, чтобы предотвратить  подобного рода преступления. Что  же касается международной сферы,  то требование, запрещающее людям,  находящимся на государственной  службе, принимать какие-либо дары  от иностранцев, зафиксировано  в конституциях ряда стран.  Например, в Конституции США отмечается: "... ни одно лицо, занимающее какую-нибудь оплачиваемую или почетную должность на службе Соединенных Штатов, не может без согласия Конгресса принять тот или иной дар, вознаграждение, должность или титул от какого-либо короля, принца или иностранного государства". (Конституция США, статья 9). В Англии существуют законодательные нормы, запрещающие членам правительства путешествовать за счет принимающей стороны. Министры не имеют права принимать награды от иностранных правительств. Им запрещено сочетать государственную деятельность с пребыванием в советах директоров каких-либо фирм.

 

Силовые ресурсы.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также  специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура  с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

      Этот вид ресурсов политической  власти выполняет функцию обеспечения  обороны страны, охраны внутреннего  порядка, в том числе обеспечения  безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений  на власть в целях ее свержения.  Это — армия, полиция, различные  службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и политических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз "наводили порядок" в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах Европы и в США вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конституционного порядка.

      Очевидно, что политические структуры  заинтересованы в высокой лояльности  и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует  международный опыт, работа в  силовых структурах относится  к престижным и довольно высоко  оплачиваемым профессиям. Достаточно  отметить, что годовое жалование  полицейского в США лишь немного  меньше, чем губернатора штата.

      

Социальные ресурсы.

Социальные  ресурсы – это понижать или  повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Это также  довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что  призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место  в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система  разного рода привилегий. Социальная политика в больших современных  западных странах строится таким  образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство  населения: здесь широкая система  страхования, высокий уровень пенсионного  обеспечения (уровень пенсии составляет до 90% от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных  организаций и т.д.

     

Информационные ресурсы.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки  и образования, СМИ и др. Как  считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

      Речь идет, в первую очередь,  о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид  ресурсов, которыми располагает  политическая власть в современных  условиях практически во всех  странах мира. Однако "молодость"  не означает малую эффективность  или второстепенную роль. Средствам  массовой информации (в условиях, когда практически каждая семья  имеет телевизор и радиоприемник)  принадлежит весьма важная роль  как в период становления политической "власти, так и в период ее  функционирования. Данная группа  ресурсов политической власти  имеет специфику, делающую их  отличными от других видов.  Господствующая политическая власть  всегда имеет оппозицию (скрытую  или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут (по крайней мере, в какой-то своей части) стать антиресурсом политической власти. Чтобы СМИ стали действительными ресурсами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности.

      Нередко СМИ называют "четвертой  властью" (наряду с законодательной,  исполнительной и судебной). Это  отражает их действительные возможности  и силу воздействия на общественное  мнение.

      Специфическим ресурсом власти является сам человек — демографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

В итоге  рассмотрения основных видов ресурсов политической власти надо решить вопрос, какие из них являются наиболее важными, а какие второстепенными. Однозначного ответа на него нет. В разные периоды  решающими становятся то одни, то другие ресурсы. Очевидно, например, что в периоды попыток переворотов или других выступлений против политической власти решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного экономического и политического развития большую роль играют экономические и социальные ресурсы. В целом же, как показывает практика, все виды перечисленных ресурсов относятся к постоянно действующим, необходимым для политической власти.

Различные ресурсы власти обычно применяются  ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей  степени обладающим всеми видами ресурсов.

 

Классификация власти в соответствии с ресурсами.

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут  использоваться в качестве оснований  ее типологии. Наиболее содержательна  классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Отметим, что роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие "экономическая власть". Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на политическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использования принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования.

С экономической  властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть — это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Информационная  власть способна служить разным целям: не только распространению объективных  сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию  — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д. С понятием "силовые ресурсы" нередко связывают понятие "военная власть". Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При этом военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Информация о работе Основные ресурсы власти