Основные субъекты политической жизни современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Политические партии после государства являются одним из основных институциональных субъектов политической жизни общества, наиболее организованной частью гражданского общества. Несмотря на сравнительно недолгую историю своего существования - в современном виде политические партии существуют в мире со второй половины XIX века - они стали, несомненно, одним из важнейших достижений человеческой цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 28.07 Кб (Скачать файл)

   Наличие этих неистребимых  человеческих стремлений, неизменность  жизнеутверждающих потребностей  личности к свободе и счастью  составляют стержень гуманизма.  Приобретая характер высших моральных  принципов, данные требования  становятся источником гуманности  законов, поднимаясь по своему  значению выше социальных отношений  в конкретной стране, выше потребностей  различных групп. Они не меняются  в зависимости от этапов и  типов развития общества, становясь  мерой человечности всех социальных образований, критерием, используемым при оценке всех социальных явлений, в том числе универсальной мерой оценки человечности любой политической системы. Так что, оценивая человека как “меру всех вещей” (Протагор), эти гуманистические принципы способны задать совершенно определенные цели и принципы государственной политике, выступив гуманистическим ориентиром саморазвития власти.

   Иными словами, государство  и индивид взаимодействуют между  собой как два взаимосвязанных  и одновременно в известной  степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное – возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношений, направляя государственную политику. Как же в целом соотносятся возможности государства и личности?

 

Особенности индивида как субъекта политики

 

   Роль индивида в политике крайне специфична. Конечно, он не может затмить значение групповых объединений для формирования политического пространства в целом. Однако он может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Потому-то и недостаточно рассматривать индивида лишь в качестве одного из специфических субъектов политической сферы.

   Будучи исходными социальными  атомами, из совокупности действий  и отношений которых складывается  самое общество, индивиды способны  выступать особой целью деятельности  любой системы правления и  власти. По сути дела, олицетворяя  статус человека как относительно  самостоятельного и свободного  существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека – этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти.

   Организуя совместную жизнь  людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство – это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.

   Наличие этих неистребимых  человеческих стремлений, неизменность  жизнеутверждающих потребностей  личности к свободе и счастью  составляют стержень гуманизма.  Приобретая характер высших моральных  принципов, данные требования  становятся источником гуманности  законов, поднимаясь по своему  значению выше социальных отношений  в конкретной стране, выше потребностей  различных групп. Они не меняются  в зависимости от этапов и  типов развития общества, становясь  мерой человечности всех социальных образований, критерием, используемым при оценке всех социальных явлений, в том числе универсальной мерой оценки человечности любой политической системы. Так что, оценивая человека как “меру всех вещей” (Протагор), эти гуманистические принципы способны задать совершенно определенные цели и принципы государственной политике, выступив гуманистическим ориентиром саморазвития власти.

   Иными словами, государство  и индивид взаимодействуют между  собой как два взаимосвязанных  и одновременно в известной  степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное – возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношений, направляя государственную политику. Как же в целом соотносятся возможности государства и личности?

 

 

Заключение

 

Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают  носителями конкурирующих друг с  другом политических идей, служат выразителями интересов, потребностей и целей  определенных социальных групп, связующим  звеном между гражданским обществом  и государством. Задача партий –превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Партия должна побуждать к движению вперед.  Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов. Партии должны постоянно обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды. Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

 

Список  литературы

 

  1. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004.
  2. Политология на Российском фоне. В. В. Рябов, Москва, 1993 г., «Луч».
  3. PR Теория «Справочник» Процесс политический в современной России // http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=514
  4. Библиотека "Полка букиниста"// http://polbu.ru/baranov_politics/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Основные субъекты политической жизни современной России